00:52 

tes3m
Часто читаю, что слово докторша до революции значило только "жена доктора", а значение "женщина-врач" (разговорное) приобрело лишь в советское время. Так пишут даже в научных изданиях. Вот, например, цитата (и еще одна в примечаниях): «До Октябрьской революции в России слово доктор, согласно Словарю В.И.Даля означало получивший в университете или академии докторство - высшую ученую степень по какому-нибудь факультету. Обычно так называют не только доктора медицины, а вообще и всякого врача, лекаря. Это слово в русском языке употреблялось в этом значении только в мужском роде: вариант докторша означал жену доктора... В настоящее время в просторечии часто неправильно употребляют слово докторша в значении женщина-врач» (1).
     Однако на самом деле слово докторша стало употребляться в разговорной речи в значении "женщина-врач" никак не позднее 1880-х, потому что уже с 1891 г. такое значение встречается в литературе, а в 1895 г. в "Словаре Академии наук" «находим уже два значения слова докторша: "женщина-врач, имеющая диплом доктора медицины" и "жена доктора"» (2). читать дальше

@темы: слова, русская литература, история, женщины

URL
Комментарии
2018-03-30 в 02:51 

heathen poetry
Boys bless America
"Докторесса". Прекрасно. А "докторша" интересна... почти как арго. "Училкой" попахивает. Или "медичкой". о времена...

2018-03-30 в 06:14 

Tiresias
Encore un moment, monsieur le bourreau
Чудесная статья про феминитив.
Хотелось бы видеть её на какой-нибудь большой площадке типа вандерзина)

2018-03-30 в 07:13 

eto-da
Sometimes the right way is also the ugly way
Чудесная статья про феминитив.
Хотелось бы видеть её на какой-нибудь большой площадке типа вандерзина)

присоединяюсь!

2018-03-30 в 08:00 

Hollifield
Долго читал, одно за другим. Минут двадцать - не меньше. Но Василию Николаевичу показалось, что часа четыре, а Нине - что с прошлой пятницы. (с)
да, согласна насчет вандерзина!:hlop:

2018-03-30 в 09:34 

Ниротэн
You can't always get what you want, But if you try sometimes...
Это самая умная статья про феминитивы, которую я когда-либо читала :heart:

2018-03-30 в 09:59 

Bee4
Интернет врать не станет(с)
Любопытно как) даже не могла предположить, что тогда приходилось подтверждать зарубежное образование.
С докторами и врачами вообще порой путаница из-за обозначения любой степени высшего образования,не именно медецинского. А с феминитивами русскому имхо чутка не повезло, или это просто мне на слух непривычно или это уже разговорная речь превратила вполне безобидных докторш в что-то слегка пренебрежительное. Сейчас мне куда проще. Доктор,доктора :-D
И спасибо за краткую истрию медицин. Позор мне,но не знала

