Записи с темой: биографии (список заголовков)
23:22 

"Очень английский скандал"

Посмотрела первую серию "Очень английского скандала", и впечатления в целом хорошие. Видно, что снимали по документальной книге, стараясь не очень далеко удаляться от подлинной истории Джереми Торпа и Нормана Скотта. Конечно, кое-что изменили, но пока это были подробности, не искажающие суть этой истории. Помещаю тут коротенький отрывок, который понравился больше всего. В тот период, когда в Великобритании еще не отменили законы, осуждающие содомию и другие сексуальные действия между мужчинами, полиция получила заявление о гомосексуальной активности члена парламента Джереми Торпа, а также уличающие его письма. Действия полиции:

читать дальше

@темы: музыка, кино, история гомосексуальности, биографии, Англия

02:02 

amethyst deceiver показала мне трейлер к фильму Стивена Фрирза "Очень английский скандал", о котором я раньше писала тут. Тогда я больше сомневалась, что фильм мне понравится. Бен Уишоу удивлял внешним несходством с Норманом Скоттом, и даже в Хью Гранте я никак не могла увидеть Джереми Торпа. Но трейлер, по-моему, очень хорош. Теперь мне кажется, что фильм все-таки будет удачным.

@темы: Англия, биографии, история гомосексуальности, кино

23:55 

К предыдущей записи я добавила комментарий о том, как роман между Натали Палей и Жаном Кокто выглядит в биографии Кокто авторства Клода Арно. Но о двух подробностях хочу написать отдельно. Одна мне показалась смешной: когда приятель Кокто, еще не знающий о конце его романа с Палей, спросил, как у нее дела, Кокто ответил: "Бросила меня. Типично для ее семьи. Они позволили рухнуть империи" (1).
И еще: Кокто говорил, что может заниматься любовью с женщиной только под музыку Курта Вайля (2). К счастью, Палей тоже любила Вайля. Арно добавляет, что Пабст к этому времени уже экранизировал "Трехгрошовую оперу", а Ивонн Жорж спела зонг-оперу "Махагони".
1. Jean Cocteau: A Life by Claude Arnaud, 2016, p. 547.
2. Ibid, p. 528.

@темы: французская литература, музыка, биографии

18:40 

Из жизни биографов

Случайно попалось на глаза старое (2000 г.) открытое письмо писательницы Ширли Хаззард, вдовы Фрэнсиса Стигмюллера, автора нескольких известных биографий (Флобера, Мопассана и т.д.), адресованное Эдмунду Уайту. Тот написал в одной статье, что Стигмюллер в своей биографии Жана Кокто (1970 г.) "делает вид, будто великой любовью всей жизни Кокто была Наталья Палей". Ширли Хаззард ответила, что не знает, откуда Уайт почерпнул такие сведения, но явно не из книги ее мужа, в которой "это мимолетная, протекавшая под действием наркотиков влюбленность занимает меньше пяти страниц из пятиста". Кроме того, Стигмюллер пишет, что во время романа с Натальей Палей Кокто продолжал встречаться с мужчинами, в частности с поэтом Жаном Десбордом, связь с которым продолжалась семь лет. Видимо, Эдмунд Уайт перепутал Стигмюллера с каким-то другим биографом Кокто.
Кстати, Стигмюллер цитирует слова самой Натальи Палей: "Для Кокто связь со мной была исключительно физической. Он хотел сына, но со мной у него было ровно столько потенции, сколько и могло быть у полностью гомосексуального человека, находившегося под действием опиума. Все это было позорно и отвратительно. Это не было любовью". Это было сказано в 60-е годы, и мне это признание кажется заслуживающим доверия: не похоже, что Палей тут приукрашивает свое прошлое. Она ведь отрицает, что была предметом любви великого поэта, что для большинства людей лестно, зато не скрывает, что между ней и Кокто была физическая связь, казавшаяся ей унизительной. Кроме того, ее отзыв о Кокто нельзя объяснить неприязнью к гомосексуальности, т.к. Наталья Палей обычно влюблялась в геев и бисексуалов и даже вышла замуж во второй раз за гея.

