18:59 

tes3m
27 февраля 1928 года Андре Жид записал в дневнике: «Вчера — "Носферату, вампир".
Довольно невыразительный немецкий фильм, но эта невыразительность такого рода, что заставляет задуматься и представить нечто получше. читать дальше Я бы хотел, чтобы и молодая женщина из "Носферату", пусть и сознающая с самого начала свое самопожертвование, вот так же потеряла голову, то есть поддалась чарам вампира, и чтобы ей он не казался ужасным. Более того, все выглядело бы еще более пугающим, если бы и вампир поддался чарам этой женщины и забыл о времени... Я легко могу представить, что все остальные видят его жутким чудовищем, а очаровательным он кажется лишь этой женщине — добровольной, завороженной жертве; но и он, в свою очередь завороженный, делается все менее и менее ужасающим, пока и на самом деле не становится восхитительным, каким раньше лишь казался. И именно это восхитительное существо и должен погубить крик петуха, так чтобы зритель увидел внезапное исчезновение и с облегчением, и в то же время с сожалением.
     Словом, полностью испорченный фильм» (Journals: 1928-1939 by André Gide/ English translation 1949 by Alfred A. Knoph, Inc., University of Illinois Press, 2000, pp.7-8).
*Гораций, Наука поэзии, 102. Пер. М.Гаспарова.

Вот, кстати, и aretania напомнила вчера о своей статье из ОМа про вампиров (2004 г.), причем подзаголовок статьи начинается со слов "отчего вампир так мил современному человеку".

@темы: французская литература, страшные истории, кино

URL
Комментарии
2013-04-19 в 19:00 

Heath Weather [DELETED user]
tes3m, Правда, меня не только это пугает. Таких фильмов не так уж мало. У Линча или вообще? А какие фильмы или моменты, например?

Помню, как сразу по окончании "Твин Пикс" по ТВ посмотрел "Кошмар на улице Вязов" в видеосалоне. Фред Крюгер мне, 11-летнему, показался паяцем на фоне БОБА (Лора так его обозначала в дневнике - БОБ) и... леса. :) Забавно, кстати, что вместе с самой пугающей в одном и том же фильме одна из самых смешных для меня сцен - похищение чёрной тетради Эда. :)

Благодарю за пост - очень интересно и своевременно для проходящего Downguard. :)

2013-04-19 в 19:03 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
Танья Шейд, ох, ну, могу в общих чертах набросать, чтобы не размазывать и не флудить.
В общем, это текст, который умышленно строится на границе разумно объяснимого и сверхъестественного, колеблется, не склоняясь ни к одной из возможностей, чтобы читатель и верил, и не верил, и боялся, и получал удовольствие. Отсюда же - всевозможные повествовательные инстанции ("мне рассказал приятель человека, который рассказал, что...", документы, рукописи, что угодно), ссылки на реальные исторические факты и якобы подлинные вещи и тексты. Плюс обилие фольклорных моделей (троичность, нарушенный запрет и т.д.), восходящих к устной традиции - по сути эта версия готики и сопрягается с рождественскими рассказами у очага и просто страшными байками типа быличек, и иногда рождалась как устные рассказы (Монти Джеймс сначала рассказывал свои истории коллегам, потом записывал)

2013-04-19 в 19:05 

Танья Шейд
Свобода твоих клыков кончается там, где начинается свобода чужой шеи
myowlet,
Спасибо! В самом деле очень интересно!
Помню, в школе меня как раз именно это и захватывало - чтобы непонятно было, где правда, где вымысел, где обычное, а где мистика.
Правда, с одним условием - я любила, чтобы в конце фильма или книги все тайны были разгаданы, а мистика все же отделена от "не-мистики".

2013-04-19 в 19:07 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
Танья Шейд, не за что)
а, да, забыла еще такой момент - очень популярна фигура ученого или военного. ибо первым просто положено искать объяснение труднообъяснимому (и искать неприятности на свою пятую точку опоры, ага), вторые такие все из себя рационалисты в духе детского стишка - "мы точно знаем: гномов нет")

2013-04-19 в 19:10 

Танья Шейд
Свобода твоих клыков кончается там, где начинается свобода чужой шеи
Все же рискну дать ссылку на свой пост о "Сумерках" и моем к ним отношении. Не пытаюсь кому-то что-то навязывать - просто хочу пояснить то, что говорила в комментах выше.
http://tanja-shade.diary.ru/p176096934.htm

2013-04-19 в 19:11 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
Танья Шейд, пошла читать)

