Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
18:44 

Явные и скрытые гомоэротические мотивы в трилогии Уильяма Голдинга "На край земли"- 4

tes3m
Эти записи опираются, помимо текста Голдинга, на исследования литературоведов, в основном англоязычных. Источники указаны в примечаниях.

На этот раз будет короткая запись. Предыдущая вышла длинной, потому что мне не хотелось растягивать историю пастора Колли на несколько постов, а написать о ней было нужно: она связана со скрытыми гомоэротическими линиями, к которым я теперь наконец-то могу перейти.
     Среди них можно выделить две основные, выписанные так отчетливо, что при внимательном чтении в них обнаруживается не так уж много недосказанного, а также две вспомогательные, в которых не договаривается существенно больше. Некоторые исследователи обратили внимание на одну из основных линий, некоторые — на другую (причем меньше написано как раз о той, которая нам с amethyst deceiver кажется даже более очевидной), но, к нашему большому удивлению, мы пока не нашли того, кто отметил бы сразу обе. Впрочем, надо оговориться, мы прочитали не все исследования, посвященные трилогии, да и не стремились к этому, поскольку хотели сперва понять текст Голдинга, не прибегая к посредникам (и лишь заглядывая в справочные материалы по флоту того времени).
     В экранизации одна из этих историй была почти полностью сведена на нет, а другая сохранилась, хотя и в очень сокращенном виде. С нее я и начну, тем более, что и биограф Голдинга, Джон Кэри, кратко пересказывая содержание второго романа трилогии, "В непосредственной близости", пишет, что дружба Толбота с новым офицером, лейтенантом Бене, "вызывает ревность несчастного Чарльза Саммерса, того выслужившегося из простых матросов лейтенанта, который вел себя так человечно во время происшествия с пастором Колли и который явно влюблен в Толбота (что понятно читателю, но не самому Толботу)" (1).
     В следующей главе Джон Кэри пишет, что после выхода из печати третьей части "Питер Кемп поместил о ней восторженную рецензию в "Санди таймс", отметив то, что упустили другие критики — подавленную гомосексуальность Чарльза Саммерса, несомненную для читателя, хотя и не для Толбота"(2). Кэри повторяется, но, видимо, эта мысль для него важна. Он добавляет, что "эта тема вновь была затронута Патриком Гейлом в июньском номере "Гей таймс" за 1989 год" (2) .
Может показаться противоречием, что Кэри, пожаловавшись на то, как мало критиков разглядело истинную природу чувств Саммерса к Толботу, тут же называет ее очевидной для читателя. Но он, разумеется, говорит об идеальном читателе — проницательном и внимательно читающем текст. Возможно, кстати, что критики, ничего не написавшие о влюбленности Саммерса, попросту не сочли этот мотив достаточно важным или же побоялись рассердить Голдинга своими догадками — вдруг бы оказалось, что он считает чувства своего героя платоническими. Но Голдинг, который следил за рецензиями и, безусловно, прочел статью в "Санди таймс", не возражал, и в дальнейшем упоминания о влечении Саммерса к Толботу стали привычными в критической литературе о трилогии.
     Как я уже говорила, есть этот мотив и в экранизации, хотя там намеки стали менее прозрачными, чем в романе. Отчасти это объясняется тем, что не все сцены, исподволь раскрывающие чувства лейтенанта Саммерса, были перенесены на экран. Справедливости ради стоит добавить, что было бы просто невозможно вместить в 4,5 часа экранизации всю полноту смыслов трилогии. Режиссер, ища эквивалент множеству мелких намеков, разбросанных по тексту, в одной сцене попытался намекнуть на свой лад — и более приземленно, чем в первоисточнике, и менее определенно.
     Сцена, о которой я говорю, начнется в 0:41 — Саммерс приподнимет простыню, чтобы посмотреть на ноги Толбота (тот жаловался, что у него раздражение кожи), а потом чуть было не увидит больше, чем, с точки зрения Толбота, позволяют приличия, но Толбот вовремя придержит простыню рукой. Саммерс объяснит, что сыпь могла появиться от соленой воды, далее они поговорят о мыле, Толбот выскочит купаться и стирать одежду под дождем, а затем, в 2:09, капитан Андерсон посмотрит на Саммерса (как мне показалось, с выражением "Что, любуешься?"), и тот смутится.

