18:59 

tes3m
27 февраля 1928 года Андре Жид записал в дневнике: «Вчера — "Носферату, вампир".
Довольно невыразительный немецкий фильм, но эта невыразительность такого рода, что заставляет задуматься и представить нечто получше. читать дальше Я бы хотел, чтобы и молодая женщина из "Носферату", пусть и сознающая с самого начала свое самопожертвование, вот так же потеряла голову, то есть поддалась чарам вампира, и чтобы ей он не казался ужасным. Более того, все выглядело бы еще более пугающим, если бы и вампир поддался чарам этой женщины и забыл о времени... Я легко могу представить, что все остальные видят его жутким чудовищем, а очаровательным он кажется лишь этой женщине — добровольной, завороженной жертве; но и он, в свою очередь завороженный, делается все менее и менее ужасающим, пока и на самом деле не становится восхитительным, каким раньше лишь казался. И именно это восхитительное существо и должен погубить крик петуха, так чтобы зритель увидел внезапное исчезновение и с облегчением, и в то же время с сожалением.
     Словом, полностью испорченный фильм» (Journals: 1928-1939 by André Gide/ English translation 1949 by Alfred A. Knoph, Inc., University of Illinois Press, 2000, pp.7-8).
*Гораций, Наука поэзии, 102. Пер. М.Гаспарова.

Вот, кстати, и aretania напомнила вчера о своей статье из ОМа про вампиров (2004 г.), причем подзаголовок статьи начинается со слов "отчего вампир так мил современному человеку".

@темы: французская литература, страшные истории, кино

URL
Комментарии
2013-04-18 в 19:13 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
tes3m, ааах, ну вот в точку! и Монти Джеймс, кстати, тот еще любитель убаюкивать и развлекать антикварными детальками, а потом аккуратненько так наскакивать из-за угла)
и да, да, Монти заставляет читателя потихоньку погружаться в ужас с ничего не подозревающим героем
(ох, пардон, я оффтоплю, но.. :) )

2013-04-18 в 19:22 

Alnika
Я люблю Жида всё больше...

Я бы хотел, чтобы и молодая женщина, ... пусть и сознающая с самого начала свое самопожертвование, вот так же потеряла голову, то есть поддалась чарам вампира

Быть может, душу я гублю,
ты, может, сатана,
но я таким тебя люблю,
твоя на смерть жена!

2013-04-18 в 19:42 

Танья Шейд
Свобода твоих клыков кончается там, где начинается свобода чужой шеи
Я недавно посмотрела этот фильм. У меня впечатления остались самые положительные.
Если говорить об "ужасности" - то я ее и не искала, вообще фильмы ужасов всегда любила по принципу: "Он меня пугает - а мне не страшно!". А вот романтика немого кино, да еще с мистикой - это для меня.

Я бы хотел, чтобы и молодая женщина из "Носферату", пусть и сознающая с самого начала свое самопожертвование, вот так же потеряла голову, то есть поддалась чарам вампира, и чтобы ей он не казался ужасным.
А вот тут как раз постарались режиссеры последующий экранизаций "Дракулы", введя пейринг Дракула/Мина, которого не было в романе Брэма Стокера, и таким образом заставив Мину изменять своему жениху, а затем мужу (Джонатану Харкеру). В романе же Мина показана верной и любящей женой, и Дракула не вызывает у нее ничего, кроме отвращения (очень мельком - жалость). Так что фильм "Носферату - симфония ужаса" ценен для меня еще и этим моментом.

Что касается крыс и чумы - вот тут я не поняла, честно говоря. Зачем графу Орлоку нужна была чума? Если он питается кровью живых людей, для него очень невыгодно превращать все население города в трупы - самому нечем будет питаться.

Извините, это я не спорить пытаюсь - просто делюсь впечатлениями.

2013-04-18 в 19:43 

tes3m
убаюкивать и развлекать антикварными детальками, а потом аккуратненько так наскакивать из-за угла :lol: и да, да, Монти заставляет читателя потихоньку погружаться в ужас с ничего не подозревающим героем О, тут он мастер.))) И какой же это оффтоп?
К слову, я не считаю, что фильм Мурнау так уж испорчен, как показалось Жиду. Хороший фильм.
Вообще решила перевести этот отрывок потому, что забавно показалось: сейчас многие жалуются, что в современных книгах и фильмах нет старых добрых страшных вампиров, одни обольстительные красавчики, а во времена Андре Жида как раз таких не хватало. :-D Не хватало, не хватало, зато потом как началось...:alles:
Alnika, А ты обратила внимание, что в статье Википедии, на которую я дала ссылку, как раз тоже ссылаются на Кузмина?)))

URL
2013-04-18 в 19:52 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
tes3m, ну, я очередную статью про Монти пишу и уже боюсь, что замучила им всех кого можно... и нельзя)
читать дальше

2013-04-18 в 19:56 

tes3m
Танья Шейд, Извините, это я не спорить пытаюсь - просто делюсь впечатлениями. За что же тут извиняться?))) Не говоря уже о том, что спор все равно выходит с Андре Жидом, а я его просто перевела (увы, с английского перевода, не нашла оригинал, даже чтобы сравнить).
Я люблю и пугающие (но при этом красивые) образцы "ужасов". И просто красивые.
А вот тут как раз постарались режиссеры последующий экранизаций Ну да, если что-то носится в воздухе, если многие хотят что-то прочитать и увидеть, в конце концов напишут и покажут. А потом будет много эпигонов, а потом почти всем надоест.
Что касается крыс и чумы - вот тут я не поняла, честно говоря. Я уже не помню, смотрела фильм очень давно, но в Википедии вроде бы пишут, что чумы не было, просто «Орлок не превращает своих жертв в вампиров, он их убивает, заставляя тем самым горожан думать, что на них напала чума».

