Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×
04:07 

tes3m
Вспомнила спор Гора Видала с Чарлтоном Хестоном о гомоэротическом подтексте в фильме «Бен-Гур» (1959), стала читать то, что нашла об этой истории, и обнаружила, что раньше не обращала внимания на некоторые любопытные подробности (наверное, потому, что фильм мне не нравится). Напомню, что в первой половине 90-х Гор Видал рассказал (сперва в эссе, затем в документальном фильме The Celluloid Closet), как он, пытаясь улучшить неудачный сценарий «Бен-Гура», написанный другим автором (Видала для того и пригласили, чтобы он спас положение), предложил режиссеру Уильяму Уайлеру объяснить возникновение вражды между главным героем и его другом не только политическими мотивами, но и тем, что в подростковом возрасте они были любовниками, а потом этот друг пытался вернуть прошлое, но оказался отвергнутым, после чего начал мстить. Уайлер удивился — Кодекс Хейса не допускал изображения гомосексуальности. Но Видал объяснил, что можно не говорить прямо, а лишь намекнуть, — главное, чтобы Стивен Бойд (исполнитель роли этого друга, римлянина Мессалы) знал, что ему играть. Уайлер согласился, добавив: "Что угодно будет лучше, чем то, что у нас есть сейчас вместо мотивации" (1). Но исполнителю роли Бен-Гура, Чарлтону Хестону, известному своими консервативными взглядами, решили ничего не говорить — он мог отказаться принимать участие в подобном замысле. А Бойд, по словам Видала, даже обрадовался (2).
     Узнав в 90-е о том, что Видал рассказал эту историю о съемках «Бен-Гура», Чарлтон Хестон объявил ее ложью. По словам Хестона, Видалу якобы не хватило славы романиста и эссеиста и он решил доказать, что внес свой вклад и в кино, а на самом деле «через три дня (это записано в моем рабочем дневнике) он [Видал] написал сцену на несколько страниц, которую Уайлер отверг после того, как мы со Стивеном Бойдом ее прочитали по ролям. Видал уехал на следующий день» (3).
Гор Видал в ответном открытом письме процитировал автобиографию Хестона, изданную в 1978 году, где приводились отрывки из того самого рабочего дневника. 23 апреля Хестон писал в этом дневнике: «... я встретил в аэропорту Вилли [Уайлера], а также Сэма Цимбалиста [продюсера] и Гора Видала», а три недели спустя, 13 мая: «Сегодня мы повторно слушали переписанную Видалом ключевую сцену с Мессалой (Бойдом). Это и в самом деле ключевая сцена для всей первой половины истории... Эта версия сцены гораздо лучше, чем в сценарии ... и Вилли выявил ее достоинства, как он обычно это делает» (4). Как мы видим, Чарлтон Хестон слишком увлекся, когда обвинил Гора Видала в том, что тот не внес в фильм никакого вклада.
     Ключевая сцена, о которой идет речь, это именно та сцена объяснения между Мессалой и Бен-Гуром, в которую Видал добавил больше всего гомоэротического подтекста. Один из критиков после The Celluloid Closet писал, что, по его впечатлению, эта сцена подтверждает слова Видала о том, что Бойд знал про гомосексуальный подтекст, а Хестон — нет (5). Другой: «Если вы посмотрите эту сцену, вы и правда увидите, как и уверяет Видал, что Бойд "смотрит так, словно голоден"» (6). И даже в предисловии к роману, по которому был снят фильм, в издании оксфордского университета (1998) отметили, что хотя из экранизации, сделанной Уайлером, исчезла египтянка Ирас, пытавшаяся соблазнить главного героя в книге и в экранизации 1925 г. (вот как раз на этот момент я раньше не обращала внимания), но ее разрушительная сексуальность перешла к Мессале, который становится «садистски мстительным», после того, как его Бен-Гур его отверг. «Злодейство Мессалы, удачно изображенное Стивеном Бойдом, теперь получило более убедительное обоснование, чем всего лишь римское самомнение и предубежденность» (7). Мне тоже кажется, что объяснение, предложенное Видалом, сделало мстительность Мессалы более достоверной. Дело в том, что этот персонаж явно очень любит Бен-Гура — настолько, что и Чарлтон Хестон в той же автобиографии писал, что «Бен-Гур» — «история любви между Бен-Гуром и Мессалой и разрушения этой любви, обернувшейся ненавистью и местью» (8). Видимо, Хестон, раз он отвергает наличие гомосексуального подтекста, считал, что между Бен-Гуром и Мессалой была чисто духовная любовь, возвышенная дружба. Но это чувство по своей сути бескорыстно, так что непонятно — каким образом оно могло так легко и быстро превратиться в ненависть и откуда взялось такое неистовое желание отомстить? В то же время чувственная страсть более эгоистична, и если она оказывается отвергнутой, то у такого человека, как Мессала, она действительно может превратиться в ненависть (фактически — в любовь-ненависть, если вспомнить сцену перед смертью Мессалы). Поэтому я считаю правдоподобным, что даже и такой режиссер, как Уайлер, сам по себе не склонный вводить гомоэротический контекст в большинство своих фильмов, мог одобрить подобное объяснение (к тому же, он признавал, что не очень хорошо понимает античность и прислушивался к советам тех, кто разбирался в ней лучше).
     Тем не менее, когда Гор Видал уезжал со съемок, он беспокоился — вдруг Уайлер передумает и снимет все по-другому? Но вскоре Видал получил письмо от агента по рекламе Моргана Хадженса, с которым до этого обсуждал свой взгляд на отношения героев (и это письмо он цитирует в ответе Хестону) — тот писал, что «"Южанин" [прозвище Хестона] вчера весь вложился в твою сцену "первой встречи". Видел бы ты, как эти парни обнимались!» (9).