2013-04-19 в 19:19 

tes3m
myowlet, и то, что может не затронуть первого, порой вызывает "расчленительское" любопытство у второго Но ведь он сказал, что это не "ужасы", т.е далеко от готики, значит, твои профессиональные интересы не должно было затронуть.)
Heath Weather, Вообще. Ну, меня напугал один момент в японском фильме "Кинопробы", после которого я его перестала смотреть (и прочитала пересказ), но он как раз из тех фильмов ужасов, которые мне не нравятся. Мне нравятся сверхъестественные ужасы. А то, что показывают в "Кинопробах", мне слишком неприятно. А вот в японском "Звонке" и в японском "Проклятии" есть пугающие моменты, но захотелось иметь дома диски с этими фильмами. Хотя я их целиком не пересматривала, лишь некоторые моменты.

URL
2013-04-19 в 19:21 

Танья Шейд
Свобода твоих клыков кончается там, где начинается свобода чужой шеи
в японском "Проклятии"
Вы имеете в виду фильм, который в оригинале называется "Sadako"? Его в российском прокате назвали "Проклятием".

2013-04-19 в 19:28 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
tes3m, э-э, как раз наоборот! мы с коллегами сейчас активно обсуждаем границы жанра, причем некоторые из нас мыслят настолько, гм, широко, что пытаются запихнуть в готическую традицию еще более неожиданные тексты. так что, это дополнительный повод поразмыслить и подискутировать)
и потом, чтобы ругать или хвалить, надо знать, верно? ;)

2013-04-19 в 19:29 

tes3m, сейчас ехал домой и думал на эту тему. И действительно, ужас должен исходить от сверхъестественного - японцы со своей девочкой из колодца очень чётко это доносят. То, что обычно называют ужастиками - они не пугают, ужасают, устрашают; они не завораживают. Что-то другое совсем ощущается - отвращение. Или они угнетают. Ну, щекочут нервы иногда. Но чаще - смешат. :) "Хижина в лесу" в этом смысле - великолепный реквием по жанру. :) Из годного мейнстрима вспоминается Шьямалан с "Шестым чувством" и "Таинственным лесом" и "Другие" с Николь Кидман. Вот и всё, пожалуй.

2013-04-19 в 19:33 

tes3m
Танья Шейд,Помню, я запуталась в "Проклятьях". Я посмотрела одно на пиратском диске плохого качества, потом захотелось пересмотреть, зацепил один момент, купила диск, как мне сказали, с первым "Проклятьем", но это оказалось другое. Потом-то я вычислила то, что нужно, но сейчас забыла, что же это за фильм, а диск сейчас затерялся среди дисков. Я имею в виду тот фильм, где в начале учитель идет домой к странному ученику повидать его родителей.

URL
2013-04-19 в 19:35 

Танья Шейд
Свобода твоих клыков кончается там, где начинается свобода чужой шеи
tes3m,
Учителя и странного ученика не помню. То "Проклятие", о котором говорила я - это продолжение "Звонка" и истории девушки из колодца.

2013-04-19 в 19:43 

tes3m
myowlet, обсуждаем границы жанра а ну да, я и забыла.))) Тогда стоит хотя бы фильм посмотреть.
Танья Шейд, Вот нашла, какое именно.
en.wikipedia.org/wiki/Ju-on_%28film%29

URL
2013-04-19 в 19:45 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
tes3m, ...и книжку! все же моя специальность - литература)
(интересно, удастся ли при чтении не представлять себе героя с лицом Паттинсона?)

2013-04-19 в 19:46 

Танья Шейд
Свобода твоих клыков кончается там, где начинается свобода чужой шеи
удастся ли при чтении не представлять себе героя с лицом Паттинсона?
Мне не удалось - он у меня на обложке книги)
tes3m,
Спасибо за ссылку!

2013-04-19 в 19:47 

myowlet
Упади семь раз, встань восемь (с)
Танья Шейд, о-о, да - теперь, кстати, даже классику переиздают с кадрами из экранизаций на обложке, вот тех же "Отверженных", например

2013-04-19 в 19:57 

tes3m
Heath Weather, Помню, мне и понравился, и страшным показался тот фильм, что у Кинга под номером 14 — “Помешательство-13” (Dementia-13). Это первый полнометражный фильм Копполы. Но смотрела я его лет 20 назад. Помню, тоже давно некоторые "Байки из склепа" напугали. Немногие, зато сильно. Но там скорее преобладало отвращение. Еще что-то было, но у меня сейчас грипп (четвертый день), чувствую себя плохо, не могу сосредоточиться.