URL
2013-04-18 в 20:11 

Танья Шейд
Свобода твоих клыков кончается там, где начинается свобода чужой шеи
Ну да, если что-то носится в воздухе, если многие хотят что-то прочитать и увидеть, в конце концов напишут и покажут. А потом будет много эпигонов, а потом почти всем надоест.
Тут для меня еще такой момент: я просто с детства не любила, что если в фильме есть девушка или женщина - у нее обязательно будет любовная линия, будто героиня не может, в отличие от мужских персонажей, участвовать в приключениях просто так. А с сюжетом "Дракулы" я впервые познакомилась в 19 лет по фильму Копполы, и поведение героини вызывало у меня недоумение: что она нашла в этом Дракуле, который убивает людей, который убил ее подругу? Ведь Джонатан перед ней абсолютно ни в чем не провинился, а его моральные качества намного превосходят таковые у Дракулы. Тем более - Мина обручена, затем выходит за Джонатана замуж, и при этом все равно продолжает крутить роман с Дракулой.
Само понятие "запретной неконтролируемой страсти" для меня в то время было абсолютно чуждо. Собственно, оно осталось лично для меня чуждым и теперь - но теперь я хотя бы знаю, что таковая существует.
Так что каноническая стокеровская версия отношений между Миной и Дракулой для меня все же ближе.

2013-04-18 в 20:17 

tes3m
Танья Шейд, я просто с детства не любила, что если в фильме есть девушка или женщина - у нее обязательно будет любовная линия, будто героиня не может, в отличие от мужских персонажей, участвовать в приключениях просто так. Многим, кстати, как раз такое непонятно. Я встречала в отзывах на "Игру теней" недоумение — мол, зачем Гай Ричи ввел в фильм эту цыганку, если у нее не было романа с Шерлоком Холмсом (и вообще ни с кем)? :alles:

URL
2013-04-18 в 20:20 

Танья Шейд
Свобода твоих клыков кончается там, где начинается свобода чужой шеи
tes3m,
Не смотрела "Игру теней". Возможно, и зря - джен я всегда предпочитала гету.
Оффтоп: моим любимым мультиком в детстве был "Чип и Дейл спешат на помощь" - во многом потому, что героиню там не интересовало ничего, кроме техники.

2013-04-18 в 20:21 

tes3m
Танья Шейд, Вот был бы там в фильме цыган, а не цыганка, никто бы не стал придираться, что у него нет любовной линии.

URL
2013-04-18 в 20:27 

Alnika
tes3m, Нет, не видела я про Форель, не пошла я по ссылке. Теперь вот сходила. Приятно!

2013-04-18 в 20:28 

Танья Шейд
Свобода твоих клыков кончается там, где начинается свобода чужой шеи
Вот был бы там в фильме цыган, а не цыганка, никто бы не стал придираться, что у него нет любовной линии.
Точно!)))

2013-04-18 в 20:34 

tes3m
Танья Шейд, Многие, описывая "Игру теней" в фандомных терминах, писали "слэш", но я так писать не буду, потому что там никакой не слэш (я отношу это слово только к фандомному явлению), а гомоэротическое напряжение между главными героями (и одностороннее влечение Мориарти к ШХ, о чем я когда-то писала, поскольку фильм этот очень люблю, как и Мориарти). А то, что можно назвать "гетом", там тоже есть, но это по канону так — отношения между Уотсоном и его невестой, потом женой.;)

URL
2013-04-18 в 20:37 

aretania
жид, хоть и редкий придурок и гад по жизни, но все почему-то понимал правильно и опережая время
этот опус читаю впервые, но и по другим вопросам он высказывался так же шокирующе прозорливо
кажется, никто из дискутирующих здесь не отдает себе отчет, в какой общественной и культурной ситуации это было написано

2013-04-18 в 20:40 

Ниротэн
You can't always get what you want, But if you try sometimes...
Вообще решила перевести этот отрывок потому, что забавно показалось: сейчас многие жалуются, что в современных книгах и фильмах нет старых добрых страшных вампиров, одни обольстительные красавчики, а во времена Андре Жида как раз таких не хватало.
Вот мне то же самое забавным показалось, пока читала :))).
Люблю старых добрых страшных вампиров. %)

2013-04-18 в 21:00 

tes3m
aretania, :lol: Я о нем думаю лучше, хотя всякие его "глупости и мелкие злодейства", конечно, вижу.
Я как-то ссылалась на статью Орхана Памука о том, как Жид обругал Турцию, — она ему ужасно не понравилась, он прямо так и написал, — и там Орхан Памук пишет: «Настойчивое стремление к откровенному отображению своих ощущений и впечатлений заставляет Жида написать о том, о чем никто до него не решался говорить».
www.globalaffairs.ru/number/n_6554
Вот и в связи с "Носферату" видно это "настойчивое стремление к откровенному отображению своих ощущений и впечатлений". И его не волнует, что все читали Фрейда и начнут рассуждать о его, Жида, взглядах и вкусах, и высказывать догадки о его эротических фантазиях и т.п. (дневники были изданы при жизни, вон уже на английском вышли в 1949).
в какой общественной и культурной ситуации это было написано Ну, в целом ситуацию я представляю, но что именно ты в ней выделяешь в связи с этим отрывком?