@темы: французская литература, история гомосексуальности, женщины, биографии

01:45 

Автор одной рецензии на мемуары сына Алана Прайс-Джонса цитирует дневник Алана (уже привыкшего нюхать кокаин с Жаном Кокто): «Первый опыт с морфием на Мэддокс-стрит... Кажется, героин на меня действует лучше всего. Но из-за того, что я принял его вместе с опиумом, перно, кокаином и паштетом из фуа-гра, мне все-таки стало плохо». «Очевидно, виной всему был паштет из фуа-гра»*, — иронизирует автор статьи.

*“’A first experiment with morphine in Maddox Street . . . Of all, heroin seems to work best on me. By mixing it with opium, pernod, cocaine and pâté de foie gras, however, I made myself ill.’ Clearly it was the foie gras which was the problem.” (отсюда).

@темы: цитаты, книги, биографии, The Bonus of Laughter

19:31 

Несколько лет назад я так часто цитировала воспоминания Алана Прайс-Джонса, что завела для них есть отдельный тег (The Bonus of Laughter).

Алан Прайс-Джонс. Фотограф Хорст. П. Хорст.
Он был не очень известным писателем, но его мемуары многих заинтересовали. Меня они привлекли тем, что он знал очень много интересных людей (от Г.К.Честертона до Жана Кокто) и не обошел стороной тему гомосексуальности, хотя и писал о ней чаще обиняками, чтобы не задевать чувства тех, кого упоминает, и их потомков. Однако я никак не могла понять, насколько ему самому была близка однополая любовь. Нет, в том, что в какой-то мере была близка, я не сомневалась: трудно найти англичанина его времени и его круга, который не имел бы совсем никакого гомосексуального опыта, а Алан Прайс-Джонс, типичный "итонский мальчик", к тому же в некоторых местах своих мемуаров, по-моему, проговаривался об этом, хотя открыто писал лишь о своей невесте и двух женах. Но нигде в других источниках я не могла найти хоть каких-то упоминаний о его бисексуальности или гомосексуальности. Я подумала, что, видимо, не скоро еще смогу что-то об этом узнать. И вот сейчас стала искать информацию об отчиме первой жены Алана Прайс-Джонса, и среди ссылок первой же попалась статья Бена Аароновича, в которой прямо в подзаголовке говорилось об Алане Прайс-Джонсе, что он был "обворожительным, остроумным. И геем. В первую очередь, геем". Это было неожиданно.
читать дальше

@темы: книги, история гомосексуальности, биографии, Англия, The Bonus of Laughter

21:29 

Забыла написать, что П.Ч. Митчелл, вспоминая встречу с Уайльдом, удивляется, что англичане ополчились против Оскара Уайльда после суда с "почти ликующей жестокостью". Митчелл считает, что дело было не в гомосексуальности, которую большинство его современников считало болезнью, а не преступлением, а в самой личности Уайльда: "Характер и индивидуальность Уайльда шли вразрез с викторианскими вкусами. Он держался как рекламирующий себя шарлатан, хотя был поэтом, филологом и добившимся успеха драматургом. И он не принадлежал к тем, кто легко сходится с людьми, скорее, даже несколько бравировал высокомерием. Полагаю, если бы в Уистлере было хоть что-то отклоняющееся от нормы, его стали бы травить с такой же радостью, хотя он был безупречным джентльменом и по происхождению, и по природным склонностям" *. Как я поняла, Митчелл вспомнил Уистлера, потому что тот тоже отличался высокомерием.
"Oscar Wilde: Interviews and Recollections" (1979, p. 366).

