Я в прошлом году обратила внимания на необычные сюжеты некоторых рисунков из числа тех, которые называют retablo и exvoto (увидела ссылку на сообщество, им посвященное): вроде бы о них пишут, что это изображения, "приносившееся в дар церкви по случаю избавления от какой-либо опасности, болезни и т.д.", так я раньше их и представляла. Но тут были, например, изображения с подписями в которых говорилось о геях, благодарящих младенца Христа за то, что они познакомились и счастливо живут вместе, о женихе, сбежавшем с первым встречным из под венца и благодарящем за это Пресвятую Деву Сан-Хуанскую и т.п. И таких рисунков оказалось много. Я засомневалась: неужели священники разрешают вешать такое в церкви? Но как это все сочетать с католическими догматами?
Однако я ничего узнавать не стала, решила, что, если это мистификация, рано или поздно об этом узнают и напишут — и я узнаю. Но на днях я опять увидела такие изображения, тут уж не удержалась, немного поискала в Интернете, обнаружила, что художники такие рисунки делают не только в церковь, но и просто на продажу. Нашла сначала одну художницу, потом еще других художников. А вчера в этом сообществе увидела, что в комментариях к новому рисунку написали: "У них какое-то альтернативное христианство. ...Но как, как это вяжется с католической не побоюсь этого слова моралью??? Как кому-то могло прийти в голову, что Иуда Фаддей помог гомосексуалисту принять собственную тягу к мазохизму? Как будто категория греха для них в принципе не существует. Очень непривычный вариант христианства" (
Отсюда).
У меня нет аккаунта в ЖЖ, поэтому я не смогла написать, что тут нет ничего очень необычного: некоторые современные рисунки-retablos делаются не для храмов — иногда у них даже сюжеты вымышленные. Вот что пишут о самом известном современном художнике, рисующем retablos, Альфредо Вильчисе Роке: "Мексиканское общество еще очень католическое, возможно ли, что священник согласится повесить в церкви ex-voto, благодарящее Деву или святых за греховные страсти? ...Некоторые ретабло, возможно, вымысел, другие нарисованы по происшествиям, найденным в газетах.... Альфредо Вильчис Роке - и ремесленник, работающий на заказ, и современный художник, черпающий свое вдохновение в традиции. ... Самоучка, он изучил произведения двух мексиканских художников Фриды Кало и Диего Риверы. (La société mexicaine est encore très catholique, est-il possible que des ex-voto remerciant la Vierge ou les saints pour des amours coupables, selon le dogme, soient acceptés dans l'église par le prêtre de la paroisse?....Certains retables sont peut-être fictionnels, d'autres sont peints d'après des faits divers trouvés dans les journaux.
Alfredo Vilchis Roque est un artisan travaillant sur commande et un peintre contemporain puisant son inspiration dans la tradition....
Autodidacte, il a étudié les oeuvres de deux peintres mexicains Frida Khalo et Diego Rivera.)
Отсюда Статья на французском, так как он популярен во Франции, там выходили его книги.
читать дальшеА немецкий художник, соавтор Альфредо Вильчиса по The Retablo Project, так объясняет, чем ему понравились работы Вильчиса: "Наряду с "обычными" бедствиями повседневной жизни там были мотивы, связанные с проблемами миграции..., с ревностью, с супружеской изменой, любовью геев и лесбиянок, увольнениями со службы по признаку пола – абсолютно все, и большая часть этого полностью противоречило учению Римско-католической церкви о морали– всё очень подрывное, очень анархическое! pdf;
Работы Вильчиса и Брауна на артнете
"Особенно трогателен раздел "Гомосексуальность" (Particularly moving is the "Homosexuality" section)" (о книге Вильчиса отсюда)
Рисунок Вильчиса. «Когда я был в отпуске в Веракруз, я познакомился с Мартином. Мы так счастливо провели время, что я влюбился в него, боясь, что он смог бы меня отвергнуть. Я попросил Святого Младенца с Аточи (имеется в виду младенец Христос), чтобы свершилось чудо. И Мартин согласился переехать жить ко мне, зная, что я не женщина. Он меня принял таковым, какой я есть. Здесь я изобразил тот день, когда мы познакомились. Сегодня мы празднуем год с того прекрасного дня нашей встречи. Спасибо за это счастье! Вовани. Поланко, Мехико. май 1979 год» (переводы подписей тут и дальше взяты в сообществе retablos) Я не знаю, лежит ли в основе этой истории реальный случай. Художник родился в 1960. Не знаю, когда начал рисовать (он не потомственный художник-ретаблеро, как о нем пишут в рунете, его отец был крестьянином, ставшим заводским рабочим, а вот три сына Вильчиса и правда пошли по стопам отца).