     Режиссер сделал эту сцену двусмысленной — зритель может решить, что Саммерс просто переусердствовал в своей заботе о друге, отчего и возникла неловкая ситуация. Другой смысл заметнее тем, кто читал трилогию: в романе Саммерс не заглядывает Толботу под простыню, а поскольку экранизация почти все время следует за первоисточником, такое отклонение от него определенно указывает на то, что у режиссера были веские причины вставить в фильм эту сцену. Но те намеки в романе, которая призвана была заменить эта сцена, менее двусмысленны и явственно говорят именно о любви, хотя самое смелое, на что там решается Саммерс, это взять Толбота за руку.
Будет продолжение.

1. "Their friendship arouses the jealousy of poor Lieutenant Charles Summers, the risen-from-the-ranks officer who behaved so humanely in the Colley affair, and who, it is evident (to the reader, though not to Talbot), is in love with Talbot" (William Golding: The Man Who Wrote Lord of the Flies by John Carey, Simon and Schuster, 2010, p.455).

2. "Peter Kemp gave it a rave review in the Sunday Times, noting, as other reviewers had failed to, Charles Summers's repressed homosexuality, apparent to the reader though not to Talbot. This was picked up again by Patrick Gale in the June 1989 Gay Times (Ibid, p.489).

@темы: гомоэротизм, английская литература, кино, Голдинг

URL
Комментарии
2012-06-25 в 19:50 

klavir
Где же начало того конца, которым оканчивается начало? (с)
Будет продолжение.
:yes: :yes: :yes:

2012-06-25 в 22:45 

tes3m
URL
2012-06-26 в 00:40 

Лукиан
Имею дар смотреть на вещи бог знает с какой стороны

2012-06-26 в 15:58 

billiejean
Now if you'll excuse me, I'm going to hell.(с)
Будет продолжение. скорей бы, скорей!:jump3::jump3:

2012-06-26 в 16:43 

Katana aka Neo
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
tes3m,

Мне тоже очень нравилось наблюдать за Саммерсом,как он обхаживал Толбота,ходил вокруг него кругами)))

Спасибо!!!

2012-06-26 в 17:47 

tes3m
Roseanne,:-D Ага, читай дальше.)))
billiejean, Потом будет про Саммерса, в основном по книге, т.к. в фильме меньше.)))
Katana aka Neo, нравилось наблюдать за Саммерсом,как он обхаживал Толбота,ходил вокруг него кругами:D Да, именно "ходил вокруг него кругами". Режиссер, хоть и сократил эту линию, но суть оставил.=)

URL
2012-06-26 в 20:14 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
tes3m, да у тебя тут настоящий сериал о сериале, появилось давно забытое ощущение - как ребенок жду продолжения истории. кстати, думаю, было бы небезынтересно с этой точки зрения обдумать другие тексты Голдинга, а то тут тема так тонко разработана, будто не в первый раз. кстати, в "Зримой тьме" были очень явные мотивы, просто-таки в открытую проговоренные

2012-06-26 в 20:34 

tes3m
myowlet, :friend2: тут тема так тонко разработана, будто не в первый раз. В других книгах я замечала только вполне открытые мотивы, но и правда могли быть и более завуалированные. А после "Зримой тьмы", помню, мне еще сильнее стало казаться, что Голдинг умеет писать либо мрачно, либо очень мрачно (теперь я так не думаю). И священник там тоже способствовал такому впечатлению. Но не знаю, как покажется теперь (если перечитать).

URL
2012-06-26 в 20:37 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
tes3m, ну да, мрачнейшая вещь, но чем-то зацепила. и совершенно согласна, что по прошествии времени впечатления от прочитанного меняются только так, сама много раз сталкивалась (для себя перечитываю редко, но работа... работа...)

2012-06-26 в 20:42 

tes3m
myowlet, А ты помнишь рассказ (или повесть) «Клонк-клонк»? Там гомоэротизм вполне жизнерадостный.

URL
2012-06-26 в 20:48 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
tes3m, стыдно сказать, выпал из поля зрения. одно время проштудировала практически все романы, а малая проза почему-то выпала, спасибо, прочитаю!