@темы: викторианцы, биографии, Oscar Wilde

02:17 

История о Стивене Спендере, Фрэнсисе Бэконе и часах Ивлина Во

В 1961 году одна светская дама пригласила на обед одновременно Ивлина Во и Стивена Спендера, прекрасно зная, что консерватор Во еще с 30-х годов терпеть не может Спендера, как и Одена с Ишервудом, за левизну, и к тому же очень раздражителен. Дама рассчитывала на интересную ссору, но Спендер давно хотел помириться с Во и старался вести себя с ним исключительно любезно. Хозяйка дома за спиной у Спендера даже назвала его поведение "заискивающим".
     В конце обеда Ивлин Во достал карманные золотые часы XVIII века, посмотрел на них и сказал с досадой: "Остановились. Вот черт, надо бы занести их к Картье, но я спешу на поезд". Спендер тут же откликнулся: "Мне как раз по дороге. Могу отнести".
     "О, сэр, если вы решитесь доверить свои прекрасные часы мне..." — передразнивала его потом хозяйка дома, рассказывая об этой сцене знакомым.
     "Ивлин Во, к удивлению Спендера, отдал ему часы. После обеда было еще достаточно времени зайти к ювелиру, но Спендер занялся другими делами, а когда вспомнил о часах, магазин уже оказался закрыт. Он решил отдать часы в починку на следующий день, пошел домой и сунул их в письменный стол.
     В тот вечер они с женой устраивали вечеринку "для битников" (так Спендер сказал своему другу, в мемуарах которого я прочла эту историю). Не знаю, какие именно там были битники, но среди прочих гостей пришел и знаменитый художник Фрэнсис Бэкон. Пришел не один — "с одним из своих бойфрендов-гангстеров", по словам того же друга Спендера. Вечер прошел относительно спокойно, а когда гости ушли, жена Спендера спустилась в кухню мыть посуду. Через некоторое время она крикнула мужу: "Стивен, ложек нигде нет!" Оказалось, пропали антикварные серебряные ложки. Спендер вспомнил о часах, бросился в кабинет и обнаружил, что ящик письменного стола пуст.
читать дальше

@темы: биографии, Ивлин Во, Англия

02:03 

Еще одна типично английская история

Когда в 1960 г. принцесса Маргарет, младшая сестра английской королевы, и фотограф Энтони Армстронг-Джонс (впоследствии лорд Сноудон) решили вступить в брак, жених пригласил себе в шаферы своего лучшего друга Джереми Фрая (1), инженера и предпринимателя. Но внезапно выяснилось, что в 1952 году Фрай был арестован в общественном месте за попытку вступить в сексуальные отношения с другим мужчиной. Должно быть, за неудачную попытку, потому что он был всего лишь оштрафован на два фунта стерлингов в лондонском мировом суде на Мальборо-стрит.
Эту кандидатуру отклонили, официально было объявлено о болезни Джереми Фрая. Армстронг-Джонс предложил сделать шафером своего итонского одноклассника Джереми Торпа, члена парламента от либеральной партии. MI5 сделала запрос Ранульфу Бейкону, начальнику полиции графства Девон, где жил Джереми Торп. Тот ответил, что дружба между Армстронгом-Джонсом и Торпом — не более, чем "школьные узы" между двумя итонцами, однако "в Девоне широко известно", что Торп гомосексуален.
Поскольку свадьба задерживалась, принц Филипп, муж королевы, иронически осведомился, существуют ли вообще гетеросексуальные претенденты на роль шафера жениха.
Тогда Армстронг-Джонс предоставил MI5 список всех возможных кандидатов, и самым подходящим оказался его не самый близкий приятель — доктор Роджер Джиллиат (2), невропатолог, сын гинеколога королевы. Его прошлое тщательно проверили, но ничего компрометирующего не нашли, и свадебная церемония наконец-то состоялась.

Примечания

Фотографии

@темы: биографии, Англия, история гомосексуальности

03:45 

"Очень английский скандал"

Я на днях прочитала в дневнике klavir, что Стивен Фрирз снимает фильм "Очень английский скандал" о процессе Джереми Торпа — харизматичного политика, которого бывший любовник обвинил в покушении на его жизнь. В главных ролях Хью Грант и Бен Уишоу.
Я редко какой фильм жду, но тут очень интересно, что получится. Джереми Торп — очень колоритный персонаж. Два года назад я прочитала его биографию авторства Майкла Блоха, появившуюся в 2014, когда Торп умер, потом книгу Оберона Во о процессе, написанную по горячим следам в 1980 г., и "Ринкагейт: взлет и падение Джереми Торпа" Барри Пенроуза. А в этом году был издан документальный криминальный роман Джона Престона "A Very English Scandal", по которой и снимают этот фильм. Я видела, что он вышел, но читать не стала, т.к. думала о другом. Однако оценила название.