2018-03-30 в 14:56 

tes3m
heathen poetry, "Докторесса". В то время вообще смело придумывали феминитивы с таким суффиксом. Вот недавно попалось в рассказе М.К Первухина "На даче" (1909) в речи персонажа слово "субъектесса": "Совсем мало развитой субъект. Но и эта... субъектесса... то есть, Маруся..." :D
Ну, "училка" это пренебрежительное слово, а "докторша" возникло как слово вполне уважительное (в 18 веке понадобились слова, обозначающие жен офицеров и чиновников, и возникли "генеральша", "майорша" и т.д., в том числе и "докторша") и, мне кажется, только после революции в нем начали находить оттенок пренебрежительности, которого на самом деле не было ни в момент возникновения (в значении "жена доктора"), ни тогда, когда так стали называть женщин-врачей.
Tiresias, eto-da, Hollifield, Спасибо! Я рада, что вам понравилось.)) Эту заметку, на мой взгляд, надо дописывать. Я ее перечитала и вижу, о чем еще надо сказать.
Ниротэн, Спасибо! :D Мне приятно. Кстати, я нашла очень хорошую статью про феминитивы с суффиксом -ша. Вот и об этом надо дописать, т.к. не только у слова докторша интересная история.
Bee4, или это просто мне на слух непривычно или это уже разговорная речь превратила вполне безобидных докторш в что-то слегка пренебрежительное. Сейчас мне куда проще. Доктор,доктора :-D
Да, мне кажется, это дело привычки. Мне и самой слово докторша продолжает казаться слишком разговорным, хотя когда я читала еще один роман Станюковича (любил он это слово :D), "История одной жизни", я привыкла к тому, что для автора оно литературное, т.к. он его раз 40 повторил на протяжении нескольких страниц. Да еще и персонаж, которого он так называет, очень положительный, т.е. ясно, что ни о каком пренебрежении со стороны автора речи не идет. Да еще другой персонаж, обедневший аристократ, опустившийся, но не утративший светских манер, почтительно обращается к ней "госпожа докторша". Из этого тоже видно, что это слово тогда не казалось пренебрежительным. И для меня оно было совсем не таким, как обычно, пока я читала роман! В общем, я думаю, если бы в 1920-е годы об этом слове не начали писать в словарях "разговорное", оно бы и воспринималось сейчас как литературное. Как музыкантша, например.

URL
2018-03-30 в 16:24 

Bee4
Интернет врать не станет(с)
tes3m, если бы в 1920-е годы об этом слове не начали писать в словарях "разговорное", оно бы и воспринималось сейчас как литературное.
возможно) по сути многие вещи лишь дело привычки.
Никогда не углублялась в историю всех этих феминимивных суффиксов? Откуда они интересно пошли. Часть, видимо, просто калька с латинских языков, как я понимаю?
читать дальше

2018-03-30 в 19:04 

Нелли Дин
краснеть тогда, когда это прилично, и не краснеть, когда это не прилично
С этим «-ша» ужасно раздражает, когда люди вертят носом, дескать, этот суффикс только про жён, нечего его для профессий использовать. Во-первых, давно ли малярша, вахтёрша и партнёрша стали жёнами маляра, вахтёра и партнёра, а во-вторых, на то она и эволюция языка, чтобы значения менялись со временем.

2018-03-30 в 20:41 

rlreader
Me & The Minibar
Ох, и упорствуют же люди с этой докторшей как женой врача. Спасибо за пост!
Мне вообще феминитивы -ша нравятся, и я с грустью думаю о том, что рано или поздно придётся-таки с авторши на авторку переходить.

2018-03-30 в 21:15 

Лис
С любовью и всяческой мерзостью
tes3m, не употребляю слово "доктор" применительно к врачам любого пола, это научная степень. Не общайся я с докторами биологических наук, возможно, было бы проще . :)
Феминитивы от "врача", к сожалению, меня не устраивают, так что пользуюсь феминитивами от спецализаций. :)
rlreader, Мне вообще феминитивы -ша нравятся, и я с грустью думаю о том, что рано или поздно придётся-таки с авторши на авторку переходить.
А я никогда не перейду! :cool: Это я как авторша и фикрайтерша говорю!:femme: :lol:

2018-03-30 в 21:54 

Bee4
Интернет врать не станет(с)
мне ни авторша, ни докторша, ни авторка не нравятся. У меня от них психоакустические корчи :alles: так что пока называю себя и других по старинке: автор и фикрайтер :lol:

2018-03-30 в 23:58 

Лукиан
Имею дар смотреть на вещи бог знает с какой стороны
называю себя и других по старинке
Так по старинке-то как раз с окончанием -ша

2018-03-31 в 01:32 

amethyst deceiver
It's his excessive consumption of mushrooms. They've addled his brain...(c)
Да, интересное лингвистическое свидетельство пути женщины от мужниной жены до самостоятельной профессиональной единицы.

2018-03-31 в 04:58 

N a m i chan
tes3m, Спасибо за пост! А вы напишете то, что вы мне писали про слова типа "старостиха"? Мне кажется, это тоже интересно.)