2012-06-26 в 21:01 

tes3m
myowlet, Я и сама прочитала недавно, после трилогии. Описание отдыха первобытных охотников оттуда: "Все сняли оружие и легли вповалку между торчащих корней. Шевелились пестрые тени. Пение сменилось баюканьем и бормотаньем, когда они устраивались, обнимаясь, ласкаясь, и занимались любовью. Так они прижимались друг к другу, пока от жары и усталости их не сморил сон. <...> Прекрасная Птица лежал, обнимая молодого Леопарда, чья голова покоилась у него на плече." Тот потом "ухмыльнулся и теснее прижался к любовнику".

URL
2012-06-26 в 21:02 

amethyst deceiver
It's his excessive consumption of mushrooms. They've addled his brain...(c)
tes3m, «Клонк-клонк»? Там гомоэротизм вполне жизнерадостный более чем ;-):D

2012-06-26 в 21:04 

tes3m
amethyst deceiver, Ага, я выше процитировала.))) Я даже удивилась — не трагедия, а идиллия, надо же!:D

URL
2012-06-26 в 21:19 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
tes3m, интересно воспринимается на фоне его же "Наследников". и да, вполне жизнерадостно))

2012-06-26 в 21:56 

tes3m
myowlet, Повесть и вообще не мрачная, как я боялась, когда начинала читать.;)

URL
2012-06-26 в 22:03 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
tes3m, а я прочла только что, оно все чуть своеобразно, но Голдинг, конечно, мастер - такое архаическое сознание, такая обстановка, как во сне или бреду, и да, интересно обыграно мужское и женское начало

2012-06-26 в 22:05 

tes3m
myowlet,интересно обыграно мужское и женское начало :yes: А как тебе последняя фраза?:alles: :-D
читать дальше

URL
2012-06-26 в 22:09 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
tes3m, да, да, это ОЙ!)) удар под дых, особенно когда вот так расслабишься, проникнешься...))
и собственно по теме: мужики там вообще не чураются физического контакта, меня это сначала чуть озадачило (разумеется, попыталась соотнести с тем, что известно о реальных архаических сообществах), а потом я подумала, что раз - это может быть и раскованностью "естественного" человека, два - ну, простите, все эти ритуальные, как сказать покультурнее, контакты тоже вполне известная штука. в общем, озадачена по-прежнему))

2012-06-26 в 22:10 

tes3m
myowlet, Иначе это не был бы Голдинг, наверное.:D

URL
2012-06-26 в 22:13 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
tes3m, ага. в тех же "Наследниках" финальный поворот, и "Воришка Мартин", в общем, есть такое

2012-06-26 в 22:35 

amethyst deceiver
It's his excessive consumption of mushrooms. They've addled his brain...(c)
tes3m, Иначе это не был бы Голдинг ...с его трезвым взглядом на мир :-D:-D

2012-06-28 в 00:11 

Лукиан
Имею дар смотреть на вещи бог знает с какой стороны
рассказ (или повесть) «Клонк-клонк»? Там гомоэротизм вполне жизнерадостный.
Ого! Голдинг отжгал вовсю!

2012-06-28 в 09:06 

Katana aka Neo
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Прямо заинтриговали этим
«Клонк-клонк» ))))

Срочно ознакомиться с этим произведением))))

2012-06-28 в 14:27 

tes3m
myowlet, amethyst deceiver,Именно.)))
Roseanne, Да, он был иногда очень неожиданным.;)
Katana aka Neo, Тем более, что оно и не длинное.)))

URL
2012-07-05 в 20:18 

FleetinG_
Как весело кататься на санках, которые мчатся впереди тебя! (с)
И правда, ничего себе визуализация средствами кинематографа :)
мы прочитали не все исследования, посвященные трилогии, да и не стремились к этому, поскольку хотели сперва понять текст Голдинга, не прибегая к посредникам (и лишь заглядывая в справочные материалы по флоту того времени) Вы удивительные молодцы! :five: Уважаю.
Ну вот, тоже теперь тащу читать "Клонк-клонк".

2012-07-06 в 20:16 

tes3m
FleetinG_, Спасибо!))) :friend2:

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Дневник tes3m

главная