Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
02:17 

"Ричард II"-2

tes3m
В предыдущей записи я упоминала о том, что первая с шекспировских времен по-настоящему успешная постановка "Ричарда II" появилась в конце 19 века, а в 20 веке эта пьеса стала очень популярна на английской сцене, причем этот успех совпал с тем, что постановщики стали подчеркивать гомосексуальность Ричарда. Иногда сдержанно, так что одни зрители могли ничего не заметить, а другие — гадать, латентная ли это гомосексуальность или нет, а иногда и очень откровенно.
     Я писала в прошлый раз о Фрэнке Бенсоне, актере, который еще до Гилгуда имел успех в роли Ричарда, акцентируя "женственные" черты его образа настолько, что это отметили критики. Автор, у которого я это прочитала, добавлял, что хотя использованное этими критиками слово "женоподобный" ("effeminate") не обязательно подразумевает гомосексуальность, но похоже на эвфемизм, помогающий избежать более прямого упоминания этой темы"(1). Мне смутно вспомнилось, что я когда-то читала об этом исполнении роли Ричарда, причем оно связывалось с процессом Уайльда. Я нашла это в книге А.В. Бартошевича "Шекспир. Англия. XX век". Бартошевич пишет о Фрэнке Бенсоне как о типичном викторианце, противнике эстетического движения 90-х годов: "Нетрудно представить себе, с каким отчаянием Фрэнк Бенсон взирал на оргию, учиненную энтузиастами «нового гедонизма» и «нового язычества», осквернявшими и осмеивавшими все, что было для него свято"(2). Но "после процесса Уайльда в эстетическом стане воцарилось молчание, полное страха. Те, кто вчера еще щеголял в костюмах вызывающе яркого цвета, сегодня надевали черный сюртук. Длинноволосые спешно стриглись. Это было «торжество человека улицы», истинного патриота Империи и хранителя домашних добродетелей.
На сокрушительное поражение опасного противника, которое ему должно было представляться триумфом справедливости, Бенсон отозвался вовсе не злорадством или лицемерным сокрушением. Как джентльмен и спортсмен, он не захотел добивать побежденного. Как художник, он попытался понять чуждое ему поколение и передать его трагедию в своем искусстве. Это он сделал в роли Ричарда II, сыгранной им в 1896 году, через год после процесса Уайльда. <...> В истории шекспировского короля, сыгранного актером, современники увидели трагедию эстетического миросозерцания в его величии и в его нравственной опасности" (2).
1
2
Примечания

@темы: театр, кино, гомоэротизм, Шекспир, история гомосексуальности, Oscar Wilde

URL
Комментарии
2012-08-16 в 06:53 

Спасибо за эти статьи, очень интересно)))

2012-08-16 в 10:35 

sige_vic
One should always eat muffins quite calmly. It is the only way to eat them. (c) *** I could not look at her and not want to touch her (c)
А вот если леди Макбет сыграет Бен Уишоу, вам и в голову не придет, что это гетеросексуально :-)))))))

Ужасно увлекательно пишешь - у меня прям появилось желание пьесу перечитать, а то читала очень давно и ничего не помню (фильм с Уишоу не смотрела - и ни одного спектакля тоже... Эх, жаль, что записи с Гилгудом не сохранились - интересно было бы посмотреть, и с Редгрейвом тоже! :))

2012-08-16 в 11:59 

tes3m
Флыф, Спасибо!)))
sige_vic, Фильм с Уишоу неплохой, хотя мне не нравится, что режиссер там в конце изменил пьесу: сделал убийцей короля одного его друга, хотя у Шекспира убийца — посторонний человек. интересно было бы посмотреть, и с Редгрейвом тоже!:yes: Кстати, Болингброка с Гилгудом играл Ральф Ричардсон, который в радиопостановке, где Гилгуд — Шерлок Холмс, играл Уотсона. Ричардсон всегда играл "обычных людей", в отличие от Гилгуда.)))

URL
2012-08-16 в 12:45 

aretania
Какая красота
И мы всего этого лишены

2012-08-16 в 13:18 

Oulun
Играй! Выдумывай мир! Твори реальность! (с)
tes3m, спасибо!!!