URL
2013-04-18 в 21:05 

Танья Шейд
Свобода твоих клыков кончается там, где начинается свобода чужой шеи
Люблю старых добрых страшных вампиров. %)
Старые страшные вампиры как раз не были добрыми)))
И его не волнует, что все читали Фрейда и начнут рассуждать о его, Жида, взглядах и вкусах, и высказывать догадки о его эротических фантазиях и т.п.
Я как раз не читала Фрейда - так что Жиду тем более можно не волноваться)

2013-04-18 в 21:14 

tes3m
Ниротэн, :D А я в детстве, в советское время, когда книг о вампирах было мало, причем сплошь классика, думала, что тоже интересуюсь вампирами. Ну... Классикой интересуюсь и теперь. И чем-то оригинальным и талантливым среди нового, наверное, еще смогу заинтересоваться.
Танья Шейд, Насчет "старых добрых вампиров" это шутка, переделка цитаты из "Шерлока" — там Мориарти (еще один мой любимый Мориарти!) говорит "Какая же сказка без старого доброго злодея?". ;)

URL
2013-04-18 в 21:23 

aretania
1. да, бесстыдное выражение фантазий, неприличное даже и 30-е годы. его может извинить только возраст
2. анализ явления, которое было скорее нишевым, чем модным. причем, ужасно небанальный. я понимаю, что были уже всякие дадаисты, сюрреалисты и прочие фантазеры, но все равно такой обрах мысли - прорыв

2013-04-18 в 21:40 

Танья Шейд
Свобода твоих клыков кончается там, где начинается свобода чужой шеи
А я в детстве, в советское время, когда книг о вампирах было мало, причем сплошь классика, думала, что тоже интересуюсь вампирами.
Думали - или интересовались? И кстати, какие в советское время были книги о вампирах? А то я само это слово впервые узнала уже в перестроечное время, и то сначала в значении "кровососущая летучая мышь")

Кстати, еще о старых и новых вампирах. В романе Брэма Стокера Дракула свободно передвигается в дневное время, и солнце вовсе не собирается его сжигать. А вот после фильма Фридриха Вильгельма Мурнау в кино стали модны сцены, где вампиры сгорают от солнечного света. И когда появились книги Стефани Майер, все стали возмущаться, что вампиры там разгуливают днем - забывая, что тем же занимался и книжный Дракула.
(Нет, я не призываю никого любить "Сумерки", хотя мне эти книги нравятся. Но независимо от чьего-либо отношения к "Сумеркам" - факт остается фактом).

2013-04-18 в 22:19 

Cryptkeeper
Больше всего на свете я люблю статных мужчин, пирог с яблоками и имя Роланд
tes3m,
Супер! Утащу в перепост, потому что настолько эта рецензия хороша.
Могу сказать, что одновременно и согласна и несогласна в автором. Его идея о зле с "миловидным лицом" или об очарованных девах, видящих красоту в страшном интересна. Другое дело, что он пытается рассказать совсем другую историю, не имеющую отношения к книге, по мотивам которой поставлен фильм.
А само кино, на мой взгляд, скучное было. Хотя и очень интересное визуально.

2013-04-18 в 22:38 

Alnika
tes3m, А знаешь, по мне так все они вместе взятые толстовским "Упырю" и "Семье вурдалака" в подметки не годятся.))

2013-04-18 в 23:55 

tes3m
aretania, бесстыдное выражение фантазий, неприличное даже и 30-е годы :-D А вот не стеснялся печатать! его может извинить только возраст Наверное, наоборот могли сказать: ну, ладно бы мальчишка писал, а то в 59 лет, нет бы о душе подумать и т.п.
анализ явления, которое было скорее нишевым, чем модным. причем, ужасно небанальный. А, ну да, и на меня это такое впечатление произвело.))) И у него так часто (именно в дневнике и вообще в эссеистической прозе) — неожиданно современные и непривычные для того времени вещи. Причем он-то тогда был представителем старшего поколения.
Танья Шейд, Думала, что интересно что угодно про вампиров, оказалось — только хорошее.
В советское время именно про вампиров (т.к. интересно было и про оборотней): "Упырь" и "Семья вурдалака" А.К. Толстого. Баллада Гете "Коринфская невеста", "Олалла" Стивенсона (ну, не совсем, правда), одно стихотворение из "Песен западных славян" Пушкина. Да, мало. Но я еще читала литературоведов и кинокритиков, ругающих сам жанр, поэтому у меня было ощущение, что знаю больше. :-D
Cryptkeeper,Другое дело, что он пытается рассказать совсем другую историю, не имеющую отношения к книге, по мотивам которой поставлен фильм. :yes:
Alnika, Вот и ты про них вспомнила.))) Ну, я и до сих пор люблю "Упыря". Очень милая вещь. Но я считаю, есть и другие хорошие произведения про вампиров. Та же "Кармилла" Ле Фаню, например. Это не говоря о кино.

URL
2013-04-19 в 00:09 

Alnika
tes3m, О, "Кармиллу" я очень люблю. И "Олаллу". Про "Коринфскую невесту" вообще молчу.

Да, мало Но зато какое качество!)

2013-04-19 в 00:25 

Танья Шейд
Свобода твоих клыков кончается там, где начинается свобода чужой шеи
Кстати, еще думала про фильм Мурнау. Дело в том, что еще раньше я видела "Носферату - призрак ночи" с Клаусом Кински, который является ремейком фильма Мурнау. Вот там, по-моему, чуть ли не прямым текстом говорилось, что Дракула привез в Лондон чуму. (Правда, фильм с Кински смотрела давно - так что могу и перепутать).
Но что еще мне кажется странным - ведь при чуме бывают характерные симптомы, читать дальше При укусе вампира, я так понимаю, подобных симптомов не бывает. Так что мне кажется, что Орлок все же привез в город чуму - чтобы люди, напуганные чумой, не обратили внимание на несколько странных смертей, которые произошли от его укусов.
Еще подумала про "страшность". Вот на фоне того, о чем я сейчас писала, как раз Орлок и Дракула из фильма с Кински кажутся мне страшнее, чем другие воплощения этого персонажа. Именно монстрами меня не напугаешь, да и мистикой напугать сложно. Но человек или не-человек, способный на такое злодеяние, как заразить целый город - это действительно страшно.