URL
2013-04-19 в 20:05 

Heath Weather [DELETED user]
tes3m, тот самый мерзкий грипп, что сейчас гуляет по городу - несбиваемая температура под 39 первые дни, жуткая слабость и раскалывающаяся голова?! Если так, что совсем не гуд. Бросьте вы этот интернет, выздоравливайте!

2013-04-19 в 20:19 

tes3m
Heath Weather, Наверное, тот самый. Похоже. Но когда я лежу, кашель усиливается, а у меня от него уже горло болит и т.п.) Нельзя же все время Стрепсилс.
Танья Шейд, Я поняла, что за фильм который в оригинале называется "Sadako" . Тот мне не особо понравился. А тот, на который я дала ссылку, был выпущен сразу на видео.

URL
2013-04-19 в 23:14 

кавайный укэ
Ich liebe dich! -Bück dich! die Liebe wird härter.
tes3m, а Вы пробовали от кашля сироп корня солодки?

2013-04-19 в 23:16 

tes3m
кавайный укэ, Нет. Попробую, спасибо!

URL
2013-04-19 в 23:18 

кавайный укэ
Ich liebe dich! -Bück dich! die Liebe wird härter.
tes3m, если не найдете, индийский «доктор мом» в принципе обладает сходным действием.

2013-04-20 в 01:14 

aretania
tes3m, скоро уже пройдет. обычно это неделя же. если тот адский, когда 3 дня 39, то две недели, но вторая неделя - это просто слабость

2013-04-20 в 07:21 


2013-04-20 в 12:51 

tes3m
кавайный укэ, Буду знать.)
aretania, Уже и правда лучше (5-й день болезни), а 3 дня 39 — да, так и было (сперва у дочки).
bleuet, Спасибо!

URL
2013-05-07 в 17:21 

daukus_garota
Спасибо Вам за интересные статьи. Я давно, и с большим интересом Вас читаю.
Не могу не согласиться с тезисами А. Жида. Я, кстати, сам недавно смотрел фильм Мурнау, хотя, конечно, не как зритель 28г.
"Ужас в себе" конечно же слабо выразителен.
Лицо выражающее ужас, ажитация, очень внешне, очень нище, выражает состояние сознания субъекта переживающего ужас: - а именно сознание ужасного, собственно, и должно раскрыться в своем существе
посредством иных эстетических средств.
Правда, в фильме Тони Ричардсона 1990 г "Призрак оперы", лицо Доэ выражающие ужас производит потрясающее воздействие, оно вселяет ужас; - но только потому, что оно играет роль зеркала, отражающее ужасное, которое иначе чем посредством "зеркала", то-есть лица Доэ, нам не видно.
Здесь мы ужасаемся во 1ых за ужас Доэ которая созерцает невыразимо ужасное, скрытое от нас, но отраженное на ее выражающем ужас лице. Во 2ых за самого Эрика, созерцающего ужас своего безобразия на отражающем его лице Доэ. А в 3ых потому, что мы сами не можем чувствовать себя в безопасности, поскольку ужасный лик в затянувшийся момент тревожного ожидания может в любой момент в нагом безобразии обнаружить себя перед нашими глазами.
(Перекрестная оптика отражений ужасного породила ужасный синтаксис. )
Одним словом, ужас на лице героя может вызывать переживания ужасного в том случае если предмет
перед которым он ужасается потаен. Как у Артура Мейчена в "Великом боге Пане".
В этом контексте я не мог не вспомнить два болезненных, навязчивых лейтмотива Борхеса; - я имею ввиду,зеркало, и маску.
По моему, этими двумя метафорами исчерпывается инвентарь ужасного.

2013-05-07 в 18:01 

tes3m
daukus_garota, Спасибо!)))
в фильме Тони Ричардсона 1990 г "Призрак оперы", К сожалению, не видела. Надо бы посмотреть. Вообще он мне интересен (по старым фильмам).

URL
2013-05-19 в 18:51 

FleetinG_
Как весело кататься на санках, которые мчатся впереди тебя! (с)
А Жид очень правильно мыслит. Киностудия потеряла блестящего консультанта, если только они там сознательно не рассчитывали на более низкий уровень восприятия: «аааа, вампиры!» :) (фильма, разумеется, не знаю)
Более того, все выглядело бы еще более пугающим, если бы и вампир поддался чарам этой женщины и забыл о времени...
Ага, если бы киношники не соблазнились сделать «покусали друг друга и укатили в рассвет» :)

2013-05-19 в 18:56 

tes3m
FleetinG_, Ага, если бы киношники не соблазнились сделать «покусали друг друга и укатили в рассвет» :-D

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Дневник tes3m

главная