Задняя обложка одной из книг художника.
Благодарим Святого Себастьяна за дарованное счастье, что закон о сожительстве* дал нам, двум любящим мужчинам, право свободно жить вместе в браке, не скрываясь и не стыдясь перед обществом за нашу любовь.
Пако и Омар посвящают это чудесное ретабло Святому Себастьяну в честь двухлетней годовщины совместной жизни вопреки неприятию нашей любви семьями. Теперь это доказывает, что любви всё под силу. 14 февраля 2005
Мы благодарим Святое сердце, что оно нам дало возможность познакомиться и узнать счастье в паре. Карлос и Фелипе.
Все стены в его доме завешаны ретаблос. Мне кажется, то, что он рисует на заказ, чаще похоже на то, что висит слева.
Кстати, на фликре, в комментариях к эксвото с благодарностью о виагре, пишут (перевожу): "Я на 99% уверен, что это не настоящее эксвото, а лишь юмористическое произведение искусства, сделанное на продажу. Есть такой художник по имени Вильчис из Мехико, который рисует чрезвычайно смешные сатирические эксвото (но это не его работа)".
www.flickr.com/photos/citlali/2459711832/
Еще одна художница, автор многих работ, представленных в сообществе, Сельва Прието Cалазар, в своем блоге написала (тут), что нарисовала некоторые ретаблос о счастливых гейских парах в память о своих покойных друзьях-геях, которые не могли увидеть гей-парад или акции против гомофобии в своем родном городе. А ей среди комментариев написали (там последний комментарий), что она богохульница, а геев надо уничтожать.
Ее работы:
"На пляже в Пуэрто-Ваярте я обратил внимание на одного красивого юношу и начал подозревать, что он гей, поскольку когда он проходил мимо, то искоса поглядывал на меня и улыбался. К тому же ему нравились розовые полотенца. Благодарю Святого Антония, покровителя влюблённых, что я осмелился заговорить с ним, и теперь он мой жених".
«Однажды я обнаружила, что мой жених влюбился в моего брата. Я была оскорблена, рассержена и разочарована. Но благодаря Святому Мигелю Архангелу я познакомилась с Хосе Антонио и совершенно потеряла голову от него, и теперь мне приятно, что мой брат и Давид любят друг друга и что они счастливы, как и я. Посвящаю это ретабло в благодарность Святому Мигелю.»
"По воле родителей я должна была выйти замуж за человека, которого не любила, и который не любил меня. Но Святой Антонио дал мне мужества, и в день свадьбы я убежала со своей подружкой невесты. Мы переехали жить в столицу, и теперь мы очень счастливы."
"Собираясь жениться на Марии Луизе, я чуть было не совершил самую ужасную ошибку в своей жизни. Но тут я увидел Луиса, который стоял в дверях церкви. Я посмотрел в его глаза и не смог устоять: я убежал с ним, оставив свою невесту, чем вызвал нервный срыв у ее родителей. Я благодарю Пресвятую Деву Сан-Хуанскую за то, что я не разрушил 3 жизни, и за то, что мой парень и я очень счастливы и за то, что у Марии Луизы уже появился новый парень".
Тут есть ее работы (и в ее блоге, конечно).
Еще один автор ретаблос, изображающих геев, Давид Мекалко. (О нем).
Надпись сообщает, что молодой человек, изображенный тут, благодарит Деву Марию Гваделупскую за то, что родители признали его гомосексуальность.
Мне кажется, некоторые работы такого рода могли быть сделаны на заказ, но для того, чтобы заказчики повесили их у себя дома, а другие — фантазии художников о том, что им хотелось бы видеть. Сюжеты некоторых современных ретаблос кажутся менее удивительными, когда становится понятно, что не все они были сделаны для заказчиков, желающих повесить их в церкви.