2018-03-31 в 19:34 

tes3m
Bee4, Русскому языку феминитивы вообще свойственны, а заимствованные среди таких суффиксов только - есса, -иса и -ина (балерина). Но с суффиксом -ша отдельная история: до 18 века с ним не образовывали названия жены по мужу, а после учреждения Петром ассамблей (1718) понадобилось как-то называть жен генералов, камергеров, майоров и т.п., ведь Петр требовал, чтобы мужчины приходили туда непременно с женами, как на Западе. А из этих заимствованных слов не удавалось образовать феминитивы с помощью суффиксов -иня, -ица и т.п.
Нелли Дин, С этим «-ша» ужасно раздражает, когда люди вертят носом, дескать, этот суффикс только про жён, нечего его для профессий использовать. Во-первых, давно ли малярша, вахтёрша и партнёрша стали жёнами маляра, вахтёра и партнёра, а во-вторых, на то она и эволюция языка, чтобы значения менялись со временем.
Вот и меня тоже удивило, как много людей уверено, что "это только для жен", хотя достаточно слов этого типа, которые никогда не значили "чья-то жена". Причем слово опекунша гораздо старше слов генеральша, докторша и т.п., а слово музыкантша такое же старое.
Но, действительно, даже не это главное, а то, что значения меняются.)) И в случае с докторшей даже словарь, изданный Академией наук, признал появление нового значения. А потом это оказалось забыто.
rlreader, Ох, и упорствуют же люди с этой докторшей как женой врача. Спасибо за пост! Мне вообще феминитивы -ша нравятся, и я с грустью думаю о том, что рано или поздно придётся-таки с авторши на авторку переходить.
И мне не очень понятно, почему в 20 и 21 веке люди считают, что "докторша это только жена врача" и, главное, почему это их так смущает, если в 19 веке люди, которые действительно жили в мире, где жен докторов назвали докторшами, спокойно начинали называть так женщин-врачей, не опасаясь путаницы.)
Лис, не употребляю слово "доктор" применительно к врачам любого пола, это научная степень. Так ведь это слово с двумя значениями.)) И в русском языке слово "дохтур" в значении "врач" появилось еще, кажется, в 16 веке, а докторскую степень у нас стали давать только в конце 18 в.
Лукиан, Я так поняла, что это шутка.))
amethyst deceiver, В статье Аверьяновой, на которую я ссылаюсь, показано, что сперва, в 18 веке, с суффиксом -ша в основном создавались наименования жен по мужу, в середине 19 века некоторые из этих слов получили второе значение, "и по этому образцу, наконец, стали создаваться слова, в которых первым и единственным значением было название женщины по роду деятельности (психическому складу — паникерша), специальности, профессии; к этому типу можно отнести такие слова, как кастелянша, кассирша, контролерша, музыкантша, секретарша, маникюрша, педикюрша и др". Я только в одном в одном не согласна тут с Аверьяновой: она и "кастеляншу" поместила среди слов, возникших после середины 19 века. А я его встречала в текстах первой половины 19 века.
N a m i chan, Я о них не так уж много знаю, но о том, что мы тогда обсуждали, напишу.

URL
2018-03-31 в 19:44 

Bee4
Интернет врать не станет(с)
tes3m, спасибо за пояснение)

2018-03-31 в 20:53 

rlreader
Me & The Minibar
tes3m
Это совершенно загадочное явление - почему устаревшее значение слова так долго живет в сердцах и умах))
Лис
:laugh: я для личного пользования тоже не перейду, но как редакторше приходится учитывать среднестатистический узус. Но даже авторшу отдам с радостью в обмен на любой устоявшийся феминитив к режиссеру)))

2018-04-02 в 20:29 

tokyo
Go to the Dark Side, they have cookies. We, lightsiders, prefer booze.
Отличная статья, но комментарии ее затмевают :)

2018-04-03 в 15:52 

tes3m
tokyo, Интересный вопрос, по которому еще многое можно сказать.))

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Дневник tes3m

главная