«Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Притчи 20:1) *.
Ян Стен. Вино — глумливо. 1663-1664.
О героине этой картины
на сайте музея Нортона Саймона написали:
Although the woman’s low-cut dress and red stockings mark her as a prostitute, her rich and exquisitely delineated clothing indicate a more privileged status («Хотя платье с глубоким вырезом и красные чулки характеризуют эту женщину как проститутку, богатый — и восхитительно изображенный — наряд свидетельствует о ее более привилегированном положении»).
По-моему, несправедливо: в наряде этой женщины не вижу ничего, что могло бы характеризовать ее как проститутку. Такой вырез тогда был в моде, и у Стена я помню не меньше десятка картин, где им щеголяют вполне приличные женщины, снявшие жакет**. А у пьяной женщины на картине «Вино — глумливо» жакет расстегнулся, сползла шейная косынка, грудь выбилась из-за корсажа.
читать дальше
И красные чулки я видела на многих картинах Стена. По понятным причинам не стоит приводить в пример те из них, на которых изображены женщины, статус которых неизвестен ***, но красные чулки есть и на картинах Стена, изображающих семейные праздники:
Празднование крестин. 1664.
Фрагмент картины «Крестины близнецов». 1668.
Семейный праздник. 1660 – 1679.
Фрагмент картины «Танцующая пара», 1663. Тут изображен престольный праздник (kèrmes). В другом варианте этой картины девушка одета иначе, но чулки у нее все равно красные.
И кое-что еще. У Стена есть картина, написанная примерно в это же время:
Последствия неумеренности. 1663-1665.
Наряд тот же (модный жакет того же цвета и такая же юбка из шелковой ткани шанжан****), и даже если это не та же самая женщина, все равно это женщина из той же среды — почтенная бюргерша, а никак не проститутка.
* Начало этой библейской цитаты можно прочитать на козырьке двери.
** Вот, например, фрагмент одной из картин:
С таким вырезом тут изображена мать семейства (на картине видны ее дети), а ее муж заигрывает за ее спиной со служанкой, не более молодой и уж точно не более красивой. Пишут, что моделью для этой женщины послужила жена художника. Кстати, похоже, с нее же Стен рисовал и пьяную женщину на картине «Вино — глумливо». Он вообще часто изображал самого себя и свою жену в виде пьяниц. К примеру, «Гуляки» из Эрмитажа. (К слову, мне непонятно, почему в той статье Википедии, на которую я даю ссылку, об этих подгулявших муже и жене сказано: «у камина удобно разместились пожилые супруги». Какие же они пожилые? Жене на вид лет 25-30, а Стену в то время было 34, да и выглядит он тут, по-моему, соответствующе.)
*** Например, ту, на которой он также изобразил свою жену:
Утренний туалет. 1655-1660.
**** Кстати, почему-то в интернете по-русски везде пишут, что эта ткань появилась только в XVIII веке, а в англоязычной Википедии пишут, что такой переливчатый шелк упоминается в тексте 1170 года.