Записи с темой: гомоэротизм (список заголовков)
13:09 

Письмо Томаса Манна о "Смерти в Венеции"

КАРЛУ МАРИИ ВЕБЕРУ
Мюнхен, 4.VII.20.
Пошингерштр[ассе], 1

Глубокоуважаемый господин Вебер,
     Какое взволнованное и волнующее письмо, какой прекрасный поэтический подарок получил я от Вас благодаря любезному посредничеству В. Зейделя (1) — и то, и другое было для меня радостью, и я благодарю Вас за все от души.
     Я много раз читал Ваши стихи и находил множество поводов для симпатии, даже для восхищения. Это, конечно, не случайность, что и как художник Вы выигрываете больше всего там, где Ваше чувство достигает высшей степени свободы и непринужденности — например, в «Пловцах», где многое отмечено гуманизмом молодого поколения, и в «Сладострастии речи», стихотворении несомненно прекрасном. Я говорю это, хотя я написал «Смерть в Венеции», которой Вы посвятили в своем письме такие приветливые слова, защищающие ее от доводов и упреков, хорошо, вероятно, известных и Вам самому. Хотел бы я, чтобы Вы участвовали в разговоре, который мы недавно допоздна вели об этих вещах с Вилли Зейделем и еще одним товарищем по искусству, Куртом Мартенсом; ибо мне было бы очень неприятно, если бы у Вас — и у других — осталось впечатление, будто я отрицаю или, поскольку она мне доступна,— а она, смею сказать, доступна мне чуть ли не безоговорочно,— отвергаю некую разновидность чувства, которую, наоборот, чту, потому что она почти обязательно — во всяком случае, более обязательно, чем «нормальная»,— обладает духовностью.
     Художественную причину, по которой такое впечатление может сложиться, Вы распознали умно и ясно. Она заключена в разнице между дионисийским духом индивидуалистически-безответственных лирических излияний и аполлоновским объективно стесненного, нравственно и социально ответственного повествования. Я добивался равновесия чувственности и нравственности, находя его идеально полным в «Избирательном сродстве» (2), которое во время работы над «См. в В.» прочел, если память мне не изменяет, пять раз. Но что новелла моя по сути гимническая, больше того, что происхождение ее гимническое, это от Вас не могло ускользнуть. Болезненный процесс объективизации, который должен был произойти в силу моей природы, изображен во введении к вообще-то неудавшейся «Песни о ребенке» (3).
          Помнишь? Волненье хмельное, нежданное новое чувство
          Вдруг овладело тобою, пасть тебя ниц заставляя,—
          И, потрясенный, лежал ты, лицом уткнувшись в ладони;
          Полнилась гимном душа и вылиться в песню рвалася,
          Слезы застлали твой взор... Но, увы, ничего не свершилось,
          Труд начался кропотливый, усердные поиски формы,
          И вдохновенная песнь свелась к поучительной притче*.
     Но художественный повод к недоразумению — лишь один среди прочих, важнее даже чисто духовные: например, натуралистическая, столь чуждая вам, молодым, установка моего поколения, вынудившая меня увидеть в данном «случае» и патологию и заменить этот мотив (климактерий) символическим (Тадзио как Гермес Психопомп (4). Добавилось и нечто еще более духовное, потому что более личное: совсем не «греческий», а протестантско-пуританский («бюргерский») склад не только переживающего героя, но и мой собственный; другими словами — наше глубоко недоверчивое, глубоко пессимистическое отношение к самой этой страсти и к страсти вообще. Ганс Блюер (5), чьи писания меня очень занимают — в его «Роли эротики» заключена идея безусловно значительная и сугубо германская, — определил однажды эрос как «утверждение человека независимо от его ценности». По поводу этого определения, охватывающего всю иронию эроса, моралист — а стать на точку зрения моралиста можно, конечно, опять-таки лишь иронически — должен сказать: «Хорошенькое утверждение, если оно «не зависит от ценности». Благодарю покорно!»... Но если говорить более серьезно, то, собственно, предметом моего рассказа была страсть как смятение и унижение, в том, что я первоначально хотел рассказать не было вообще ничего гомоэротического, это была — гротескно поданная — история старца Гёте и той девочки в Мариенбаде (6), на которой он, при согласии ее мамаши, карьеристки и сводницы, и к ужасу собственной семьи, хотел жениться рartout**, чего, однако, эта малютка совсем не хотела... мучительная, трогательная и великая история, которую я еще, может быть, когда-нибудь напишу. А тогда привошло одно лирически-личное дорожное переживание, надоумившее меня заострить ситуацию мотивом «запрещенной» любви...
читать дальше

