19:15 

tes3m
О празднике день св. Федора (san-Toder) в Румынии (первая суббота великого поста): «Из множества других обычаев, связанных с этим днем, можно отметить обычай побратимства и посестримства (infratire, insuratire), распространенный в Трансильвании, Банате и у румын Венгрии. Называли таких побратавшихся или посестрившихся — "братья или сестры по кресту" (fratii или surori de cruce). В союз вступали как мужчина с мужчиной, женщина с женщиной, так и мужчина с женщиной. Девизом для побратавшихся или посестрившихся является "любовь до смерти". Такой брат или сестра почитались больше, чем кровные родственники. Потомство побратимов не могло вступать в брак между собой. Союз заключался в детском или юношеском возрасте (10-16 лет), и только смерть одного из них могла расторгнуть его. Заключался он "на хлебе и соли" с произнесением сакраментальной формулы: "Даю тебе хлеб с солью, а ты дай мне свой!" После этого вступающие в союз подавали друг другу руки, и он считался заключенным. В некоторых местах побратимство заключали "на крови". Вступающие в него надрезали себе кончики мизинцев и смешивали выступающую кровь. Так заключали побратимство и женщины. И в том, и в другом случае, участники его, обращаясь друг к другу, говорили: "Mai frate!" или: "Mai fortate!" (брат мой) или "Tu sora!", "Surata!" (ты сестра). Были и другие формы побратимства. Обычай этот был распространен и в других частях страны, но там его не обязательно связывали с днем св. Федора. Подлинное значение этого, несомненно древнего обычая, связанного, по-видимому, с обычаями родового строя, уже забылось.»
В народных легендах св. Федор представал мифологическим существом, хозяином опасных коней, которые могли убить того, кто не выказал ему почтения. «Особенно опасным считалось не почтить святого девушкам; в этом случае он посылал к ним своих коней в виде прекрасных юношей, которые похищали девиц. ... Возможно, почитание Федора является реминисценцией мифа о кентаврах.»
Еще интересно, что этот день называли иногда "субботой мертвых" ("как и во все субботы великого поста, в федоровскую субботу поминали умерших").
М.Я.Салманович ("Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы: Конец XIX — начало XX в. Весенние праздники. М., 1977. С. 299-300)

@темы: история, мифы и легенды, фольклор

URL
Комментарии
2010-05-22 в 19:28 

tes3m ... и я утащила в цитатник:)

2010-05-22 в 19:37 

tes3m
Рута-ызарг В разных странах побратимство дожило до 19 века в разных формах. Где-то как союз друзей одного пола, где-то — вроде того, что бывало на день св. Валентина— девушка и парень становились кумом и кумой (в Италии, скажем). Где-то не разделялись по полу, как тут. Много разных форм старинного обычая.

URL
2010-05-22 в 19:43 

Gee Gee Gee Baby Baby, GD GD Baby Baby
"Mai frate!" или: "Mai fortate!" (брат мой) или "Tu sora!", "Surata!" (ты сестра). - что-то не то с этими фразами.
первая нормально звучит, а вот вторая :upset: нет такого слова - fortate. и с сестрами то же самое. "sora ta" - твоя сестра

2010-05-22 в 19:45 

tes3m
bossybear А это не может быть диалектом? (Я перепечатала с книги, за автора не отвечаю.:-D:-D )

URL
2010-05-22 в 19:48 

Gee Gee Gee Baby Baby, GD GD Baby Baby
это скорее похоже на неточную передачу устной речи. но все может быть. просто глаз зацепился - румынского у меня в ленте не встречалось до сих пор :)

2010-05-22 в 19:55 

Антихрист с сицилийским акцентом
Я всегда знала, что историческая родина предков рулит )))

Спасибо за цитату!

2010-05-22 в 19:55 

tes3m
bossybear скорее похоже на неточную передачу устной речи Кто его знает. Ссылается автор статьи в конце абзаца на румынскую книгу, но, может, это относится только к тому, что там в конце и написано.;)

URL
2010-05-22 в 19:57 

tes3m
просто Нэд Да, я прочитала про побратимство сейчас у разных народов, но это больше всего понравилось.)))

URL
2010-05-23 в 11:58 

надо же, как бывает.. хотя ведь и у православных тоже - меняются крестами. как Мышкин с Рогожиным.

2010-05-23 в 12:05 

tes3m
A.b.s.o.l.u.t.i.o.n. Это тоже о православных. В Румынии православие основная религия.

URL
2010-05-23 в 14:00 

Не слышала про такое.

2010-05-23 в 14:06 

tes3m
son-chik В этих сборниках Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы (Осенне-летние праздники, Новый год, Свадебные обряды...) много раз побратимство упоминается. И "кумовство"с этим связано.