Уильям Уайлер, Кристофер Фрай (писатель, тоже принявший участие в исправлении сценария), Гор Видал и Чарлтон Хестон.
1. Exiles in Hollywood: Major European Film Directors in America by Gene D. Phillips, Lehigh University Press, 1998, p. 92.
2. "I was delegated to tell Boyd what the scene's subtext was; Steve was delighted' (articles.latimes.com/1996-06-17/local/la-et-me-...).
3. "Over three days (recorded in my work journal) he produced a scene of several pages which Wyler rejected after a read-through with Steve Boyd and me. Vidal left the next day" (Ibid).
4. "Entry for April 23: ". . . I met Willy [Wyler] at the airport, as well as Sam Zimbalist and Gore Vidal ... May 15 ..."Today we rehearsed Vidal's rewrite of this crucial scene with Messala [Boyd]. Indeed the crucial scene of the whole first half of the story. . . . This version is much better than the sсript scene" ..."and Willy brought its virtues out in his usual manner. . . . " (Ibid).
5. "Los Angeles Times film critic Kenneth Turan wrote that "seeing an appropriate clip makes a strong case for the truth of Vidal's assertion that Boyd was in on the scheme while Heston was not"(Ibid).
6. "If you look at that scene, you will indeed see, as Vidal claims, that Boyd looks "like a man starving" (William Fitzgersld in Imperial Projections: Ancient Rome in Modern Popular Culture, 2005, 38).
7. Ben-Hur by Lew Wallace, David Mayer, Oxford University Press, 1998, xxii.
8. Exiles in Hollywood: Major European Film Directors in America by Gene D. Phillips, Lehigh University Press, 1998, p. 92.
9. "The big 'Cornpone' . . . really threw himself into your 'first meeting' scene yesterday. You should have seen those boys embrace!" (articles.latimes.com/1996-06-17/local/la-et-me-...).


@темы: кино, гомоэротизм

URL
Комментарии
2012-12-25 в 06:22 

Jess_L
ушла на Изнанку
Недавно смотрела "Парад", там герои тоже "Бен Гура" с этой точки зрения обсуждали)

2012-12-25 в 08:24 

AlyonkaS
Everything that kills me makes me feel alive (с)
обнаружила, что раньше не обращала внимания на некоторые любопытные подробности (наверное, потому, что фильм мне не нравится).
Ы. А ведь да.

2012-12-25 в 08:45 

lilith20godrich
Off with his head man, off with his head!
Обожаю эту историю.

2012-12-25 в 09:22 

пестерева
в "Параде" этот фильм то и дело смотрят группы героев-антагонистов: одна группа смотрит как историю настоящей мужской дружбы, другая - как историю неразделенной гомосексуальной любви.

2012-12-25 в 09:22 

пестерева
о. Я опоздала с "Парадом" )

2012-12-25 в 11:57 

klavir
Где же начало того конца, которым оканчивается начало? (с)
Да, когда-в Голливуде мотивации героев придавали б0льшее значение))) А что за парад?

