14:56 

tes3m
Ален о стиле: "По воспоминаниям Толстого я вижу, что в двадцать лет ему уже были известны две вещи, важные для формирования ума: расписание и тетрадь. Идеи придут позже, говорит он. Акт письма мне представляется самым подходящим, чтобы упорядочить и упрочить наши сумбурные мысли. Устная речь для этого куда менее пригодна; и в особенности беседа — нечто прямо противоположное обстоятельному продумыванию. К беседе следовало бы относиться, как католик к мессе. Это не больше чем обмен условными знаками и упражнение в учтивости. В ней нечего искать идей и, главное, незачем их в нее вкладывать. Мне нередко доводилось, высказав какую-нибудь неосторожную мысль, наблюдать, как собеседник причесывает ее по всем правилам политеса, так что от вашей мысли остается одно воспоминание,— поди попробуй потом углуби ее. Форма опечатала содержание. В этих изящных резюме не осталось ничего, кроме стиля. Бойтесь остроумцев; они замкнут в трех строках будущее вашей мысли. ...
Размышлять без плана, избрав своим орудием письмо, лучший способ одержать победу над стилем. Выражение надо найти, а не искать; малейший след поиска формы уродлив. Стоит вам изменить слово ради того, чтобы понравиться, это бросается в глаза... Поэтому мысль каждого человека требует своей формы, и он должен ее найти, но отнюдь не искать. Когда писатель находит нужную форму и чувствует удовлетворение, это прекрасная минута и это — меткое слово. Но счастливое — как удачно сказано! — выражение подобно всякому счастью, оно результат, а не цель. Когда город прекрасен, он прекраснее храма. Но и прекрасный храм всегда строился, как и город, ради цели, которой не было Прекрасное".
(Писатели Франции о литературе. Сборник статей. М., 1978. Стр. 80-81.)

@темы: литература, цитаты

URL
Комментарии
2012-05-15 в 15:11 

Llyd
...с любовью к дурному обществу
Бойтесь остроумцев; они замкнут в трех строках будущее вашей мысли.
как это прекрасно бывает, когда замыкают)

2012-05-15 в 16:00 

tes3m
Llyd, Но если не хочется останавливаться?))) Хочется развить мысль?)

URL
2012-05-15 в 16:05 

Llyd
...с любовью к дурному обществу
ты не представляешь насколько это тяжело. мой мозг этому развитию - своему или чужому - всегда страшно сопротивляется. всегда ощущение что главное потерялось, сдохло по дороге. ценю раскрепощенность, легкость и остроту, которые позволяют человеку ограничиваться краткими емкими формами. развивать приятно действие, но не мысль. имха разумеется))

2012-05-15 в 19:07 

~neparse
а ты жуй-жуй свой орбит без сахара (c)
Если под остроумцами имеются в виду те, кто осмеивают мысль так, что после говорить ее уже не хочется, то да - в таком окружении мыслить вслух себе дороже. Но если люди просто умеют, что называется, "хорошо сказать", бояться их нечего))

2012-05-15 в 20:24 

tamarix08
tes3m, спасибо, очень интересная цитата.
мне кажется, я поняла, о чем здесь. "краткие емкие формы" и умение "хорошо сказать" это и есть превалирование формы и стиля, за которыми теряется мысль, а, возможно, ее и нет вовсе. остроумная форма часто создает иллюзию умного суждения, а на деле маскирует нежелание думать о предмете серьезно и думать вообще.

2012-05-15 в 21:04 

~neparse
а ты жуй-жуй свой орбит без сахара (c)
tamarix08, остроумная форма часто создает иллюзию умного суждения, а на деле маскирует нежелание думать о предмете серьезно и думать вообще.
О, бывает. Но "хорошо сказать" вовсе не означает "просто красиво сказать". Я это понимаю как "уложить то, что я объясняю три страницы и все никак не скажу в одно предложение, которое бы отражало суть моих трех страниц".))

Кстати. Когда я пишу, я обычно слежу за тем, что пишу, за грамматикой в том числе. А в разговоре, если обсуждаем интересующую меня тему, спешу рассказать все, что приходит в голову, и получается крайне непоследовательный и ужасно длинный монолог, по окончании которого и я, и слушатели забываем, с чего все начиналось. В ходе живой беседы у меня нет времени на то, чтобы облекать мысли в красивую форму, думать о вежливости и т.д. Могу, например, невзначай раскритиковать какую-то профессию, забыв, что мама собеседника как раз в этой профессии и работает:-D. Вообще, стараюсь, конечно, обдумывать то, что говорю, но видимо мой мозг не поддерживает многозадачность, поэтому я говорю не хорошо, а как попало :-D

А в цитате утверждается, что именно в разговоре мысли причесывают, странно.

2012-05-15 в 21:10 

klavir
Spoilers ahead for season 4
По воспоминаниям Толстого я вижу, что в двадцать лет ему уже были известны две вещи, важные для формирования ума: расписание и тетрадь.