2013-04-19 в 01:12 

aretania
дракула кински привез в город любовь в своем понимании этой темы
ее аллегория - чума

2013-04-19 в 01:13 

aretania
tes3m, а как же поэма цветаевой про упыря? она тоже была. или тогда перед с французского не публиковался? не помню

2013-04-19 в 01:21 

Лукиан
Имею дар смотреть на вещи бог знает с какой стороны
одно стихотворение из "Песен западных славян" Пушкина
Какое?

2013-04-19 в 01:37 

aretania
tes3m, а как же поэма цветаевой про упыря? она тоже была. или тогда перевод с французского не публиковался? не помню

2013-04-19 в 02:00 

Танья Шейд
Свобода твоих клыков кончается там, где начинается свобода чужой шеи
дракула кински привез в город любовь в своем понимании этой темы ее аллегория - чума
Дракуле Кински хорошо бы понаблюдаться у доктора Сьюарда...

2013-04-19 в 03:50 

Antitheos
Not playing with a full deck. Запатентованный голос безумия.
Хм. А тут очень хорошо помимо прочего концепция хичкоковской закрытой двери проглядывает. Последнее, про гибель восхитительного существа, напомнило "Дракулу 2000". С совершенно упоротой концепцией появления Дракулы, но очень ярким благородным поступком в самом конце.
Несмотря на гламурные современные воплощения для меня вампиры всегда остаются просто ходячими трупами. В этом плане вампир из "Носферату" даже не сильно жуткое чудовище:lol:
Вообще интересно, откуда в европейских представлениях о вампирах взялся сексуальный подтекст. Конечно, ламии и инкубы-суккубы повлияли, да всякие сказки про мертвых невест и женихов. Но без этого подтекста, кажется, ни одно произведение о вампирах не обходится.

2013-04-19 в 12:38 

Танья Шейд
Свобода твоих клыков кончается там, где начинается свобода чужой шеи
Последнее, про гибель восхитительного существа, напомнило "Дракулу 2000". С совершенно упоротой концепцией появления Дракулы, но очень ярким благородным поступком в самом конце.
А какой там у Дракулы в конце был благородный поступок? Фильм смотрела несколько раз, но благородного поступка не помню. Может, проглядела?
Несмотря на гламурные современные воплощения для меня вампиры всегда остаются просто ходячими трупами. В этом плане вампир из "Носферату" даже не сильно жуткое чудовище
А в каких фильмах вампиры отвечают Вашим представлениям о "действительно жутких чудовищах"?

2013-04-19 в 12:45 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
Antitheos, есть пара книжек по истории вампирской темы в фольклоре и литературе, русская и английская. вторая точно называется Reading the vampire (автор - K.Gelder), наша - по большей части про Дракулу, совсем свежая, название не помню, увы. там и про интересующую вас сторону вопроса есть

2013-04-19 в 16:06 

кавайный укэ
Ich liebe dich! -Bück dich! die Liebe wird härter.
tes3m, спасибо :)

2013-04-19 в 16:41 

tes3m
Alnika, :yes: Но все же хорошо, когда есть из чего выбирать.
aretania, Мне кажется, что впервые я прочитала отрывки из "Молодца" в журнале "Огонек" в 1986 (или 1987) году, а до этого у нас эту поэму не издавали, ни тот вариант, что по-русски, ни тот, что по-французски. А сказку "Упырь" у Афанасьева я в детстве читала, и там еще другие сказки на эту тему были, но сейчас про них не вспомнила, так как упыри оттуда напоминали мне не вампиров, а каких-то гулей, потому что тот упырь из сказки не кровь пил, а ел покойника в церкви.
Мне не вспомнилось, а ведь Цветаева почти в то же время, что и Жид, задумалась примерно о том же: «Я прочла у Афанасьева сказку „Упырь“ и задумалась, почему Маруся, боявшаяся упыря, так упорно не сознавалась в ею виденном, зная, что назвать — спастись? Почему вместо да — нет? Страх? Но ведь от страха не только забираются в постель — и в окно выбрасываются. Нет, не страх. Пусть — и страх, но ещё что-то: Страх — и что? Когда мне говорят: сделай то-то и ты свободна, и я того-то не делаю, значит, я не очень хочу свободы, значит, мне не-свобода — дороже. А что такое дорогая несвобода между людьми? Любовь. Маруся упыря любила, и потому не называла, и теряла, раз за разом, мать — брата — жизнь. Страсть и преступление, страсть и жертва…
Вот — моя задача, когда я бралась за „Молодца“. Вскрыть суть сказки данной в костяке. Расколдовать вещь».
Roseanne, Марко Якубович
Antitheos, А ты читала книгу Стивена Кинга о жанре ужасов? Там он и об этом рассуждает. читать дальше Не знаю, насколько он прав, не задумывалась.
Танья Шейд, Мне в общем-то не важно, страшные или не страшные вампиры, просто мало произведений про них, которые мне нравятся.)
кавайный укэ, :sunny:

URL
2013-04-19 в 16:47 

aretania
у панкова был абсолютно гениальный спектакль "молодец"
он шел всего ничего
я сходила два раза. до сих пор вспоминаю чуть ни через день
именно - расколдованная вещь

2013-04-19 в 16:48 

Alnika
tes3m, У меня "Молодец" — в худлитовском двухтомнике 1988 года. Раньше, кажется, в книжном виде действительно не издавали, вот разве что журнальная публикация.
А как ты к нему? Я люблю до беспамятства.

