23:17 

tes3m
Отношение Пессоа к Уайльду хорошо выражено в одной фразе из аннотации к статье Марианы де Кастро «Оскар Уайльд, Фернанду Пессоа и искусство лжи» (2006): «Фернанду Пессоа был несомненно очарован или даже откровенно одержим Оскаром Уайльдом» (1). При этом Пессоа далеко не все принимал в творчестве своего кумира и писал, что Уайльд был не художником, а интеллектуалом (2). Пессоа «восхищался вызывающе аристократичной позицией Уайльда» (3), для него сам Уайльд был интереснее своих художественных произведений.
     По словам Ричарда Зенита (в 2002 году), среди бумаг Пессоа сохранилось около двадцати фрагментов об Уайльде (на португальском и на английском), по словам Марианы де Кастро — тридцать семь. Созданы эти записи были в основном в 1910-е и 1920-е. Лишь шесть из них были опубликованы, а о содержании остальных можно судить по отзывам литературоведов: в частности, Зенит сообщает, что один из этих набросков называется "Защита Оскара Уайльда", а Мариана де Кастро пишет о «больших отрывках, посвященных его [Уайльда] сексуальности» (4) (эта тема, как мы знаем, интересовала Пессоа не только в связи с Уайльдом). Пессоа «казалось, чувствовал или опасался, что ему близка личная жизнь этого эстета» (3).
     По мнению Марианы де Кастро, «о повышенном интересе Пессоа к сексуальности Уайльда свидетельствует то, что составленный им [в 1917 году] гороскоп Уайльда, Пессоа дополнил биографическим перечнем, куда включил, помимо самых важных событий жизни эстета, также и его сексуальные предпочтения и действия» (5). Этот список замыкают четыре пункта — гомосексуальные действия «ради опыта», гомосексуальные действия, ставшие привычными, приговор и смерть. На том же листе бумаги Пессоа записывает еще один гороскоп, озаглавленный «Мой случай». Ричард Зенит комментирует: «По меньшей мере в одном отношении "случаи" Пессоа и Уайльда совпали — оба скончались 30 ноября» (3).
     Еще одна запись Пессоа показывает, что на примере Уайльда он пытался разрешить волновавший его вопрос — может ли мужчина с гомосексуальными склонностями удержаться от их реализации. Он приходит к выводу, что «Уайльд под влиянием окружающей обстановки подавил инвертированные склонности в творчестве, в результате чего они стали сильнее проявляться в его жизни, чего возможно не произошло бы, будь у него возможность поступать наоборот», но добавляет: «Это нуждается в проверке» (6). А вот отношения с женщиной Пессоа, похоже, не считал фактором, который может подавить гомосексуальные склонности — напротив, он задает вопрос: «В какой мере его [Уайльда] женитьба повлияла на то, что инверсия проявилась открыто?» (6).