2012-08-16 в 13:32 

tes3m
aretania, На ютубе есть документальный фильм про трех "Ричардов", записанных на ТВ — Джейкоби, Маккелан, Фиона Шоу. Фильм с Джейкоби и так можно найти, а вот с Маккеланом не нашла нигде (с Фионой Шоу (известна широкой публике как тетя Гарри Поттера) тоже, но ее рассуждения о роли уже отбили у меня желание смотреть, хотя, признаю, это субъективно, мне это чуждо, а а кому-то может понравиться, некоторые восхищаются). Там 3 части.

Oulun, :sunny:

URL
2012-08-16 в 13:40 

Oulun
Играй! Выдумывай мир! Твори реальность! (с)
tes3m, Там 3 части. - там есть отрывки с Маккеланом, спасибо и на этом.

2012-08-16 в 13:42 

tes3m
Oulun, Да, но ведь и весь спектакль с ним записан, просто нигде не скачать. А Гилгуда уже не увидеть.

URL
2012-08-16 в 14:14 

aretania
Почему ты там серьезно отнеслась к пугливому бабскому высказыванию фионы?

2012-08-16 в 14:23 

Лопоуша
In every wood in every spring there is a different green. (C)
А неужели ни одной записи с Гилгудом нет?

2012-08-16 в 14:57 

tes3m
aretania, Оно мне очень не понравилось, но мне показалось, что это пример от противного, подтверждающий, что даже те, кому хотелось бы избавить пьесу от гомоэротизма, доказать, что "пьеса не об этом", видят его в самой пьесе, причем не в отношениях короля с фаворитами (они Шекспира не волнуют, он только от лица Болингброка сказал, что их отношения с королем сомнительны), а в отношении короля к Болингброку.
Она в спектакле даже страстно целует Болингброка.
Лопоуша, Нет, кроме аудиозаписей, но там голос уже старого Гилгуда. Кстати, в фильме, где Джейкоби — Ричард, Гилгуд играет старого Гонта (а с Уишоу его играл Патрик Стюарт)

URL
2012-08-16 в 15:01 

tes3m
aretania, Мне вообще все, что она говорит о Ричарде, не понравилось. Она говорит: "Ричард на самом деле не мужчина, а бог" и т.д.

URL
2012-08-16 в 15:13 

рика инверс вредная и ленивая
васисуалий лоханкин в поисках варвары
Ужасно увлекательно пишешь - у меня прям появилось желание пьесу перечитать, а то читала очень давно и ничего не помню [2]
:)

2012-08-16 в 15:27 

aretania
Ты все понимаешь слишком буквально и серьезно))
Фиона лесбиянка, она их регулярно играет, но никак это не комментирует
Многие мои знакомые геи любят заводить разговоры "но тут же не только об этом"

2012-08-16 в 15:42 

tes3m
РиКа Инверс вредная,ленивая и с тапками, ;)
aretania, "но тут же не только об этом" это совсем не то, что "тут вообще не об этом", "тут не должно быть гомосексуальности".
она их регулярно играет, но никак это не комментирует Гертруда Стайн говорила Хемингуэю, что в любви двух женщин все прекрасно, а любовь двух мужчин — фу, какая гадость. Возможно, и Фиона думает так же и хочет защитить Ричарда от того, что считает низменным.
Ты все понимаешь слишком буквально и серьезно Если это у нее была шутка, я готова не относиться к ней буквально и серьезно, но эти слова вполне серьезно цитируют театральные критики, авторы книг об интерпретации "Ричарда", да и Фиона Шоу тут мне показалась вполне серьезной.

URL
2012-08-16 в 16:13 

tes3m
Ну, или если у Фионы Шоу тут проявилось не пренебрежительное отношение к геям, а, допустим, мысль "в гомосексуальности нет ничего особенного, зачем об этом делать пьесу", то все равно ее подход от меня далек, т.к. на самом деле важно другое — есть ли это в пьесе.

URL
2012-08-16 в 16:16 

Лукиан
Имею дар смотреть на вещи бог знает с какой стороны
"Отношения между Болингброком и Ричардом часто оказываются слабым местом этой пьесы. Ричард отдает свою корону тому, кого он любит больше всех на свете. Также он должен ненавидеть его сильнее всего. Его кузен любит его больше, чем кто-нибудь еще в мире, но берет корону и должен его убить. Эти противоречия невероятно разрастаются в эмоциональном поле каждого. Если это играют двое мужчин, это неизбежно оказывается сведено всего лишь к гомосексуальной истории, а пьеса не об этом. Когда я ее играю, вы не можете так это назвать. Это не гомосексуально. Как это может быть гомосексуально? Я ведь женщина".
Сдаётся мне, скрытой гомофобией попахивает это утверждение.