Какая странная фраза ))) Некоторым эти две вещи известны уже в 1-м классе))))

2012-05-15 в 21:11 

Llyd
...с любовью к дурному обществу
~neparse
мне проще причесать в разговоре. письменно тяжело организовывать - эмоциональнее

2012-05-15 в 21:53 

~neparse
а ты жуй-жуй свой орбит без сахара (c)
klavir, кстати да. В шесть лет мне выдали тетрадь. В шесть лет мне назначили расписание. И оно так продолжается до сих пор - я с тетрадями таскаюсь по раписанию во всякие разные храмы науки:-D.
Двадцать лет поздновато, думаю, Толстому все это было известно и раньше.

2012-05-15 в 22:25 

tamarix08
~neparse, уложить три страницы в одно предложение можно. например: "жизнь прекрасна!", или: "жизнь - говно")) и то и другое - правда, кстати, и в то же время ни о чем не говорит.
удачные, краткие фразы, если они отражают какую-то мысль, это все-таки уже результат, а есть еще сам процесс мышления, который лучше всего отразить на письме, о чем и говорит автор.

2012-05-15 в 22:26 

tes3m
Llyd, Конечно, сложно, поэтому меня и восхищают те, кто может мыслить глубоко.))
~neparse, Нет, тут речь не о том, просто когда люди общаются, они же думают и о собеседнике, стараются быстро реагировать на его реплики, быть не скучными, остроумными, поэтому отвечают поверхностнее, чем если бы сидели и многословно, не заботясь о красоте и остроумии, старались точно выразить то, что думают.;)
tamarix08, Да, именно.)) Сказано красиво, и все довольны, а дальше мысль не идет.
~neparse, поэтому я говорю не хорошо, а как попало Это же тоже не та цель, о которой говорит Ален. Он имеет в виду разговоры об искусстве, науке, философии, людских нравах и психологии и т.д., — такие разговоры, во время которых можно придти к какой-то новой мысли. Но еще лучше к ним придти, считает он, сидя с тетрадкой (или перед компьютером, добавлю от себя) и просто записывая свои мысли.
klavir, Он имеет в виду, что начинающий писатель должен регулярно писать. Каждый день выделять на это время. Т.е. всего-то и нужно — тетрадь и время, чтобы писать.))

URL
2012-05-15 в 22:31 

Llyd
...с любовью к дурному обществу
tes3m
я легкомысленная, меня смешит)

2012-05-15 в 23:33 

aretania
Да, никто не понял про расписание и тетрадь, а это ключевой момент. Равно как и идеи придут позже. Если человек понимает это в 20 лет, у него большое будущее
Меня вообще всегда поражала идея расписания (как человека, выросшего в эстетике дэдлайнов, то есть скачкообразного письма с фрагментами бездействия, которые расцениваются как отдых)

2012-05-16 в 00:01 

tes3m
Llyd, Кто-то сочиняет стихи, кто-то афоризмы, кто-то философские системы и т. д. Это естественно, думаю, если то, что одного заставляет сесть и написать "Критику чистого разума", другого смешит.=)
aretania, И другие писатели много о том же писали. Если не путаю, Скотт Фицджеральд говорил, что жалеет, что ему в 20 лет никто не сказал не ждать вдохновения, а сесть и писать — когда и не хочется и не о чем, каждый день.

URL
2012-05-16 в 02:05 

klavir
Spoilers ahead for season 4
~neparse, ага, он умен не по годам. Ему ведь уже 20))))
tes3m, выражался бы точнее тогда)))

2012-05-16 в 09:53 

Llyd
...с любовью к дурному обществу
tes3m
в точку. философия это очень смешно. в частности КЧР меня смешит. и причины, по которым он сел и написал.

2012-05-16 в 10:46 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
tes3m, у меня есть этот сборник, надо перечитать...
внезапно напомнило американца Джона Гарднера, у него очень похожие заморочки и тоже большая любовь к Льву Николаичу. а эти "ни дня без строчки" - да-да, так же рекомендовали в учебниках для писателей, которых (учебников) немерено развелось в 80-е годы. вот уж правда, "у кого чего болит..." (я этой тематикой довольно плотно занималась одно время)

2012-05-16 в 17:21 

~neparse
а ты жуй-жуй свой орбит без сахара (c)
tes3m, да, кажется, я теперь понимаю. Если работать на публику, много нового не надумаешь)))

Он имеет в виду, что начинающий писатель должен регулярно писать.
Мне как-то в интернете попалась на глаза книга Катаева, где он вспоминал о своем знакомстве с Буниным и о том, как Бунин, прочитав его стихи, ему сказал, что «ничего, пишите, наблюдайте природу, поэзия – это ежедневный труд».

Отрывок из Катаева.