@темы: гомоэротизм, гомосексуальность, Томас Манн

15:07 

Камилла Палья пишет в "Личинах сексуальности": "В духе Винкельмана Гете считал мужское тело более прекрасным, чем женское." Но Гете, по ее мнению, почти асексуален и "самодостаточен" и целомудренен, по крайней мере, в старости. Он писал : "Половой акт разрушает красоту, но нет мгновения прекраснее мгновения перед половым актом. Только античное искусство сумело уловить и запечатлеть вечную молодость. А что еще может называться вечной молодостью, если не полный отказ от познания мужчины или женщины."
Гете говорил это в старости, а в молодости он писал (в одной из венецианских эпиграмм, которую я привожу в прозаическом переводе из книги К.Пальи): "Конечно, я люблю мальчиков, но девочки мне все же милей;/ Когда мне наскучит девочка, она послужит мне еще и мальчиком ."

@темы: красота, гомоэротизм, бисексуальность, античность, Гете

16:28 

Стихотворение из цикла "Книга чашника" ("Книга кравчего"), входящего в "Западно-восточный диван" Гете. Этот сборник был вдохновлен поэзией Гафиза. Чашник — мальчик, подающий вино в погребке. Он обращается к поэту.
Чашник
Господин, твой дар чудесный
По базарам чтут недаром:
Ты поешь - я вторю песне,
Ты молчишь - я внемлю с жаром.

Но когда ты другу даришь
Поцелуй - уста немеют,
Ибо все слова - слова лишь,
Поцелуй же душу греет .

Рифмовать - твоя работа,
Размышлять - твое призванье.
Пой другим, когда охота,
А со мной - дели молчанье.
(Перевод О.Чухонцева)

@темы: гомоэротизм, Гете

15:51 

Влияние Гафиза. Гомоэротизм в поэзии Гете и Пушкина.Часть 1.Гете.

Как-то я уже писала, что Гете, будучи, по моему мнению , бисексуалом, выражал свои гомоэротические чувства ,переадресовывая их некоторым своим персонажам и создавая стилизации .читать дальше

@темы: гомоэротизм, восток, Гете

23:33 

lock Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
15:30 

Влияние Гафиза. Гомоэротизм в поэзии Гете и Пушкина.Часть2. Пушкин.2

Получилась заметка о том, что Пушкин не был гомофобом...
Мне приходилось сталкиваться с мнением, что Пушкин был гомофобом. В эту нелепость верят не только гомофобы... Кое-кто даже начинает защищать Дантеса и порицать Пушкина . Ведь Дантес был бисексуалом и любовником своего приемного отца , Геккерена. Как же не встать на его сторону ... ради высшего блага ? Тем более, если Пушкин - гомофоб. ( Я уже давно читала где-то в сети ту апологию Дантеса, о которой говорю. Не помню автора (какая-то девушка) , да и ничего не помню , кроме общего впечатления.) Но вот профессор Саймон Карлински в статье, направленной против гомофобии , противопоставлял характерной для Сталина и Гитлера ненависти к гомосексуальности антигомофобные " традиции, идущие от Пушкина , Пржевальского, Чайковского, Блока, Гумилева Цветаевой". А С. Карлински - специалист по русской литературе и истории русской гомосексуальной культуры, автор книг о Цветаевой , Гоголе и т.д. И он, и Л.С.Клейн ( автор книг "Другая любовь" и " Другая сторона светила") оценивают отношение Пушкина к гомосексуальности как "вполне благожелательное " (Карлински) . Эпиграммы, которые иногда трактуются как "гомофобные" , на самом деле были порождены личной враждой с министром просвещения Уваровым, автором формулы "самодержавие,православие, народность" .( Формулы лицемерной , т.к. сам Уваров был безбожник и либерал , по словам историка Соловьева. Но официально он всегда преследовал то , чему сочувствовал в душе.) Пушкин сочинил обидную эпиграмму на любовника Уварова - князя Дондукова-Корсакова , ставшего вице-президентом Академии наук. Но потом пожалел об этой эпиграмме. Я, к сожалению , не могу найти , где я это прочла (помню , что Пушкин написал (или сказал ) кому-то что-то вроде " Как жаль, что я обидел такого хорошего человека."), но Клейн подтверждает, что память меня не обманывает : "... возобновив личное знакомство с Дондуковым, человеком умным и тактичным, Пушкин раскаялся в своей злой эпиграмме , ... и наладил отношения с Д. , любезно переписывался с ним." Пушкин никогда не критиковал гомосексуальность тех, с кем был в хороших отношениях. Среди последних Клейн называет Чаадаева и поэта Батюшкова, но я не могу утверждать, что они на самом деле были гомосексуальны ( не читала убедительных доказательств.) А вот Вигель, автор известных мемуаров, не скрывал своей ориентации. И Пушкин общался с ним очень охотно, писал дружеские письма и стихи, даже повесил его портрет среди портретов друзей ( одна дама передала ему через Наталью Николаевну, что портрет надо убрать, а то о самом поэте пойдут всякие слухи, но Пушкин только отшутился.) .В одном письме к Вигелю Пушкин даже дает ему совет , за кем из трех знакомых красивых братьев имеет смысл ухаживать . Похоже ли это на поведение гомофоба? Еще один , говоря словами Пушкина, поклонник "сократической любви" , Аркадий Родзянко , участвовал в "Зеленой лампе" вместе с Пушкиным , потом с ним переписывался ( и Пушкин ему тоже написал дружеские стихи) , а также познакомил Пушкина с Анной Керн.
Вражда Пушкина с Дантесом и Геккереном, как известно, никак не связана с их любовными отношениями друг с другом , а только с той любовью, которой бисексуал Дантес преследовал Наталью Николаевну ( как теперь стало известно из писем , это действительно была любовь, а не притворство.) Характерно, что Пушкин написав Геккерену очень обидное письмо, в котором писал, например, что Дантес болен сифилисом , а самого Геккерена назвал старой сводней, ни слова не написал об их любовной связи. Когда я искала этому объяснения, я додумалась лишь до одного. И потом была рада обнаружить, что и Клейн пришел к тому же выводу : Пушкин " не считал это явление пороком" . Я бы еще добавила , что молодой Пушкин мог высмеивать такие склонности у своих врагов , но в зрелые годы не хотел даже и врагов упрекать в том, что ему вовсе не казалось чем-то постыдным... Возможно прав Клейн , считающий, что Пушкин в последние годы если и не склонялся прямо к бисексуальности, то включил в свой ( и без того широкий ) любовный диапазон образ юноши как "возможного любовного партнера "(Клейн). Образ, отразившийся в его стихах с восточным или древнегреческим колоритом. О первых я уже писала, а примером второго является, скажем, такое трехстишие , озаглавленное им "Сафо" :