И это вовсе не означает, что пьеса только об этом
Зато совершенно ясно, что пьеса и об этом тоже :eyebrow: И не надо тут стараться отмахаться от того, что автор в неё вложил :eyebrow:

А вот если леди Макбет сыграет Бен Уишоу, вам и в голову не придет, что это гетеросексуально
:laugh: А Макбета Том Хиддлстон :lol: Тогда точно такая глупость в голову не придёт.

2012-08-16 в 16:17 

Лукиан
Имею дар смотреть на вещи бог знает с какой стороны
tes3m, сплошное удовольствие читать твои посты и обсуждать потом.

2012-08-16 в 16:22 

Лукиан
Имею дар смотреть на вещи бог знает с какой стороны
Она в спектакле даже страстно целует Болингброка.
Жесть.

Ричард на самом деле не мужчина, а бог"
Ой.

2012-08-16 в 16:35 

tes3m
Roseanne, Ричард на самом деле не мужчина, а бог" Там слово man, т.е. можно было бы понять и как "человек", но дальше она говорит, что она сама "a non-man", играющая "кого-то, кто ощущал себя a non-man".

URL
2012-08-16 в 16:37 

aretania
Она просто отводит от себя гомосексуальную тему - и все

2012-08-16 в 16:46 

tes3m
aretania, Такая мысль у меня тоже была, многие игравшие Ричарда так делали (я именно об открытых геях, с тайными и так понятно, что отнекиваются), хотя те больше отмалчивались.

URL
2012-08-16 в 16:48 

aretania
Ой а кто сзади сидит мой зайчик!!!



Райнд татт
Он омерля играл

2012-08-16 в 16:57 

tes3m
aretania, Ага, надо же!)))

URL
2012-08-16 в 16:58 

Лукиан
Имею дар смотреть на вещи бог знает с какой стороны
tes3m, меня в этой фразе потрясло слово "бог", а не "мужчина" :goth:

2012-08-16 в 17:07 

tes3m
Roseanne, Ну да, она так и сказала: она не мужчина, потому что женщина, а Ричард не мужчина, потому что бог.;)

URL
2012-08-16 в 17:14 

aretania
И это прекрасная трактовка: женщина играла бога, чтобы уйти из мужского прокрустова ложа

2012-08-16 в 17:24 

tes3m
aretania, Прекрасная трактовка чего? Не "Ричарда" же, там нет таких женщин. Можно сказать, что это нечто самостоятельное, по мотивам пьесы. (Можно еще связать с мифическими словами Елизаветы "Ричард — это я", вообще с ней, но критик, которого я читала, уверяет, что в этом спектакле не имели в виду Елизавету.)

URL
2012-08-16 в 17:48 

aretania
Не знаю, как еще объяснить
Женщина-фиона играла ричарда-бога и его отношения с человеком

2012-08-16 в 18:00 

tes3m
aretania, Ага, это мне понятно (хотя в пьесе такого и не вижу, ну, она-то, значит, видит).

URL
2012-08-16 в 20:39 

klavir
Где же начало того конца, которым оканчивается начало? (с)
tes3m, сегодня прочитала твой пост наконец-то и как раз зашла про этот фильм тебе сказать)))

2012-08-16 в 21:41 

tes3m
klavir, А что про фильм?)))

URL
2012-08-16 в 21:56 

klavir
Где же начало того конца, которым оканчивается начало? (с)
ну вот тот, о котором ты выше написала, просто сегодня увидела его на ютъюбе, хотела тебя обрадовать. А ты уже))

2012-08-16 в 21:59 

tes3m
klavir,А документальный!Поняла!)))

URL
2012-08-16 в 23:02 

особенно_Настя
Nastя_especially
очень интересно. фотографии замечателные!

2012-08-16 в 23:06 

amethyst deceiver
It's his excessive consumption of mushrooms. They've addled his brain...(c)
Когда я ее играю, вы не можете так это назвать. Это не гомосексуально. Как это может быть гомосексуально? Я ведь женщина :wow: Что за бред! Если бы она играла в фанфике спектакле по мотивам шекспировского "Ричарда II", где был бы не герой, а героиня, и ее звали бы, например, королева Розалинда Вторая — тогда это было бы верно. Но она же в рамках этого спектакля не как Розалинда Вторая общается с Болингброком, и даже не как Фиона Шоу — а как Ричард Второй!