@темы: кино, история гомосексуальности, биографии, Англия

00:58 

Обнаружила, что о сэре Питере Чалмерсе Митчелле (из прошлой записи) я раньше читала в комментариях к "Портрету Дориана Грея" — там его называли прототипом Алана Кэмпбелла, молодого ученого, которого шантажировал Дориан. Более того, в некоторых биографиях Уайльда упоминали и об этом, и о встрече Митчелла и Уайльда в кафе в конце 1890-х. Я это вспомнила, когда нашла тот самый отрывок из мемуаров Митчелла, о котором писал Алек Во.
Встреча, по этой версии, произошла не в Париже, а в Фонтебло, и не внутри кафе, а на улице перед ним. Митчелл подошел к столику Уайльда, и сказал: «Мистер Уайльд, не думаю, что вы меня помните, но меня вам когда-то представил Ион Тинн — давно уже, в "Кафе Рояль"».
Уайльд ответил: «Ион Тинн. Ну да! Он еще жив?».
Митчелл давно не имел известий от Тинна, поэтому думал, что тот умер. Так он и сказал, а затем добавил, что дружит с Робертом Россом.
Уайльд пригласил его за свой столик, потом сказал: «Конечно, я вас помню. Мы долго разговаривали, и я спросил вас, как можно избавиться от трупа. Я изобразил вас в "Дориане Грее", но не думаю, что вас было бы легко шантажировать. Ион! В дни, когда я придумывал фразы, я называл Иона "изысканно-испорченным"».
Затем, пишет Митчелл, «мы говорили больше двух часов — о преступлениях и наказаниях, об управлении шахтами в Англии, о стихах и поэтах, о науке. Хочу записать впечатление, к которому я был готов меньше всего. Оскар Уайльд был человеком с чрезвычайно широкими познаниями и интересами, с поразительными умственными способностями».
*В сборнике "Oscar Wilde: Interviews and Recollections" (1979, p. 366).

@темы: биографии, Oscar Wilde

17:57 

По словам Александера Во, когда в конце 1890-х Оскар Уайльд подошел в парижском кафе к его прадеду Артуру Во, тот будто бы не только не подал ему руки, но даже не привстал со стула, как того требовала вежливость.
Он не объясняет, где это прочитал или от кого услышал, а мне удалось найти только совсем непохожее описание этой встречи. Алек Во (сын Артура, старший брат Ивлина) рассказывает в сборнике биографических очерков, что еще школьником спросил отца, был ли он знаком с Оскаром Уайльдом. Тот ответил, что видел его два раза. Один раз в Лондоне, когда во время званого обеда Уайльд заглянул в дверь и сказал: "Я пришел сказать, что не могу прийти". Второй раз — в Париже, "после скандала".
читать дальше

@темы: викторианцы, биографии, Oscar Wilde

03:33 

В 2012 г. вышло новое издание дневников Стивена Спендера. В первый раз они были опубликованы в 1985 г., еще при жизни поэта, и неудивительно, что тогда их сильно сократили и переделали. В новом издании убрали исправленные места и воспроизвели то, что Спендер писал в дневнике на самом деле.
читать дальше

@темы: английская литература, биографии, Оден

01:39 

Нашла свою старую запись о Bright Young People, круге английской "блестящей молодежи" 20-х годов, светской и творческой, среди которой были и аристократы, и представители среднего класса, вроде Ивлина Во, Сесила Битона и Рекса Уистлера. Меня тогда заинтересовал список этих людей в Википедии. Я разделила всех перечисленных там мужчин на тех, о ком я знала, что они проявляли эротический интерес не только к женщинам (я не разделяла их на геев и бисексуалов, потому что это не всегда просто сделать), на тех, которые мне были известны как гетеросексуалы, и на тех, о ком я ничего не знала.
Кстати, тогда я заметила, что там присутствуют не все знаменитые представители этого круга. Сейчас я снова зашла на ту страницу, и список оказался гораздо полнее. Всего в нем 37 человек, из них 15 женщин. Я снова оставила в списке только мужчин и выделила гетеросексуалов красным.
Harold Acton
Patrick Balfour
Cecil Beaton
John Betjeman
Edward Burra
Robert Byron
Edward Gathorne-Hardy
Bryan Guinness
Gavin Henderson
Brian Howard
Arthur Jeffress
Oliver Messel
Beverley Nichols
Anthony Powell
Osbert Sitwell
Sacheverell Sitwell
Stephen Tennant
Henry Thynne
William Walton
Evelyn Waugh
Rex Whistler
Henry Yorke (Henry Green). Кстати, биограф Генри Грина пишет, что в Итоне тот чувствовал себя одиноким, потому что был "обособлен, помимо прочего, своей сравнительной неуязвимостью для гомосексуального влечения"*.
* "isolated by, among other things, his relative imperviousness to homosexual attraction" (Romancing: The Life and Work of Henry Green by Jeremy Treglown, Random House, 2000, p. 30).