2013-04-19 в 16:50 

aretania
потрясающий якубович
интересно, что монах (калуер) занимается черной магией

2013-04-19 в 16:53 

Antitheos
Not playing with a full deck. Запатентованный голос безумия.
Танья Шейд,
А какой там у Дракулы в конце был благородный поступок?
Он же девушку "отпустил", т.е. превратил из вампира обратно в человека. Причем, несмотря на ее последующие подозрения, что он-де может еще ожить, сам Дракула явно надеялся, что это его последняя смерть.

А в каких фильмах вампиры отвечают Вашим представлениям о "действительно жутких чудовищах"?
Я не большой знаток вампирских фильмов, но в "От заката до рассвета", несмотря на утрированность, они хотя бы реально монстры:laugh:
В "Смерть ей к лицу" тоже концепция "забальзамированных" ходячих трупов. Технически выходит, что, хотя разлагаться труп не начинает, он все же труп - с соответствующим обликом, температурой, усохшей кожей, бельмами на глазах и т.п. Этакая мумия, вроде болотных. И весь ее привлекательный облик действительно будет только иллюзией.

myowlet, спасибо! Поищу. Я примерно понимаю механизм, но целостной картины нет.

2013-04-19 в 16:55 

Antitheos
Not playing with a full deck. Запатентованный голос безумия.
tes3m, Кинга читала, да)) Но ведь предпосылки до Стокера были, с той же Ламией.

2013-04-19 в 17:05 

Heath Weather [DELETED user]
Надо перечитать Кинга. :) "Инфантильное отношение к сексу может являться одной из причин того, что миф о вампире всегда был так популярен у подростков, старающихся привыкнуть к своей сексуальности" - интересная гипотеза. :)

2013-04-19 в 17:07 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
Heath Weather, кстати, тут в одной беседе сказали, что те же "Сумерки" популярны потому, что как раз задействуют то самое "инфантильное отношение к сексу", ожидания девочки, которая принимает контроль за заботу и пр.

2013-04-19 в 17:15 

myowlet, "Сумерек" не читал, не смотрел. Зато с популярностью этой гламурной нежити, разумеется, столкнулся. Так и знал, что дело в сексе. :)

2013-04-19 в 17:18 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
Heath Weather, та же песня... но у нас даже на одной конференции был доклад, проливающий свет на причины их популярности, что-то на стыке социологии и культурологии

2013-04-19 в 17:24 

tes3m
aretania, монах (калуер) занимается черной магией Это ты про «Запалил кипарисную ветку»?
Alnika, Мне у Цветаевой многое нравилось в детстве и юности, нравится кое-что и сейчас, а об остальном я думаю, что это хорошо, но мне не близко.
Antitheos, Ага. Непонятно, почему он не идет дальше викторианства.
Heath Weather, Да, при всех недостатках книга все равно интересная, я из нее узнала несколько книг и фильмов этого жанра, которые, может, иначе прошли бы мимо. :-D
"Возьмите листок бумаги, ручку и записывайте свои ответы. Двадцать вопросов; на каждый вопрос по пять очков. Если вы набрали меньше семидесяти, вам необходимо вернуться и проделать школьную работу над настоящими страшными фильмами, теми, что пугают нас, потому что пугают.
Готовы? Отлично. Назовите фильмы.читать дальше
Ну что, записали ответы? Если у вас четыре или больше пропусков и нет даже догадок, чем их заполнить, вы слишком много времени проводили за “правильными” фильмами, такими как “Юлия” (Julia), “Манхэттен” (Manhattan) и “Бегство” (Breaking Away)". В этом его списке я когда-то узнала не так уж много фильмов.

URL
2013-04-19 в 17:31 

tes3m
Я не читала и не смотрела "Сумерки", зато мой муж и читал, и смотрел. И со всеми продолжениями. Чем-то ему понравилось.

URL
2013-04-19 в 17:35 

Heath Weather [DELETED user]
tes3m, ооо... Ну плохо у меня дело по версии Кинга, три фильма узнал. И они - точно настоящие, но для меня ни разу не страшные. :) Единственный эпизод в кино, который действительно напугал до чёртиков, и до сих пор сердце замирает, когда смотрю - появление Человека-Овцы на заднем дворе закусочной. :)

2013-04-19 в 17:37 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
ой... с ужасом поняла, что из списка фильмов опознаю очень мало что, только совсем известные типа "Птиц".
вообще, наверно, надо бы наверстать хотя бы основное - в конце концов, судя по тому, как в первые десятилетия прошлого века были распространены "готические" сюжеты и в кино, и в литературе, одно должно отчасти пролить свет на другое

2013-04-19 в 17:39 

tes3m
При этом ужасы он вообще не любит, только фантастику и фэнтези. А про "Сумерки" говорит, что это не ужастик, тем и нравится.

URL
2013-04-19 в 17:41 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
tes3m, ну, ты даешь, грааамотно так заинтересовываешь)
я собственно ужастики киношные тоже не смотрю - боюууусь:facepalm: ну, те, которые хоррор с кишками, а вот что-то в духе классической готики не отказалась бы
кстати, тут никто не смотрел экранизацию "Монаха" Льюиса?

2013-04-19 в 17:43 

tes3m
Heath Weather, myowlet, «А вот и ответы:

читать дальше

URL
2013-04-19 в 17:45 

tes3m
Heath Weather, :-D А я помню, как после этого списка стала смотреть “В поисках мистера Гудбара” и все ждала, когда же начнутся ужасы.
Но фильм оказался любопытным, я не жалею, что посмотрела.

URL
2013-04-19 в 17:48 

tes3m
Heath Weather появление Человека-Овцы на заднем дворе закусочной И меня пугает. Правда, меня не только это пугает. Таких фильмов не так уж мало.