Счастливый юноша, ты всем меня пленил-
Душою гордою и пылкой и незлобной,
И первой младости красой женоподобной.
Как известно, Сафо не писала любовных стихов мужчинам, и Пушкин слишком хорошо знал античность , чтобы верить в позднюю легенду о любви поэтессы к некоему Фаону . Скорее всего, название должно было предотвратить нежелательные домыслы. В конце конов первым другом Пушкина в лицее был Костя Гурьев, которого вскоре исключили " за мужеложство".Исключили одного, хотя кто-то же был еще в этом замешан? А много лет спустя куратор Лицея , великий князь Константин писал о Гурьеве ( тогда уже кавалергарде и секретаре русского посольства в Турции) , что он был " товарищем известным писакам Пушкину и Кюхельбекеру." . О реакции кое-кого на дружбу Пушкина и Вигеля я писала, а еще в 1824 году Пушкин в стихах к приятелю опровергал слухи о том, что был физически близок с гусаром Зубовым ( "Сабуров, ты оклеветал/ Мои гусарские затеи...") Словом, подозрения и сплетни могли возникнуть очень легко и предосторожности были не лишними.Пушкин как раз тогда близко сошелся со студентом Анатолием Вульфом, поясняет Клейн.

@темы: русская литература, гомоэротизм, Пушкин

19:17 

lock Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
13:20 

lock Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
16:01 

lock Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
12:27 

lock Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
19:20 

lock Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
15:27 

lock Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
20:33 

В сборнике персидских сказок "Сказки Исфахана"(М."Наука", 1968) есть сказка" Праведник". Герой этой сказки- он же и праведник - однажды почувствовал отвращение к окружавшим его обычным, неправедным, людям и пошел искать по свету," где оскорбленному есть чувству уголок". И попал в город, где на каждом шагу творились разные нелепости , а в местном здании суда (где принимал кадий - судья, разбирающий дела в соответствии с шариатом.) "один мужчина при всем народе творил блуд с другим". Причем по решению судьи. Вот как тот объяснил эту странность: "Один купец в нашем городе перед смертью завещал не передавать имущества его сыну, пока тот не достигнет совершеннолетия.Ко мне стали приходить родные и просить передать сыну наследство, уверяя, что он уже совершеннолетний. И наконец я, чтобы убедиться в его совершеннолетии, приказал совершить этот мерзкий поступок". Праведник вернулся домой, сказав себе: "Хоть и развратен наш город, но все-таки намного лучше других"

@темы: сказки, гомоэротизм, восток

21:58 

lock Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
14:13 

lock Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
03:46 

lock Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
16:23 

lock Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
10:47 

lock Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
14:16 

lock Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
21:14 

lock Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL

Дневник tes3m

главная