@темы: история гомосексуальности, биографии, Стивен Теннант, Ивлин Во, Англия, public schools

02:01 

Сокращала количество черновиков, но один стало жаль удалять. Он был сделан 15 июня прошлого года. Тут собраны фотографии Дэвида Герберта (второго сына графа Пембрука), о котором я вспомнила в комментариях к этой записи.

Дэвид Герберт. Конец 1920-х гг. Фотография Сесила Битона.
Фотографии (1926 - 1995)

@темы: фотографии, история гомосексуальности, биографии, Капоте, Англия

23:45 

В недавно изданной книге о дружбе художника Рекса Уистлера (я писала о нем тут) и писательницы Эдит Оливье — "A Curious Friendship: The Story of a Bluestocking and a Bright Young Thing" Анны Томассон — я нашла еще одно описание этого происшествия с Сесилом Битоном. В прошлый раз я забыла написать, что те молодые люди рассчитывали на одобрение леди Пембрук (1), но она заставила их письменно извиниться перед Битоном. Анна Томассон рассказывает в целом то же, что Филлип Хор, но с другими подробностями: «леди Пембрук ... выгнала нарушителей спокойствия» (2).
Все это происшествие Томассон понимает примерно так же, как я: «Секс между мужчинами не был чем-то новым, но общество руководствовалось негласным кодексом замалчивания таких вещей; их терпели до тех пор, пока они не становились заметными. В кодифицированном мире, где внешность и поведение демонстрировали различия между полами, как и между классами, Стивен и его друзья не соблюдали правил» (3).

1) Они думали, что она «разделяет их неприязнь к "педикам" (pansies)» (Serious pleasures: the life of Stephen Tennant by Philip Hoare, 1990, 85).
2) "Lady Pembroke ... ejected the troublemakers from the house" (A Curious Friendship: The Story of a Bluestocking and a Bright Young Thing by Anna Thomasson 2015, p.90).
"Sex between men was nothing new but society operated on a tacit code of concealment; it was tolerated as long as it wasn't made obvious. In a codified world where sexuality, as well as class, was manifested by appearance and behaviour, Stephen and his friends were not obeying the rules" (Ibid.).

@темы: книги, биографии

02:42 

Я вспомнила, как Сесила Битона в 1927 году какие-то молодые люди бросили в воду за то, что он был сильно накрашен. Я перечитала описание этого случая в "Serious Pleasures" Филипа Хора: все произошло во время праздника, устроенного графом Пембруком по случаю совершеннолетия его старшего сына. Битон не принадлежал к этому кругу и еще не стал по-настоящему знаменитым, поэтому те светские молодые люди, которых не интересовало искусство, считали его не только "pansy", но и нахальным выскочкой. Мне показалось, это чувствуется даже в ответе, который 55 лет спустя один из тех, кто бросил Битона в реку, прислал его биографу Хьюго Викерсу, желавшему узнать подробности. читать дальше

@темы: биографии, Англия, история гомосексуальности

13:42 

У меня была запись о том, что в русском переводе биографии Тьюринга, написанной Ходжесом, начало последней (восьмой) главы короче на 19 страниц. Я отсканировала этот отрывок, чтобы можно было сравнить начало восьмой главы в переводе и в оригинале:
"It had not taken the police long to detect Alan Turing's crime. It was almost inevitable once he had made the original report of the burglary, for the police had been able to identify Harry's fingerprints. He was already in custody on another charge in Manchester, and before long made a statement which referred to Arnold telling him of having 'business' at Alan's home. The further information Alan had volunteered on the Sunday merely gave the police their opportunity to act with confidence.
читать дальше