URL
2013-04-19 в 17:52 

tes3m
myowlet, Это ты насчет "Сумерек"? Я не нарочно. Я сама так и не посмотрела. Хотя слышала от моей подруги, большой любительницы кино, что первый фильм был по-своему хорош (она читала книгу по-английски, говорит, что слабая и, мол, удивительно, как из нее вообще можно было сделать приличный фильм).

URL
2013-04-19 в 17:53 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
tes3m, верю, что не нарочно) ну, во мне вечно борются человек и фЫлолог, и то, что может не затронуть первого, порой вызывает "расчленительское" любопытство у второго

2013-04-19 в 18:32 

Танья Шейд
Свобода твоих клыков кончается там, где начинается свобода чужой шеи
При этом ужасы он вообще не любит, только фантастику и фэнтези. А про "Сумерки" говорит, что это не ужастик, тем и нравится.
Кстати, вот тут согласна. Я бы сказала, что жанр "Сумерек" - это даже не мистика, а городское фэнтези (как "Ночной дозор" Сергея Лукьяненко).
Для меня жанр мистики подразумевает, что сверхъестественные существа окружены неким ореолом загадочности. Вот в "Тиме Талере", к примеру, я мистику вижу, несмотря на юный возраст предполагаемой аудитории. Там Тим до самого конца не может понять, что представляет из себя барон - хотя, вроде бы, о его сущности легко догадаться, стоит лишь прочесть его фамилию наоборот. И в "Дракуле" Джонатан остается один в замке врага, про которого даже не может понять вначале, человек он или нет. Тайной окутана "болезнь" Люси. К тому же, все происходящие события показаны глазами персонажей-людей, но никогда - глазами Дракулы, хотя он и считается главным героем романа. Истинные мысли и чувства Дракулы всегда остаются для читателя загадкой. Наверное, можно было бы искать другие примеры - но тогда комментарий получился бы слишком длинным.
В "Сумерках" картина совсем другая. Каллены не только не таятся от Беллы, но, напротив, с удовольствием посвящают ее во все особенности жизни вампиров, рассказывают, как "технически" действует та или иная способность вампира. Сама же Белла не испытывает перед Калленами никакого сверхъестественного трепета или страха, что лично для меня вполне понятно: незадолго до того, как Белла узнала тайну Эдварда, тот спас ей жизнь, голыми руками задержав несущийся на девушку автомобиль (причем на глазах у людей, рискуя себя раскрыть). Так что тут я вижу лишь доверие и умение героини доверять, но никак не "запретную страсть". То есть - мистическая атмосфера и ощущение таинственности отсутствует полностью.

Насчет того, что"Инфантильное отношение к сексу может являться одной из причин того, что миф о вампире всегда был так популярен у подростков, старающихся привыкнуть к своей сексуальности" - интересная гипотеза.
кстати, тут в одной беседе сказали, что те же "Сумерки" популярны потому, что как раз задействуют то самое "инфантильное отношение к сексу", ожидания девочки, которая принимает контроль за заботу и пр.
Возможно, для кого-то это и так - но со мной дело обстоит иначе. Как раз в подростковом возрасте я вампиров не любила, то есть любила книги и фильмы о вампирах - но не их самих. И потом в течение долгого времени вампиры оставались для меня единственной разновидностью "нечистой силы", к которой я не испытывала симпатии (опять же - речь о самих вампирах, а не о вампирском жанре). У меня был единственный любимый вампир - Джандер Санстар из романа Кристи Голден "Вампир туманов", но он был исключением из правила. Любить именно самих вампиров я начала как раз после "Сумерек". Почему - могла бы объяснять долго, но думаю, что делать это здесь было бы не совсем уместно. Так что себя привожу просто в качестве примера, что причины интереса к вампирам у разных людей могут быть разными, и не у всех они те же, что у большинства.

2013-04-19 в 18:35 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
ой, да причины могут быть вообще экзотическими - я подсела на готику уже в тридцатник, когда коллеги пригласили сделать комментарий к антологии. подсела прочно - оказалось, мне страшно интересно, как оно устроено и за счет чего действует

2013-04-19 в 18:42 

Танья Шейд
Свобода твоих клыков кончается там, где начинается свобода чужой шеи
подсела прочно - оказалось, мне страшно интересно, как оно устроено и за счет чего действует
В смысле - Вам стало интересно, как устроена "нечистая сила"? Или Вас заинтересовало, почему готика популярна у читателей?

2013-04-19 в 18:48 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
Танья Шейд, я занимаюсь готической новеллой рубежа 19 - 20 веков, оказалось, что это весьма интересно устроенные текст, ну, и механизмы воздействия на читателя интересны (повествовательные стратегии - мой давний интерес, а тут просто образцово-показательный случай)

2013-04-19 в 18:51 

Танья Шейд
Свобода твоих клыков кончается там, где начинается свобода чужой шеи
myowlet,
А как-нибудь расскажете поподробнее об устройстве текста в готической новелле?

2013-04-19 в 19:00 

Heath Weather [DELETED user]
tes3m, Правда, меня не только это пугает. Таких фильмов не так уж мало. У Линча или вообще? А какие фильмы или моменты, например?