2012-08-16 в 23:17 

tes3m
принцесса_в_изгнании,:sunny:
amethyst deceiver, Но она же в рамках этого спектакля не как Розалинда Вторая общается с Болингброком, и даже не как Фиона Шоу — а как Ричард Второй! Именно! И я удивилась: в операх партию Керубино поют певицы, но никто, описывая спектакль, не называет влюбленность Керубино в графиню "лесбийскими мотивами". ;-)

URL
2012-08-16 в 23:24 

amethyst deceiver
It's his excessive consumption of mushrooms. They've addled his brain...(c)
tes3m, в операх партию Керубино поют певицы, но никто же не называет влюбленность Керубино в графиню "лесбийскими мотивами" вот именно.

2012-08-16 в 23:27 

Йоож
Юность рука об руку с сенсорной депривацией.
Хороший пост. Пойду смотреть фильм, а то у меня те же ощущения - какая красота, а мы всего этого лишены.
Фотография Гилгуда в золотом платье прекрасна.

2012-08-17 в 01:53 

tes3m
Йоож, Жаль, не всех даже на фотографиях можно найти. Добавила еще фотографии с Джоном Джастином, он мне внешне понравился (а королева у него Мэгги Смит) и с Иэном Ричардсоном и Ричардом Паско (они попеременно играли).
amethyst deceiver, :-D Прочла, что в постановке с Ричардсоном (и Паско) Болингброк приходил к Ричарду в тюрьму под видом конюха. Поскольку в этой постановке, как пишут, хотели показать, что Ричард не невинная жертва, а Болингброк не злодей, вряд ли приходил позлорадствовать.
Нашла еще Ричардсона в роли Гамлета.

URL
2012-08-31 в 17:22 

D-r Zlo
я убил зверя под баобабом
Гилгуд, по-моему, излишне нарочит в роли Ричарда II.
За отсылку к Бартошевичу спасибо: ещё раз убедилась, что его надо почитать )))

2012-08-31 в 19:57 

amethyst deceiver
It's his excessive consumption of mushrooms. They've addled his brain...(c)
tes3m, в постановке с Ричардсоном (и Паско) Болингброк приходил к Ричарду в тюрьму под видом конюха :lol: занятно )))) Поскольку в этой постановке, как пишут, хотели показать, что Ричард не невинная жертва, а Болингброк не злодей, вряд ли приходил позлорадствовать не иначе чтобы Ричард поплакал на его широкой груди :alles::-D

2012-09-04 в 19:20 

tes3m
D-r Zlo, излишне нарочит в роли Ричарда II Ну, он сам говорил, что так и надо: Ричард — позер.;)
amethyst deceiver, Ага, подозреваю, Болингброк Рори Киннира не первый такой сочувствующий.:-D

URL
2012-09-04 в 20:55 

amethyst deceiver
It's his excessive consumption of mushrooms. They've addled his brain...(c)
tes3m, подозреваю, Болингброк Рори Киннира не первый такой сочувствующий да уж, да уж :-D

2012-09-16 в 19:01 

FleetinG_
Как весело кататься на санках, которые мчатся впереди тебя! (с)
Бенсон молодец, что спортсмен, джентльмен и художник, а Бартошевич молодец, что так интересно пишет.
Те, кто вчера еще щеголял в костюмах вызывающе яркого цвета, сегодня надевали черный сюртук. Длинноволосые спешно стриглись. Это было «торжество человека улицы», истинного патриота Империи и хранителя домашних добродетелей.
Вот же мерзкий процесс - даже если повод к борьбе изначально был не эстетичнее. Страшно раздражает и пугает этот ход на попятный... больше всего пугает в приложении к себе и своему будущему, ибо всегда есть шанс поучаствовать.
она написала эту пьесу под впечатлением от игры Гилгуда в "Ричарде II".
Однако интересное кружево вяжется. А он сыграл в обеих, выходит...
Этот Ричард был воплощением "музыкальности, грации, осторожно демонстрируемого изящества"
Прямо действительно хотелось бы посмотреть. В "Пустой короне", ИМХО, не очень осторожно демонстрируется - такая обдуманность в каждом жесте, будто в зеркальном зале стоит :)
а на берег моря ему там только что поезд с паровозом не подогнали
но не хватало существенного качества шекспировского Ричарда — царственности"
А это мне как раз прошло нормально, видимо, царственность не казалась встроенной. Она там должна быть, кажется, только в сцене, где Ричард им чумой грозит - кстати, в фильме этой сцены нет, или я что-то путаю?
В фильме с Беном Уишоу, как мне кажется, Болингброка тоже тянет к Ричарду — между ними чувствуется гомоэротическое напряжение.
Я вообще недоумеваю (ну да, пьеса если когда-нибудь до этого и читалась, то крепко забыта), почему Болингброк поднял восстание, а не Норфолк – по сравнению с тем ему достались все привилегии, вполовину меньший срок и доооолгий взгляд короля. И не дам голову на отсечение, что не из-за Болингброка тот жезлом швырялся :)
Как это может быть гомосексуально? Я ведь женщина.
Какая же она женщина, она Ричард :) Вот если бы перекодировали всю пьесу на королеву... (спровоцировав массовые инфаркты среди английских историков... да нет, все равно бред получается). И как это так - оно разрастается, разрастается, до того разрастается, что к чему-то там сводится :) По-моему, логика должна подразумевать, что тогда то, к чему сводится – оно шире, чем представлялось.
Леди Макбет рулит :vo:

2012-09-16 в 19:30 

tes3m
FleetinG_, в сцене, где Ричард им чумой грозит - кстати, в фильме этой сцены нет, или я что-то путаю? В фильме есть сцена, где он грозит им:
Но знайте, что господь мой всемогущий
читать дальше
А про Болингброка Оден писал: «Болингброк пассивен, он подчиняется обстоятельствам, он зависит от других, и корону ему, в сущности, навязывают». И в фильме так и показали (а то иногда придумывают какого-то более активно борющегося за власть Болингброка, чего в пьесе нет). Но у Болингброка была сильная причина обидеться: Ричард же отнял его владения, наследство от отца.

URL
2012-09-20 в 13:35 

FleetinG_
Как весело кататься на санках, которые мчатся впереди тебя! (с)
А, ну тогда все в порядке, значит, есть эта сцена :)
Но у Болингброка была сильная причина обидеться Разумеется - и, возможно, не будь наследства, и не пошел бы он на короля. активно борющегося за власть Болингброка, чего в пьесе нет:yes:

2012-09-20 в 13:58 

tes3m
FleetinG_, Ну да, тут Болингброка можно понять, на его месте я бы и сама обиделась.:-D

URL
2014-01-21 в 01:23 

снова марронье
И тут — Шерлок Холмс. Понимаете? Шерлок Холмс и эктоплазма.
Я очень извиняюсь за некропостинг, но.
А про Файнса-Ричарда (2002 год, Almeida Theatre, вот такого ) ничего не слышали случаем? Сижу и читаю рецензии, возникает ощущение, что он то ли не вышел из образа Кориолана, которого до этого в театре играл (в Ричарде, можно себе представить, дддда), то ли перенес свое амплуа человека жесткого, сухого и даже тираничного и несколько переусердствовал.
И что думаете о Теннанте-Ричарде?

(Просто я действительно очень люблю эту пьесу, и мне ужасно интересно)

2014-01-21 в 01:59 

tes3m
снова марронье, Когда я писала этот пост, помню, читала и о спектакле с Файнсом, но нашла мало, и о гомоэротизме в связи с той постановкой вроде бы не писали (а вот, для сравнения, в "Кориолане" это отмечали).
Я еще не смотрела Ричарда-Теннанта.

URL
2014-01-21 в 02:05 

снова марронье
И тут — Шерлок Холмс. Понимаете? Шерлок Холмс и эктоплазма.
tes3m,
Вот как-то странно, что в рецензиях на Ричарда с Файнсом Омерль, Бэгот, Буши и Грин почти не упоминались. Для меня лично отношения Ричарда с ними (как и отношения с Изабеллой) - один из каких-то принципиально важных элементов, из которых образ складывается. Просто так это взять и отринуть и совсем не придавать этому значения - очень плохая идея, по-моему.

О "Кориолане"-спектакле могу судить только по рецензиям, но в "Кориолане"-фильме файнсовском это действительно очень чувствуется. Там какой-то плавильный котел, в котором смешиваются ненависть к Туллу Авфидию, восхищение Туллом Авфидием, любовь к Туллу Авфидию, желание затмить Тулла Авфидия и желание ему же служить.

2014-01-21 в 02:10 

tes3m
снова марронье, Файнс даже говорил в интервью о гомоэротизме "Кориолана", именно пьесы.
Да, странно, что при этом такие отзывы о его Ричарде.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Дневник tes3m

главная