 

@темы: книги, биографии, Тьюринг

15:29 

Хотя меня больше интересует первая половина XX века, сохраню цитату из биографии Мэпплторпа (относится к началу 70-х):
«Мэпплторп вскоре обнаружил, что среди британских аристократов эксцентричность и гомосексуальность не считаются препятствиями на пути к успеху в обществе. "Никого ничто не шокировало, — объяснил он. — Многие из тех, с кем я познакомился, происходили из этих действительно декадентских семей, где женатые мужчины были геями, и никто не видел в этом ничего необычного"» (в оригинале, Mapplethorpe: A Biography by Patricia Morrisroe, 2009, p.103).

@темы: биографии, Англия

23:19 

Феликс Келли (1914 - 1994)

В дневниках и мемуарах современников Ивлина Во я иногда встречаю догадки о том, кто был прототипом некоторых его героев. Особенно часто попадаются предположения о прообразах Чарльза Райдера, Себастьяна Флайта и Антони Бланша. В предыдущей записи с темой "Ивлин Во" я цитировала дневник Лиз-Милна, узнавшего в Себастьяне юношу, в которого был влюблен в Оксфорде. При этом у Себастьяна и так три известных прототипа. А Джонатан Гэторн-Харди (автор самой известной книги об английских частных школах) считал единственным прототипом Антони Бланша своего дядю Эдди (действительно очень заметного представителя Bright Young Things), хотя сам Во писал, что в этом образе сочетаются черты Брайана Хауарда и Хэролда Эктона. Но я понимаю тех, кто был уверен, что Ивлин Во описал именно их родственника или друга. Во-первых, Ивлин Во действительно был знаком с этими людьми, во-вторых, в изображении персонажей и ситуаций он достигал необыкновенной типичности. То, что в одном его герое читатели узнавали десяток разных людей, еще не самое примечательное. Мне несколько раз казалось, что я узнаю в его книгах события, знакомые по документальным биографиям, но в трех случаях выяснилось, что книга была написана чуть раньше, чем что-то подобное произошло в действительной жизни. Например, история первой любви Алана Прайс-Джонса мне напомнила историю Адама Фенвика-Саймса из "Мерзкой плоти", да еще и протекала в ближайшем окружении Ивлина Во. Только началась через несколько месяцев после того, как была опубликована "Мерзкая плоть". Однако о первой любви Алана Прайс-Джонса я расскажу в другой раз, а сейчас начала писать из-за Феликса Келли.
Имя этого художника связывают с романом "Возвращение в Брайдсхед", в "The British Art Journal" была статья Дональда Бассета "Феликс Келли и Брайдсхед", а владелец поместья Касл-Ховард, в котором снимался сериал 1981 г., на полученные от Granada TV деньги заказал у Феликса Келли фрески для одной из комнат — "такие, какие мог бы нарисовать Чарльз Райдер" (отсюда). В Википедии же написали, что Феликс Келли — прототип Чарльза Райдера, хотя, например, не упомянули о Рексе Уистлере, которого считает прообразом этого персонажа Филип Хор, автор биографии Стивена Теннанта. А ведь Рекс Уистлер был не только художником, рисовавшем приблизительно в той же манере, что Чарльз Райдер, но и другом (и платоническим возлюбленным) Стивена Теннанта, одного из прототипов Себастьяна Флайта.
В самом деле, артистическая карьера Феликса Келли, ставшего "певцом старинных британских усадеб", напоминает восхождение к славе Чарльза Райдера, с той лишь разницей, что Келли приехал в Англию из Новой Зеландии. Но Келли только становился знаменитым, когда вышло "Возвращение в Брайдсхед". Дональд Бассет в упомянутой выше статье называет историю Чарльза Райдера "пророческой" по отношению к Келли.

Каприччо с Бентолл-холлом и Чугунным мостом, ущелье Айрон-бридж. 1965 г.
читать дальше

Дом в дорическом стиле на Байу. 1969 г.
+19

@темы: художники, страшные истории, слова, биографии, американская литература, Ивлин Во, Англия, история гомосексуальности

Дневник tes3m

главная