Безымянная улица или Love that dare not say its nameЧитаю книгу болгарской писательницы Капки Касабовой (ну, или не очень болгарской, в том смысле, что она эмигрировала, и писать начала уже за границей). Книга "Улица без име" - её воспоминание о детстве и молодости в социалистической Софии.
читать дальше Очень любопытно, особенно взгляд оттуда на Москву, в которую периодически кто-то ездил в командировку.
А ещё там есть один эпизод. Капка рассказывает о своём деде Кирилле. Как она вспоминает, "Мой дед Кирилл больше всего любил седеть перед затянутым москитной сеткой окном, как бульдог перед дверью дома. Он приветствовал соседей кислой улыбкой, а стоило им отойти, сыпал язвительными комментариями по адресу и мужчин и женщин, их негодных детей и болезней, которых они достойны. (...) Моя сестра, двоюродная сестра и я были под сомнением, потому что были девочками, но всё же состояли с дедом Кириллом в кровном родстве, поэтому он искренне пытался быть с нами любезным".
А потом дед Кирилл умер. В год взрыва на Чернобыльской АЭС, от сердечного приступа.
"Бабушка Капка, с покрытой чёрным кружевом головой, кидалась на него с воплями. Обычай требовал, чтобы преданная супруга публично оплакивала покойника, а она, бедная, всегда была преданной.
Но более странной, чем скорбь моей бабушки, была искренняя скорбь одного человека, кажется, одного из шофёров ветеринарной клиники. Он стоял позади всех и сотрясался от безутешных рыданий. Естественно, все делали вид, что не замечают его. Так бы хотел и дед Крилл - чтобы погребение проходило в стерильной чистоте.
Прошло много лет, прежде чем я поняла, что мой дед был глубоко несчастным человеком и придирался к тем, кто слабее его, не только из-за своего взрывного характера, унаследованного от отца, а и потому, что и он, своим неназываемым образом, был жертвой чего-то, что было сильнее его. Чего-то, что не имело имени и потому не существовало".
Я как-то очень впечатлилась этим коротеньким эпизодом...
ЗЫ. Перевод мой, на коленке, потому что сев писать пост, я сообразила, что мои ПЧ болгарского не знают)