2012-12-25 в 12:01 

Sherlock
«Stal se Londyn nezajimavym mestem...»
))) присоединюсь к Лилит)) тоже обожаю эту историю:)

Один из критиков после The Celluloid Closet писал, что, по его впечатлению, эта сцена подтверждает слова Видала о том, что Бойд знал про гомосексуальный подтекст,
странно. но ведь в "Celluloid Closet" именно Бойд и рассказывает эту историю) Так я ее впервые и узнала - после этого фильма.

2012-12-25 в 12:10 

lilith20godrich
Off with his head man, off with his head!
Sherlock,

Нет, не Бойд - там ее рассказывает Видал. Мне кажется, Бойд уже был мертв к этому моменту. В Целлулоидном ящике его нет.

2012-12-25 в 12:23 

Sherlock
«Stal se Londyn nezajimavym mestem...»
аааа!... точно-точно!..

2012-12-25 в 12:26 

кавайный укэ
Ich liebe dich! -Bück dich! die Liebe wird härter.
2012-12-25 в 13:47 

klavir
Где же начало того конца, которым оканчивается начало? (с)
кавайный укэ, а, черт, он вышел! Я ж его жду как раз, спасибо

2012-12-25 в 14:21 

tes3m
Germaine, Спасибо!)) Я не смотрела "Парад", даже не знала такого фильма, сейчас посмотрела на кинопоиске.
AlyonkaS, И я еще забыла написать о некоторых деталях: например, один критик пишет, что Стивен Бойд потом и в другом пеплуме сыграл что-то похожее — в «Падении Римской империи». Я не смотрела, а критику кажется, что не только отношения героев похожи, но и одна сцена напоминает ту ключевую из «Бен-Гура».
In The Fall of the Roman Empire, Stephen Boyd (Messala in Ben-Hur) returns as Livius to play out a similar love/hate relationship with Commodus (Christopher Plummer). The two friends are reunited at the beginning of the movie under the shadow of Marcus Aurelius's death, when Commodus arrives from Rome to visit the border fortress where Livius has been serving. They drink together, twining their arms in echo of the toast of Ben-Hur and Messala...
Imperial Projections: Ancient Rome in Modern Popular Culture, 2005, 40.
lilith20godrich,Sherlock, И еще вспомнила: Видал пишет, что ему рассказывали, будто Хестон даже насчет Микеланджело (которого тоже сыграл) спорил, что тот не мог быть гомосексуален, причем спорил не насчет героя фильма, а насчет настоящего.
пестерева, Ну, не опоздала: я же не знала эту подробность;)
klavir, Да, когда-в Голливуде мотивации героев придавали б0льшее значение Не думаю, что больше, чем сейчас.))) Разные были режиссеры, разные фильмы, как и теперь.)

URL
2012-12-25 в 14:49 

Sherlock
«Stal se Londyn nezajimavym mestem...»
tes3m, охотно верю))
на самом деле на просмотрах "Агонии и экстаза" у меня периодически закрадывается мысль, что тут тоже кое-что не сказали Хестону из того, что сказали Рексу Харрисону (папе Юлию)))

2012-12-25 в 14:52 

tes3m
Sherlock, тут тоже кое-что не сказали Хестону из того, что сказали Рексу Харрисону :lol: Тоже верю. Мне кажется, таких, как Хестон, таких, чтобы от них надо было все скрывать, было не так уж много.

URL
2012-12-25 в 15:32 

tes3m
Видела где-то, но сейчас не найду источника (это было не в книге, а в каком-то англоязычном блоге), кто-то считает, что Уайлер изменил придуманное Видалом — снял не про то, что у Бен-Гура и Мессалы была в прошлом любовь, а потом Бен-Гур повзрослел истал другим и т.п., а про то, что только Мессала все время был влюблен, а Бен-Гур любил его как друга. Возможно, такое впечатление у писавшего возникло как раз из-за игры Хестона.

URL
2012-12-25 в 15:42 

lilith20godrich
Off with his head man, off with his head!
tes3m,

Уайлер изменил придуманное Видалом — снял не про то, что у Бен-Гура и Мессалы была в прошлом любовь, а потом Бен-Гур повзрослел истал другим и т.п., а про то, что только Мессала все время был влюблен, а Бен-Гур любил его как друга.

Это не изменяет смысла, который дал тексту Видал - в принципе, по сюжету очевидно, что чувства Бен-Гура были иными - или слабее - чем у Мессалы.