URL
2010-05-23 в 15:34 

Alnika
tes3m Вот тут об отношении православной церкви к чину братотворения. Вот это, например, интересно: "О недолжном использовании обряда свидетельствуют 2 неопубликованных постановления К-польского Патриарха Афанасия I († ок. 1315), в к-рых Б. характеризуется как источник безнравственности". Ну и дальше -- "В сер. 90-х гг. XX в. этот чин оказался в центре скандала, возникшего из-за тенденциозной книги амер. медиевиста-католика Дж. Босуэлла (умер в 1994 от СПИДа) (Boswell J. Christianity, Social Tolerance and Homosexuality. Chicago, 1980; idem. Same-Sex Unions in Pre-Modern Europe. N. Y., 1994), к-рый пытался доказать, что в ср. века Б. служило легальным прикрытием мужеложства". Так судя по тому, что в четырнадцатом веке этот обряд характеризовался патриархом как "источник безнравственности", такое вполне могло быть. По крайней мере, в некоторых случаях. Какая еще "безнравственность" могла иметься в виду применительно к этому самому "братованию"?

2010-05-23 в 15:59 

tes3m
Alnika Ссылка не работает. А про гипотезы Босуэлла я читала - но из-за "сенсационности" его выводов предпочитаю не спешить со своими выводами, хотя все могло быть. С тобой в общем согласна. Могло быть прикрытием, причем не столько из-за запретности самого греха (иностранцы отмечали, что на Руси он мало преследовался и процветал), сколько для большей респектабельности (ведь распространенность не исключает презрительного отношения; одно дело — все знают, что некто явно "предается греху", другое — люди видят побратимов, которые всегда могут ответить, что каждый понимает в меру своей испорченности).

URL
2010-05-23 в 16:05 

tes3m
В этих сборниках Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы
А что еще тебе запомнилось из этих сборников?

2010-05-23 в 16:26 

tes3m
son-chik Джек-в-зелени.

URL
2010-05-23 в 16:49 

Alnika
tes3m Ссылку заменила, вроде работает теперь.одно дело — все знают, что некто явно "предается греху", другое — люди видят побратимов, которые всегда могут ответить, что каждый понимает в меру своей испорченности).Ну да.)

2010-05-23 в 16:56 

tes3m
AlnikaСпасибо, интересно.))) Даже про запрещение обряда с "испитием крови" есть.

URL
2010-05-23 в 17:32 

Alnika
tes3m Ага. А помнишь, в "Форели" --
Побледнел молодой хозяин,
Резанул по ладони вкось.
Тихо капает кровь в стаканы:
Знак обмена и знак охраны...

2010-05-23 в 17:40 

Alnika Да, причем там в отрывке ассоциации с Трансильванией, как помнится.

URL
2010-05-23 в 17:48 

Alnika
tes3m Конечно. И слово "брат" там звучит:
Не богемских лесов вампиром --
смертным братом пред целым миром
ты назвался, так будь же брат.


И потом вот про кровь в стаканах.

2010-05-23 в 17:49 

tes3m
Alnika Ну да. Местный колорит.:-D

URL
2010-05-23 в 18:00 

Alnika
2010-05-23 в 18:14 

FleetinG_
Как весело кататься на санках, которые мчатся впереди тебя! (с)
Интересно :) Особенно насчет привязанности к определенному дню - у нас, кажется, когда хочешь, тогда и братайся...
Насчет источника безнравственности заня-ятно... в том плане, что раз еще в 14 веке додумались, значит, мера испорченности уже дозрела :)

2010-05-23 в 23:43 

у нас, кажется, когда хочешь, тогда и братайся...у нас вроде тоже к какому-то празднику приурочено. В "Форели" можно, кстати, уточнить, на какой "удар" приходилось. Наверняка Великий пост как раз)

2010-05-24 в 00:13 

tes3m
FleetinG_ раз еще в 14 веке додумались, значит, мера испорченности уже дозрела Это же мнение церкви, что они испорченные. А мне кажется, если люди сильно любят друг друга, им кажется естественным побрататься.
В "Форели" можно, кстати, уточнить, на какой "удар" приходилось. Наверняка Великий пост как разВ "Форели" можно, кстати, уточнить, на какой "удар" приходилось. Наверняка Великий пост как раз Так там не же русские нравы изображены. Пишут, что аллюзии на "Дракулу".;)

URL
2010-05-24 в 02:55 

tes3m Так там не же русские нравы изображены. Пишут, что аллюзии на "Дракулу".;) Ето я понимаю. То не из Кузмина, а из лекции:) у меня Кузмин отдельной статьёй... щас перечитала, точно : второй удар - февраль=св. Фёдор. Образованный он дядька)

2010-05-24 в 10:32 

Raiz_Paddiz_Glori Образованный:yes:

URL
2010-05-28 в 18:36 

Как весело кататься на санках, которые мчатся впереди тебя! (с)
tes3m, а я и имею в виду испорченность церкви :)
Raiz_Paddiz_Glori, очень интересно! :)

2010-05-28 в 18:37 

tes3m
FleetinG_ С такой трактовкой согласна.))) Не сообразила.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Дневник tes3m

главная