1. "Fernando Pessoa was clearly fascinated, if not openly obsessed, by Oscar Wilde" (Oscar Wilde, Fernando Pessoa, and the art of lying. Как сообщает Мариана де Кастро в этой статье, в личной библиотеке Пессоа было несколько книг Уайльда —(«De Profundis» и «Баллада Редингской тюрьмы» (с предисловием Роберта Росса), «Стихотворения», «Преступление лорда Артура Сэвила и другие рассказы»; «Le Portrait de Monsieur W. H» (сборник прозы Уайльда на французском, включающий «Портрет господина У. Х.», «Кентервильское привидение», «Сфинкса без загадки», «Стихотворения в прозе» и трактат «Душа человека при социализме») — а также «Сонеты» Альфреда Дугласа, «Первый камень. О неопубликованных частях "De Profundis"» Т.У.Х. Кросланда (сатира, направленная против Уайльда) и книга Андре Жида об Оскаре Уайльде. Очевидно также, что Пессоа был знаком и с эссе Уайльда.
2. "...Oscar Wilde was not an artist. He was another thing: the thing called an 'intellectual'" (The Selected Prose of Fernando Pessoa, translated by Richard Zenith, 2002, p. 218).
3. The Selected Prose of Fernando Pessoa, translated by Richard Zenith, 2002, p. 218.
4. "The extent of Pessoa's interest in Wilde is further supported by his espolio at the Biblioteca Nacional in Lisbon which contains, among the twenty-seven thousand or so manuscripts left behind after his death, at least thirty-seven fragments directly related to Wilde, only six of which have been published»; «His proposed investigation of Wilde's active homosexuality as a consequence of marriage was never undertaken. His thirty-six other manuscripts on the aesthete, including large sections relating to his sexuality, were never completed, revised, or prepared for publication" (Ibid).
5. "Pessoa's keen interest in Wilde's sexuality is evidenced by a biographical list he draws up to accompany the horoscope he cast for Wilde, in which the aesthete's sexual preferences and activities feature prominently among the most notable dates in his life..." (Ibid).
6. "...Wilde repressed, owing to environment, the inverted tendency in his works, so it cropped up all the stronger in his life, where, perhaps it might not have appeared had it been possible for him to do otherwise. (But this needs examining.) (How far may the inversion, in revealing itself, be due to his marriage?)" (Ibid).

@темы: история гомосексуальности, Oscar Wilde, Fernando Pessoa

URL
Комментарии
2013-02-05 в 00:01 

aretania
ох уж эти фанаты))

2013-02-05 в 00:37 

tes3m
aretania, Кстати, вспомнила — у тебя был пост про «Саломею» Бартоломео Венето: «я назвала бы эту картину "фанатка"». А мне это вспоминается, когда вижу "Пигмалиона" Поля Дельво.:-D

1939 г.

URL
2013-02-05 в 03:51 

aretania
абсолютно. только эта называется "фанатки"

2013-02-05 в 03:52 

aretania
господи, какая хорошая правильная картина. во все времена был этот ужас: женщина цветет, мужчина проходит мимо, весь такой банковский

2013-02-05 в 04:04 

tes3m
только эта называется "фанатки" а, да, и я так воспринимала и вторую.
женщина цветет, мужчина проходит мимо, весь такой банковский :lol:

URL
2013-02-05 в 04:42 

aretania
Разные стадии помешательства на любви у этих двух девушек
Иногда я думаю, вот будет номер, если умрешь и там выяснится, что никакой важности в любви и не было, что всю жизнь ставила не на то, что вообще все ошибаются, и, как говорят историки, любовь была выдумана во времена возрождения, а до того ни о какой любви и не слышали, и не говорили, и не чувствовали ее. Якобы это приобретенное человеком качество

2013-02-05 в 04:54 

tes3m
aretania, Ларошфуко писал: «Иные люди только потому и влюбляются, что они наслышаны о любви». И речь не только о привилегированных классах, потому что и у крестьян есть песни о любви. Но насчет эпохи Возрождения это все же преувеличение, ведь и мыслители того времени, рассуждая о любви, обращались к «Пиру» и «Федру». Хотя представление о любви в Европе, конечно, менялось.

URL
2013-02-05 в 05:02 

aretania
Ты такая интеллигентная - преувеличение, "пир". Очевидно же, что это гонево про выдуманность любви - полная хуйня, созданная теми, кто любить боялся. Кто был беден воображением настолько и до такой степень запуган своими няньками и мамками, что был готов выстроить научную теорию, подкрепить ее всем, чем ни попадя, только бы обезопасить себя и оправдать свою трусость. Думаю, часть этих идеологов были задавленными геями (все-таки натуралы реже боятся чувств, химия несет их на крыльях безудержно)

2013-02-05 в 05:19 

tes3m
Думаю, часть этих идеологов были задавленными геями (все-таки натуралы реже боятся чувств, химия несет их на крыльях безудержно) Точно. Розанов примерно так и писал, и я с ним согласна.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Дневник tes3m

главная