2012-12-25 в 15:58 

tes3m
lilith20godrich, Да, Видал действительно, пересказывая замысел, подчеркивает, что Бен-Гур и чувствовал иначе, и после того, как они с Мессалой расстались, они жили по-разному — то, что для Мессалы обычно, для Бен-Гура — нет.

URL
2012-12-25 в 17:13 

tes3m
Не написала в посте, но в Википедии — в том разделе статьи про «Бен-Гура», где обсуждается этот спор (причем там даже не написали, что Видал доказал, что раньше сам Хестон признавал его вклад в фильм, а на IMDb написали) — есть нечто непонятное. Среди подтверждений и опровержений пишут: Wyler himself says that he does not remember any conversation about this part of the sсript or Boyd's acting with Gore Vidal,[32] and that he discarded Vidal's draft in favor of Fry's.[13] Ну, ссылка 13 ведет на книгу America's Film Legacy: The Authoritative Guide to the Landmark Movies in the National Film Registry, Eagan, 2009, p. 559. Там автор, Иген, вообще пишет, что Видал якобы настаивал, что ввел гомоэротический подтекст, не поставив в известность Уайлера (!): In later years he insisted that he played up the story's homosexual subtext without Wyler's awareness. Но Иген ссылок ни на что не дает, поэтому и тут не пишет, когда Видал такое говорил. И как бы он вообще мог рассчитывать ввести такое в фильм за спиной режиссера? Нигде больше никто такого не пишет, а Видал везде рассказывал, что сперва сказал продюсеру (с которым у него были очень хорошие отношения), потом Уайлеру.
Что за странности? Впрочем, в Википедии ссылаются не на это, а на то, что идет дальше: мол, Уайлер говорил, что отверг предложенное Видалом, а предпочитал работать с другим сценаристом, Кристофером Фраем. Ссылки опять нет. Но Видал и сам не скрывал, что отношения с Уайлером у него ухудшились, отчего он и беспокоился, как тот покажет отношения героев иначе. И Уайлер действительно мог считать предложенное Видалом менее значительным вкладом, чем вклад Фрая, дописавшего последнюю треть. Ну и что? А то, что многое, предложенное Видалом вошло в фильм, видно по сохранившимся наброскам сценария — там видно, что и от какого сценариста сохранилось. И об этом в Википедии тоже пишут. А перед этой фразой этот автор писал: Wyler and Heston both professed ignorance of Vidal's designs. "Уайлер и Хестон оба заявляли, что не знали о замыслах Видала" (насчет гомосексуального подтекста). Когда Уайлер так заявлял? Хестон — в 1996. Но Уайлер ведь умер в 1981. Видал говорил об этом раньше? Когда же? Вообще от того, что написал Иген в America's Film Legacy: The Authoritative Guide to the Landmark Movies in the National Film Registry, впечатление такое, что он просто решил выставить Видала обманщиком, даже вопреки всему, что известно.
В Википедии, как я уже цитировала, пишут, что Уайлер говорил, что не помнит разговора об этой части сценария и ссылку дают на биографию Яна Хермана, на страницу 400. Я не видела самой этой книги, но на эту же страницу ссылается в примечаниях и Джин Филлипс, автор книги Exiles in Hollywood: Major European Film Directors in America.

Это примечание к цитате из Хестона про то, что "Бен-Гур" это история любви. Джин Филлипс тут пишет, что это Хестон "выразил свои сомнения насчет гомосексуального подтекста этой сцены Яну Херману", но "Херман комментирует, что сделанное Видалом описание его разговора с Уайлером насчет этой сцены никогда не опровергалось Уайлером — так что "нет причин в этом сомневаться". Ссылка на ту самую страницу 400. И в самой Википедии дальше пишут: But Jan Herman, one of Wyler's biographers, asserts "there is no reason to doubt" Vidal's claim, and that Wyler's inability to remember the conversation was just part of the director's notorious caginess. То есть цитируют те же слова Хермана, что нет причин сомневаться в версии Видала, и еще приводят слова Хермана, что "неспособность Уайлера вспомнить этот разговор относится всего лишь к пресловутой осторожности этого режиссера". Ну да, признаться в том, что ввел такой подтекст в "фильм про Христа" (пусть он там сам и не появляется) было бы до 90-х годов крайне неосторожно, но я не поняла, что имеется в виду под "неспособностью Уайлера вспомнить этот разговор". Видал говорил о чем-то подобном еще при жизни Уайлера, до 1981 года, а Уайлер сказал, что не помнит? Откуда это известно? Или имеется в виду лишь то, что сам Уайлер нигде о таком не рассказывал?