Помню, как сразу по окончании "Твин Пикс" по ТВ посмотрел "Кошмар на улице Вязов" в видеосалоне. Фред Крюгер мне, 11-летнему, показался паяцем на фоне БОБА (Лора так его обозначала в дневнике - БОБ) и... леса. :) Забавно, кстати, что вместе с самой пугающей в одном и том же фильме одна из самых смешных для меня сцен - похищение чёрной тетради Эда. :)

Благодарю за пост - очень интересно и своевременно для проходящего Downguard. :)

2013-04-19 в 19:03 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
Танья Шейд, ох, ну, могу в общих чертах набросать, чтобы не размазывать и не флудить.
В общем, это текст, который умышленно строится на границе разумно объяснимого и сверхъестественного, колеблется, не склоняясь ни к одной из возможностей, чтобы читатель и верил, и не верил, и боялся, и получал удовольствие. Отсюда же - всевозможные повествовательные инстанции ("мне рассказал приятель человека, который рассказал, что...", документы, рукописи, что угодно), ссылки на реальные исторические факты и якобы подлинные вещи и тексты. Плюс обилие фольклорных моделей (троичность, нарушенный запрет и т.д.), восходящих к устной традиции - по сути эта версия готики и сопрягается с рождественскими рассказами у очага и просто страшными байками типа быличек, и иногда рождалась как устные рассказы (Монти Джеймс сначала рассказывал свои истории коллегам, потом записывал)

2013-04-19 в 19:05 

Танья Шейд
Свобода твоих клыков кончается там, где начинается свобода чужой шеи
myowlet,
Спасибо! В самом деле очень интересно!
Помню, в школе меня как раз именно это и захватывало - чтобы непонятно было, где правда, где вымысел, где обычное, а где мистика.
Правда, с одним условием - я любила, чтобы в конце фильма или книги все тайны были разгаданы, а мистика все же отделена от "не-мистики".

2013-04-19 в 19:07 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
Танья Шейд, не за что)
а, да, забыла еще такой момент - очень популярна фигура ученого или военного. ибо первым просто положено искать объяснение труднообъяснимому (и искать неприятности на свою пятую точку опоры, ага), вторые такие все из себя рационалисты в духе детского стишка - "мы точно знаем: гномов нет")

2013-04-19 в 19:10 

Танья Шейд
Свобода твоих клыков кончается там, где начинается свобода чужой шеи
Все же рискну дать ссылку на свой пост о "Сумерках" и моем к ним отношении. Не пытаюсь кому-то что-то навязывать - просто хочу пояснить то, что говорила в комментах выше.
http://tanja-shade.diary.ru/p176096934.htm

2013-04-19 в 19:11 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
Танья Шейд, пошла читать)

2013-04-19 в 19:19 

tes3m
myowlet, и то, что может не затронуть первого, порой вызывает "расчленительское" любопытство у второго Но ведь он сказал, что это не "ужасы", т.е далеко от готики, значит, твои профессиональные интересы не должно было затронуть.)
Heath Weather, Вообще. Ну, меня напугал один момент в японском фильме "Кинопробы", после которого я его перестала смотреть (и прочитала пересказ), но он как раз из тех фильмов ужасов, которые мне не нравятся. Мне нравятся сверхъестественные ужасы. А то, что показывают в "Кинопробах", мне слишком неприятно. А вот в японском "Звонке" и в японском "Проклятии" есть пугающие моменты, но захотелось иметь дома диски с этими фильмами. Хотя я их целиком не пересматривала, лишь некоторые моменты.

URL
2013-04-19 в 19:21 

Танья Шейд
Свобода твоих клыков кончается там, где начинается свобода чужой шеи
в японском "Проклятии"
Вы имеете в виду фильм, который в оригинале называется "Sadako"? Его в российском прокате назвали "Проклятием".

2013-04-19 в 19:28 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
tes3m, э-э, как раз наоборот! мы с коллегами сейчас активно обсуждаем границы жанра, причем некоторые из нас мыслят настолько, гм, широко, что пытаются запихнуть в готическую традицию еще более неожиданные тексты. так что, это дополнительный повод поразмыслить и подискутировать)
и потом, чтобы ругать или хвалить, надо знать, верно? ;)

2013-04-19 в 19:29 

tes3m, сейчас ехал домой и думал на эту тему. И действительно, ужас должен исходить от сверхъестественного - японцы со своей девочкой из колодца очень чётко это доносят. То, что обычно называют ужастиками - они не пугают, ужасают, устрашают; они не завораживают. Что-то другое совсем ощущается - отвращение. Или они угнетают. Ну, щекочут нервы иногда. Но чаще - смешат. :) "Хижина в лесу" в этом смысле - великолепный реквием по жанру. :) Из годного мейнстрима вспоминается Шьямалан с "Шестым чувством" и "Таинственным лесом" и "Другие" с Николь Кидман. Вот и всё, пожалуй.

2013-04-19 в 19:33 

tes3m
Танья Шейд,Помню, я запуталась в "Проклятьях". Я посмотрела одно на пиратском диске плохого качества, потом захотелось пересмотреть, зацепил один момент, купила диск, как мне сказали, с первым "Проклятьем", но это оказалось другое. Потом-то я вычислила то, что нужно, но сейчас забыла, что же это за фильм, а диск сейчас затерялся среди дисков. Я имею в виду тот фильм, где в начале учитель идет домой к странному ученику повидать его родителей.

URL
2013-04-19 в 19:35 

Танья Шейд
Свобода твоих клыков кончается там, где начинается свобода чужой шеи
tes3m,
Учителя и странного ученика не помню. То "Проклятие", о котором говорила я - это продолжение "Звонка" и истории девушки из колодца.

2013-04-19 в 19:43 

tes3m
myowlet, обсуждаем границы жанра а ну да, я и забыла.))) Тогда стоит хотя бы фильм посмотреть.
Танья Шейд, Вот нашла, какое именно.
en.wikipedia.org/wiki/Ju-on_%28film%29

URL
2013-04-19 в 19:45 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
tes3m, ...и книжку! все же моя специальность - литература)
(интересно, удастся ли при чтении не представлять себе героя с лицом Паттинсона?)

