16:30 

tes3m
Осенью, когда смотрела рисунки в "Симплициссимусе", увидела обложку №52 за 1910 г.

Автор — один из основателей "Симплициссимуса", известный карикатурист Т.Т.Гейне. Я раньше писала о его картинах (он мне тогда не то чтобы очень понравился, но заинтересовал, тем более что я в детстве видела некоторые его карикатуры, например, эту). Я удивилась: рисунок с обложки очень похож на «Октябрьскую идиллию» Добужинского, опубликованную в 1905 г.

     Стало интересно, что об этом пишут. Сперва попалось заведомо ошибочное утверждение из книги «Мстислав Добужинский: живопись, графика, театр» (Изобразительное искусство, 1982): «"Октябрьская идиллия" Добужинского повторяет рисунок Т. Гейне из журнала "Симплициссимус"» (стр. 21). Автор упустил из виду, что "Октябрьская идиллия" появилась на пять лет раньше, и даже придумал обоснование своей версии: «Так, откликаясь на злободневные события революции, «Мир Искусства» подчеркивает свою общность с немецким журналом, распространение которого было запрещено царской цензурой». Тут кое-что верно: "Октябрьская идиллия" была опубликован в журнале, задуманном как русский "Симплициссимус". В первом номере даже было написано: «Сотрудники «Жупела» через головы русской полиции шлют привет своим талантливым товарищам из «Симплициссимуса», доныне не амнистированного русской полицией». Эту цитату я нашла в книге «Мстислав Валерианович Добужинский» Глеба Чугунова (Ленинград "Художник РСФСР", 1984 г.), еще там было такое примечание: «В 1910 году в журнале "Симплициссимус" появился рисунок Т.Т. Гейне под названием "Nach der Straßendemonstration; gegen den blutigen Polizeieinsatz bei Demonstrationen gegen das Dreiklassenwahlrecht" (1), который немногим отличается от "Октябрьской идиллии". Уходящая вдаль улица расположена не справа, а слева, галоша заменена шляпой, нет листа с манифестом, флагов и очков. Остальное повторяет рисунок Добужинского вплоть до лежащей куклы и лужи крови» (с. 75 г.).
     И наконец в воспоминаниях Добужинского о Нарбуте я прочитала: «Ко времени его пребывания в Мюнхене относится один случай, показавший его горячность, немного наивную честность и товарищеское чувство, о чем нелишне, мне кажется, упомянуть. В “Simplizissimus'e” появился рисунок одного очень известного немецкого художника, до странности близко повторяющий один рисунок, напечатанный в “Жупеле” (мне до сих пор непонятен этот казус). Нарбут чрезвычайно горячо реагировал, собирался сделать скандал, очень хлопотал там и будировал, и большого труда стоило его отговорить не поднимать этой истории» (2). А в другой главе "Воспоминаний" Добужинский писал, что во время обучения живописи в Мюнхене в 1899-1901 гг. его «восхищал ... в «Симплициссимусе» — Тh. Th. Heine и другие рисовальщики, и вообще этот журнал был самым острым и передовым в то время, и я с нетерпением ждал выхода каждого номера» (3).
     В примечаниях Г. Чугунов пишет: «Действительно, в 1910 г. в немецком журнале «Симплициссимус» был напечатан рисунок Т. Т. Гейне, до странности повторяющий работу Добужинского «Октябрьская идиллия» (Жупел, 1905, № 1). А. А. Сидоров в письме к автору примечаний от 13 февраля 1969 г. (собр. Г. Ч.) сообщал, что ряд немецких искусствоведов считают, что этот рисунок и ряд других, помещенных в «Жупеле» и подписанных монограммой, принадлежат их соотечественнику. Монограмму они расшифровали как начальные буквы имени Гейне (Т. H.). На самом деле эта монограмма — не что иное, как две зеркально написанные буквы «Д». Следует упомянуть, что Гейне превосходно знал журнал «Жупел», где нередко печатались и его рисунки» (4). В другом примечании о Т.Т. Гейне говорится: «Многие немецкие исследователи творчества Гейне в 10—60-х годах XX в. приписывали ему все рисунки Добужинского, опубликованные в журнале «Жупел» (5). Странно, что искусствоведы могли так ошибаться: Т.Т. Гейне рисовал совсем в другой манере. Хотя понятно, что им легче было приписать ему и те рисунки, чем представить, что известный художник без каких-либо пояснений позаимствовал композицию и идею чужого рисунка, причем опубликованного.
     Существует еще статья Мезеновой Т. А.«Т. Т. Гейне и М. В. Добужинский. О странном совпадении двух работ» (в сборнике «Россия — Германия: Контакты и взаимовлияния. XVIII— XIX век», М., 1988), но я ее не нашла. Возможно, там упоминаются какие-то неизвестные мне детали.
     Кстати, оказалось, что этот рисунок Т.Т. Гейне иллюстрирует статью о нем ("Хейне Томас Теодор") в Большой Советской Энциклопедии.

1) «Только благодаря тактичному и разумному вмешательству полиции спокойствие не было нарушено» (перевод из книги "Евгений Евгеньевич Лансере, 1875-1946" О.И.Подобедовой, 1961, стр. 88).
2) Мстислав Валерианович Добужинский. Воспоминания. 1987 г., с. 292.
3) Там же, с. 157.
4) Там же, с. 446.
5) Там же, с. 399.

@темы: художники

URL
Комментарии
2014-05-16 в 16:47 

Talie
"Человек видит вокруг только то, чем полна его собственная душа".
Вот это случай... Спасибо! Очень интересный материал.

2014-05-16 в 17:28 

cuppa_tea
Крабовладелец
Брать чужое нельзя, но когда очень сильно хочется, то можно :lol:
м.б., переклинило человека (Т.Х. Гейне), и это был единичный случай.

2014-05-16 в 18:42 

Эрл Грей
Þræll einn þegar hefnist en argur aldrei.
Однако актуально.

2014-05-16 в 19:35 

aretania
вот же ты въедливая
восторг

2014-05-16 в 20:07 

tes3m
cuppa_tea, Я тоже думаю, что это единичный случай, и у меня есть предположение, почему так вышло: видимо, на карикатуры он смотрел в первую очередь как на средство политической борьбы, и вот ему надо было откликнуться на разгон мирной демонстрации, а "Октябрьская идиллия" произвела на него пять лет назад такое сильное впечатление, что ничего выразительнее он представить не смог. Наверное, подумал, что обидно снова не использовать такой замысел, тем более что рисунок Добужинского мало кто видел (журнал "Жупел" был запрещен, его номера конфискованы полицией). Разумеется, он в любом случае поступил некрасиво, но, наверное, оправдывал это благородной целью. ;)
Эрл Грей, :yes:
aretania, В этом случае можно было бы узнать больше, но для этого пришлось бы приложить больше усилий, а я и так, думаю, выяснила главное для себя (сперва предполагала, что, может, Гейне попросил у Добужинского разрешения использовать его идею для благого дела).

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Дневник tes3m

главная