URL
2012-12-25 в 22:45 

рика инверс вредная и ленивая
васисуалий лоханкин в поисках варвары
не так давно пересм целлюлоидный шкаф,где гор видал рассказывает эту историю с бен гуром; снова порадовалась,но не знала,что на самом деле всё было ещё сложнее. интересно было просветиться,да ещё и ссылка на любопытное кино.
чисто духовная любовь, возвышенная дружба. Но это чувство по своей сути бескорыстно, так что непонятно — каким образом оно могло так легко и быстро превратиться в ненависть и откуда взялось такое неистовое желание отомстить? В то же время чувственная страсть более эгоистична, и если она оказывается отвергнутой, то у такого человека, как Мессала, она действительно может превратиться в ненависть (фактически — в любовь-ненависть, если вспомнить сцену перед смертью Мессалы)
замечательно сказано же.

2012-12-25 в 23:47 

tes3m
рика инверс вредная,ленивая и с тарелками жрат, Такие вещи обычно чувствуются. К.С.Льюис правильно писал, что «дружба и влюбленность совсем непохожи, хотя их можно испытывать к одному и тому же человеку».

URL
2012-12-25 в 23:58 

рика инверс вредная и ленивая
васисуалий лоханкин в поисках варвары
tes3m, у меня плохо с этим т_т страдания с мышкин/рогожин показательны.

2012-12-26 в 00:11 

tes3m
рика инверс вредная,ленивая и с тарелками жрат, :-D Ну, в этом вопросе только литературоведы психоаналитической школы ни в чем не сомневаются.))))

URL
2012-12-26 в 00:12 

рика инверс вредная и ленивая
васисуалий лоханкин в поисках варвары
tes3m, спасибо за поддержку.)

2012-12-26 в 13:02 

tes3m
рика инверс вредная,ленивая и с тарелками жрат, :sunny:

Запишу сюда же, чтобы не потерять: "... most viewers would agree that the relationship between Ben-Hur and Esther isn't half as interesting as the one between Hur and Messala. Even Fry, an avowed enemy of Vidal, admitted that ''the only relationship that counts is the one between Ben-Hur and Messala. You can't make the audience care about the love story."(Sacred Profanity: Spirituality at the Movies by Aubrey Malone, p.23). Там же: According to Vidal, Boyd believed that ''hell hath no fury like an old lover scorned,'' was a believable working principle behind the fractured friendship (22).
Из воспоминаний Видала: "'I . . . told them that Ben Hur and Messala had been boyhood lovers. But Ben Hur, under the fierce Palestinian sun and its jealous god, has turned straight as a die while Messala the decadent gentile, had remained in love with Ben and wanted to take up where they left off" (Palimpsest: a memoir, 1995, p.304)

URL
2013-02-10 в 16:56 

FleetinG_
Как весело кататься на санках, которые мчатся впереди тебя! (с)
Мне больше всего в этой истории понравилось : главное, чтобы Стивен Бойд знал, что ему играть. И в самом деле, со вторым партнером можно было при желании разыграть партию вслепую :) И это, конечно: "Что угодно будет лучше, чем то, что у нас есть сейчас вместо мотивации"
А критики и зрители потом ломают копья, спрашивая друг друга: "вы каким местом кино смотрели?" (Лично я конкретно это кино - четвертью левого глаза, и ничего в нем _вообще_ не помню, кроме того, что оно набрало кучу "Оскаров")
каким образом оно могло так легко и быстро превратиться в ненависть и откуда взялось такое неистовое желание отомстить? Правда-правда! :yes:
under the fierce Palestinian sun and its jealous god has turned straight станешь тут :-D

2013-02-11 в 15:15 

tes3m
FleetinG_, И в самом деле, со вторым партнером можно было при желании разыграть партию вслепую Ага, как и поступили в том спектакле, где Оливье играл Яго, а Ральф Ричардсон — Отелло. Все равно ведь, по замыслу режиссера, только Яго испытывает страсть к Отелло, так зачем же беспокоить актера, играющего Отелло? :alles:

URL
2013-02-17 в 16:02 

FleetinG_
Как весело кататься на санках, которые мчатся впереди тебя! (с)
так зачем же беспокоить актера, играющего Отелло? И то :)

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Дневник tes3m

главная