2013-04-19 в 19:46 

Танья Шейд
Свобода твоих клыков кончается там, где начинается свобода чужой шеи
удастся ли при чтении не представлять себе героя с лицом Паттинсона?
Мне не удалось - он у меня на обложке книги)
tes3m,
Спасибо за ссылку!

2013-04-19 в 19:47 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
Танья Шейд, о-о, да - теперь, кстати, даже классику переиздают с кадрами из экранизаций на обложке, вот тех же "Отверженных", например

2013-04-19 в 19:57 

tes3m
Heath Weather, Помню, мне и понравился, и страшным показался тот фильм, что у Кинга под номером 14 — “Помешательство-13” (Dementia-13). Это первый полнометражный фильм Копполы. Но смотрела я его лет 20 назад. Помню, тоже давно некоторые "Байки из склепа" напугали. Немногие, зато сильно. Но там скорее преобладало отвращение. Еще что-то было, но у меня сейчас грипп (четвертый день), чувствую себя плохо, не могу сосредоточиться.

URL
2013-04-19 в 20:05 

Heath Weather [DELETED user]
tes3m, тот самый мерзкий грипп, что сейчас гуляет по городу - несбиваемая температура под 39 первые дни, жуткая слабость и раскалывающаяся голова?! Если так, что совсем не гуд. Бросьте вы этот интернет, выздоравливайте!

2013-04-19 в 20:19 

tes3m
Heath Weather, Наверное, тот самый. Похоже. Но когда я лежу, кашель усиливается, а у меня от него уже горло болит и т.п.) Нельзя же все время Стрепсилс.
Танья Шейд, Я поняла, что за фильм который в оригинале называется "Sadako" . Тот мне не особо понравился. А тот, на который я дала ссылку, был выпущен сразу на видео.

URL
2013-04-19 в 23:14 

кавайный укэ
Ich liebe dich! -Bück dich! die Liebe wird härter.
tes3m, а Вы пробовали от кашля сироп корня солодки?

2013-04-19 в 23:16 

tes3m
кавайный укэ, Нет. Попробую, спасибо!

URL
2013-04-19 в 23:18 

кавайный укэ
Ich liebe dich! -Bück dich! die Liebe wird härter.
tes3m, если не найдете, индийский «доктор мом» в принципе обладает сходным действием.

2013-04-20 в 01:14 

aretania
tes3m, скоро уже пройдет. обычно это неделя же. если тот адский, когда 3 дня 39, то две недели, но вторая неделя - это просто слабость

2013-04-20 в 07:21 


2013-04-20 в 12:51 

tes3m
кавайный укэ, Буду знать.)
aretania, Уже и правда лучше (5-й день болезни), а 3 дня 39 — да, так и было (сперва у дочки).
bleuet, Спасибо!

URL
2013-05-07 в 17:21 

daukus_garota
Спасибо Вам за интересные статьи. Я давно, и с большим интересом Вас читаю.
Не могу не согласиться с тезисами А. Жида. Я, кстати, сам недавно смотрел фильм Мурнау, хотя, конечно, не как зритель 28г.
"Ужас в себе" конечно же слабо выразителен.
Лицо выражающее ужас, ажитация, очень внешне, очень нище, выражает состояние сознания субъекта переживающего ужас: - а именно сознание ужасного, собственно, и должно раскрыться в своем существе
посредством иных эстетических средств.
Правда, в фильме Тони Ричардсона 1990 г "Призрак оперы", лицо Доэ выражающие ужас производит потрясающее воздействие, оно вселяет ужас; - но только потому, что оно играет роль зеркала, отражающее ужасное, которое иначе чем посредством "зеркала", то-есть лица Доэ, нам не видно.
Здесь мы ужасаемся во 1ых за ужас Доэ которая созерцает невыразимо ужасное, скрытое от нас, но отраженное на ее выражающем ужас лице. Во 2ых за самого Эрика, созерцающего ужас своего безобразия на отражающем его лице Доэ. А в 3ых потому, что мы сами не можем чувствовать себя в безопасности, поскольку ужасный лик в затянувшийся момент тревожного ожидания может в любой момент в нагом безобразии обнаружить себя перед нашими глазами.
(Перекрестная оптика отражений ужасного породила ужасный синтаксис. )
Одним словом, ужас на лице героя может вызывать переживания ужасного в том случае если предмет
перед которым он ужасается потаен. Как у Артура Мейчена в "Великом боге Пане".
В этом контексте я не мог не вспомнить два болезненных, навязчивых лейтмотива Борхеса; - я имею ввиду,зеркало, и маску.
По моему, этими двумя метафорами исчерпывается инвентарь ужасного.

2013-05-07 в 18:01 

tes3m
daukus_garota, Спасибо!)))
в фильме Тони Ричардсона 1990 г "Призрак оперы", К сожалению, не видела. Надо бы посмотреть. Вообще он мне интересен (по старым фильмам).

URL
2013-05-19 в 18:51 

FleetinG_
Как весело кататься на санках, которые мчатся впереди тебя! (с)
А Жид очень правильно мыслит. Киностудия потеряла блестящего консультанта, если только они там сознательно не рассчитывали на более низкий уровень восприятия: «аааа, вампиры!» :) (фильма, разумеется, не знаю)
Более того, все выглядело бы еще более пугающим, если бы и вампир поддался чарам этой женщины и забыл о времени...
Ага, если бы киношники не соблазнились сделать «покусали друг друга и укатили в рассвет» :)

2013-05-19 в 18:56 

tes3m
FleetinG_, Ага, если бы киношники не соблазнились сделать «покусали друг друга и укатили в рассвет» :-D

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Дневник tes3m

главная