В книге историка Режин Перну, изданной у нас в ЖЗЛ, написано, что, по словам хроникеров, в Мессине перед отплытием крестоносцев Ричард устроил публичное покаяние (вероятно, из-за того, что перед этим ураган потопил английский корабль): "С изумлением солдаты и народ смотрели на то, как король Ричард, без облачения и с тремя хлыстами из тонких прутьев в руке, отбивает земные поклоны перед прелатами и архиепископами... Как писал Бенедикт из Питерсборо, король Ричард, по нашествии божественной благодати, возымел "память о мерзостях в жизни своей". Он принес публичное покаяние в том, что прежде опускался до гомосексуализма. "Он отверг грех свой и обратился с мольбой о подобающей эпитимье к бывшим при том епископам". Гомосексуализм, содомитский грех, выражаясь библейским языком, есть провинность, подлежащая божественной каре согласно установлениям Ветхого Завета. ... На этот факт вымоленного и дарованного прощения обратил внимание только Бенедикт, да еще Роджер Ховденский, который описывает происшедшее с такой же деликатностью.
Столь необычная и удивительная для нашего душевного строя и для нас, людей 20 века, сцена произошла в том же 1190 году накануне Рождества. Быть может, приближение праздника и подвигло Ричарда на устроение такого зрелища. Как бы то ни было, оба короля, Ричард и Филипп (Французский), вместе торжественно отпраздновали Рождество". Через 5 лет после первого покаяния состоялось еще одно (в промежутке был крестовый поход и плен в Австрии и Германии). Ричард порадовал своих подданных этим представлением уже не на Рождество, а на Пасху. "Вновь он сокрушался о каких-то своих содомитских грехах; он всенародно объявил о своем раскаянии и опять воспроизвел тот же торжественный жест, который уже видели пятью годами прежде в Мессине". Автор, кстати, подчеркнула то, что после покаяния в Мессине мать Ричарда, Элеонора Аквитанская поспешно женила его — возможно, чтобы сгладить эффект скандального признания. А после покаяния в Лондоне Ричард попытался сблизиться с женой.
Автор, кстати, считает, что Ричард не был гомосексуален, а просто "оказывался в соответствующем обществе и поддавался всеобщей разнузданности". Она добавляет: "каковы бы ни были его выходки и причуды, он ими ничуть не гордился. Скорее, наоборот: сожалея о несдержанности, он не побоялся дважды всенародно покаяться в своих прегрешениях, что для нашего времени ... представляется чем-то странным и едва ли вообразимым" (т.к. в 20 веке привыкли только к "самооплевыванию перед партией или перед диктатором").
Меня не очень убеждают слова автора о том, что Ричард всего лишь попадал в соответствующую среду и поддавался всеобщей разнузданности, т.к. он очень мучительно воспринимал свои "грехопадения", глубоко раскаивался, но даже пережив публичное унижение накануне Крестового похода, все же согрешил вновь. Кроме того, в Святую землю Ричарда, как и многих других рыцарей, сопровождала жена.
tes3m
| суббота, 16 августа 2008