Напомню, как Умберто Эко характеризует Злодея у Флеминга: «Он асексуален, или гомо­сексуален, или, по крайней мере, имеет какие-то отклоне­ния в сексуальной сфере» (1). Это один из параметров, по которым Злодей противопоставляется Бонду, и в этом случае подавленная или пониженная сексуальность рассматривается как следствие извращенности. В то же время склонность Бонда к многочисленным связям с женщинами чужда не только злодеям, но и его начальнику: «М. никогда не одобрял женолюбия Бонда. Это было ненавистно его викторианской душе» («Голдфингер») (2). «Викторианская душа» М., — олицетворяющего, по мнению Эко, «определенные ценности: Долг, Родину (т.е. Великобританию) и Методичность» (3), — для Флеминга явно связана с представлением о целомудрии и сдержанности и кажется явлением иного порядка, чем воздержание от секса у злодеев, подавляющих свою извращенную, с точки зрения автора, сексуальность или импотентных. Связь викторианских нравов с подавлением сексуальности во времена Флеминга еще не стала привычной темой массовой культуры. И это понятно — пока было живо множество людей, выросших в конце ХIХ-го века, та эпоха не воспринималась как давнее прошлое. Достаточно сказать, что двое из трех человек, которые считаются основными прототипами М. (4), принадлежали к младшему поколению викторианцев, а третий вырос в эдвардианские времена.
Кстати, этот третий, Максвелл Найт, напоминает мне и флеминговских злодеев. Максвелл Найт вступил в Королевский военно-морской флот во время Первой мировой, затем преподавал латынь в школе, по вечерам играл на саксофоне в джазовом оркестре (кстати, учился у Сиднея Беше), был увлеченным натуралистом, хорошо фехтовал и играл в крикет, интересовался оккультизмом (именно он познакомил Иэна Флеминга с Алистером Кроули), в 1924 стал членом первой фашистский организации, созданной в Британии, а в 1925 начал работать в МИ-5. Он был одним из самых успешных деятелей разведки, а после Второй мировой, продолжая работать в МИ-5, стал ведущим детской передачи о животных на радио Би-би-си — и запомнился многим англичанам как "дядя Макс". Кроме того, в 30-е годы он написал два детективных романа, а в 50-е-60-е — шесть книг о животных.
Подробности личной жизни Максвелла Найта, в частности его отношения с женщинами, как мне кажется, делают его особенно похожим на типичного флеминговского злодея, хотя Флемингу вряд ли приходило в голову такое сравнение.
(Будет продолжение.)



Примечания