Вроде и верно сказал, ведь и художники, и певцы, и спортсмены - все они работают над собой, тренируют, развивают навык, стараясь стать хорошими, отличными певцами, спортсменами, художниками. Казалось бы, почему и поэтам не поступать так же? Однако, вопреки всему (и даже тому, что в школе мы в обязательном порядке учили стихи), поэзия у меня до сих пор не ассоциируется с учебой, работой, трудом - какими-то ни было обязательствами: приходит в голову, есть настроение - пишешь, не приходит - не пишешь, зачем себя заставлять какую-то собаку описывать ежедневно. Я думаю, можно писать хорошо, можно плохо, можно верно или не верно, как говорил Бунин, но главное - писать по желанию, от души.

2012-05-16 в 17:30 

aretania
~neparse, Вы абсолютно неправы
Любой художник работает на публику
Потому что публика - конечный потребитель его продукта
И ему нужна ее любовь

А поэзия - это такой же труд, как все остальное
Это прежде всего техника

2012-05-16 в 17:46 

~neparse
а ты жуй-жуй свой орбит без сахара (c)
aretania, а я не говорю, что художник не работает, про публику это было к цитате об остроумцах)) наоборот, говорю, что художник-то работает над собой, чтобы стать отличным художником. Для себя или для публики - не важно картины ведь можно не показывать и не продавать, кто как хочет.

2012-05-16 в 17:48 

tamarix08
~neparse, не важно картины ведь можно не показывать и не продавать, кто как хочет.
вы такая милая)))

2012-05-16 в 17:55 

tes3m
klavir, Он, по-моему, выразился точно, только ведь он обращался к писателям — уж они-то должны были понять.))))
myowlet, Я в школе больше любила "Писатели Англии о литературе". Но и этот интересный. Еще было у меня было два разных издания "Писатели США о литературе", скандинавские писатели и писатели Латинской Америки.
Llyd, А меня восхищает его ясность мысли, и эта книга.))) А какие причины ты имеешь в виду?
~neparse, картины ведь можно не показывать и не продавать, кто как хочет. Не продавать — можно, если и так есть деньги, но не помню ни одного художника или писателя, который совсем не нуждался бы в аудитории. Даже Эмили Дикинсон показывала стихи друзьям.

URL
2012-05-16 в 18:02 

aretania
Искусство - чрезвычайно нарциссическая вещь

2012-05-16 в 18:30 

~neparse
а ты жуй-жуй свой орбит без сахара (c)
tes3m, aretania, мда, про показывать я, наверное, зря)) Даже я (даже - это потому, что я все-таки не художник), когда что-то рисовала в детстве, показывала маме :)

2012-05-16 в 18:32 

tes3m
~neparse, Ну вот видишь. ;-)

URL
2012-05-24 в 20:04 

FleetinG_
Как весело кататься на санках, которые мчатся впереди тебя! (с)
К беседе следовало бы относиться, как католик к мессе. Это не больше чем обмен условными знаками и упражнение в учтивости.
Не всегда верно, но узнаваемо :) Вежливость часто превыше мысли. Правда, Интернета у него тоже не было... беседа в сочетании с актом письма иногда дает интересные вещи. Но "остроумцев" Интернет тоже стимулирует, да.
Но счастливое — как удачно сказано! — выражение подобно всякому счастью, оно результат, а не цель.
А про "ни дня без строчки"... очень уважаю но пить не буду. В смысле, не могу даже в формате дайрей - ну зачем я буду сегодня плохо и медленно, если завтра, может быть, у меня по-другому будет работать голова, и будет лучше и быстрее? Но уважаю способных на это (еще вспомнилось, как Чуковский раскатывал Маргариту Алигер по поводу "дамы с настроениями", и гоголевское "что-то мне сегодня не пишется”)
надо же, сколько и в какое время Ален прожил

2012-05-24 в 20:14 

tes3m
FleetinG_, еще вспомнилось, как Чуковский раскатывал Маргариту Алигер по поводу "дамы с настроениями", и гоголевское "что-то мне сегодня не пишется”:-D Помню.) (Только это была не Алигер. Забыла ее фамилию, в книге воспоминаний о нем есть ее записи).

URL
2012-06-01 в 19:01 

piona
персонажей было три: иисус, снежная баба и олень рудольф.
а я себя так неловко чувствую, когда пишу что-то. особенно если про личное )
тяжеловесной себе кажусь. в разговоре мне проще, коммуникативный скилл прокачан больше.
зато письмо - искреннее )

2012-06-03 в 23:08 

tes3m
piona, Но, думаю, не у всех искреннее.)

URL
2012-06-03 в 23:14 

piona
персонажей было три: иисус, снежная баба и олень рудольф.
tes3m, а тут каждый выбирает для себя. не хочу врать когда пишу. что-то мне неприятно и /или некомфортно - этого просто не будет в блоге. не буду писать.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Дневник tes3m

главная