Вчера, уже после того, как я написала пост в связи с сообщением о новой версии драмы, разыгравшейся между Ван Гогом и Гогеном перед тем, как они расстались, aretania показала мне свой отклик на новости. Я не со всем там согласна, но привожу начало, т.к. тут более отчетливо видно, что, по мнению авторов новой книги, лежало в основе этих событий.читать дальше
" Кто отрезал ухо Ван Гогу?
392 страницы книги «Ухо Ван Гога: Поль Гоген и заговор молчания» (Van Goghs Ohr: Paul Gauguin und der Pakt des Schweigens) Ганса Кауфмана и Риты Вилдеганс, ученых Гамбургского Университета посвящены драме великого постимпрессиониста. Их работа началась десять лет назад, сопровождалась массой сенсационных, хоть и однообразных публикаций и завершилась изданием тома. Смысл изысканий сводится к следующему: безумец Ван Гог поссорился со своим близким другом Гогеном, тот выхватил рапиру, которую всегда возил с собой, и в запальчивости отрезал ему часть уха.
Прежняя - каноническая - версия была основана на показаниях проститутки Рашель, с которой были дружны оба живописца и которой Винсент Ван Гог отдал на хранение свое ухо. Также историки опирались на письма Гогена друзьям, где он описывает инцидент. Немецкие историки рассматривают те же самые документы, но делают из них совершенно иные выводы. Например: Винсент был безумно и безнадежно влюблен в своего друга Поля. Когда тот сказал, что больше не может жить и работать с ним под одной крышей Желтого Дома в Арле на юге Франции, Ван Гог устроил сцену. Когда отношения были выяснены и ухо отрезано, Винсент решил не выдавать любимого. За неосторожное обращение с оружием тот мог оказаться в тюрьме. Похожую историю мы читали в жизнеописании Рембо и Верлена, только там в ход шел пистолет и стрелявшему не удалось избежать заключения.
Рапира была выброшена в речку, Гоген уехал, Ван Гог написал ему вслед: «Ты молчи, и я буду молчать». В книге выводы строятся на строках из письма Винсента брату Тео о том, что страсть Поля сильнее его чувств, поэтому и он сильнее, и что, слава богу, у него не было с собой пистолета. «Ничто не помешает мне придумать историю, скрывающую правду», - писал художник брату. Авторы книги утверждают, что безумие Ван Гога было сильно преувеличено. Это стало частью его стратегии защиты друга.
Теория пакта молчания романтична, заигрывает с модными гей-настроениями, но вместе с тем выставляет гамбургских ученых в глупом свете. Ни один серьезный специалист в мире не согласится с их идеями, неподкрепленными никакими вескими материальными доказательствами. История искусств знает много спекулятивных тем. (...)
отсюда Дальше я не цитирую: там эта версия сравнивается с действительно нелепыми и надуманными теориями, многие из которых лично мне неприятны (особенно догадки о том, кто мог писать пьесы вместо Шекспира). Я же не думаю, что справедливо ставить гипотезу Кауфмана и Вилдеганс в один ряд с ними.Большинство надуманных сенсаций возникает на ровном месте, когда и проблемы-то не видно. Не то в случае с ухом Ван Гога. История темная, а каноническая версия никак не выглядит более обоснованной, чем новая, о которой тут сказано, что "ни один серьезный специалист в мире не согласится с их идеями, не подкрепленными никакими вескими материальными доказательствами". Возражение вызывает у меня и мнение, что только в новой версии отношение Ван Гога к Гогену истолковывается как влюбленность. О нет, это давнее мнение. А то, что Гоген хотел уехать от Ван Гога, а тот не хотел его отпускать, это вообще не гипотеза, а факт, известный из источников (например, из писем обоих участников событий). В старой, "канонической" версии все как раз и происходит из-за желания Гогена уехать. Именно из-за этого в старой версии обезумевший Ван Гог сперва пытается ночью напасть с бритвой на Гогена, а потом отсекает себе мочку уха. Вот, кстати, как выглядит сцена нападения на Гогена в фильме "Vincent & Theo" (вообще-то эту сцену я нашла под названием "gay kiss between Vincent and Paul Gauguin")
видео
Я хочу поместить здесь и выдержки из статьи Григория Козлова, опубликованной в журнале "Вокруг Света"(2007, №7). Статья как раз рассматривает "каноническую " биографию художника.
«Ноу-хау» главного автора мифа о Ван Гоге Юлиуса Мейер-Грефе — не просто вранье, а подача вымышленных событий вперемешку с подлинными фактами, да еще в форме безупречного научного труда. Например, подлинный факт — Ван Гог любил работать под открытым небом потому, что плохо переносил запах скипидара, которым разводят краски, — «биограф» использовал как основу для фантастической версии о причине самоубийства мастера. Якобы Ван Гог влюбился в солнце — источник его вдохновения и не позволял себе покрывать голову шляпой, стоя под его жгучими лучами. У него сгорели все волосы, солнце напекло незащищенный череп, он сошел с ума и покончил с собой. На поздних автопортретах Ван Гога и изображениях мертвого художника, сделанных его друзьми, видно, что волос на голове он не утратил до самой смерти....Главным творцом Легенды о мастере стал немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе. ...В Германии, где Мейер-Грефе стал внедрять легенду, о художнике никто ничего не знал, и галерист-искусствовед начинал с «чистого листа». Он не сразу «нащупал» образ того безумного гения-одиночки, который сейчас знают все. Сначала мейеровский Ван Гог был «здоровым человеком из народа», а его творчество — «гармонией между искусством и жизнью» и провозвестником нового Большого стиля, которым Мейер-Грефе считал модерн. Но модерн выдохся за считанные годы, и Ван Гог под пером предприимчивого немца «переквалифицировался» в бунтаря-авангардиста, который возглавил борьбу против замшелых академистов-реалистов. Ван Гог-анархист был популярен в кругах художественной богемы, но отпугивал обывателя. И только «третья редакция» легенды удовлетворила всех. В «научной монографии» 1921 года под названием «Винсент», с необычным для литературы такого рода подзаголовком «Роман о Богоискателе» Мейер-Грефе представил публике святого безумца, рукой которого водил Бог. Гвоздем этой «биографии» стала история об отрезанном ухе. ...Настоящий Винсент Ван Гог имел мало общего с «Винсентом» Мейер-Грефе. Начать с того, что он окончил престижную частную гимназию, свободно говорил и писал на трех языках, много читал, чем заслужил в художественных парижских кругах кличку Спиноза. За Ван Гогом стояла большая семья, которая никогда не оставляла его без поддержки...В целом положение Винсента Ван Гога было уникальным. Он работал художником на договоре у артдилера, который был одной из ключевых фигур рынка «светлой живописи». И этим артдилером был его брат. О таком положении считающий каждый франк неприкаянный бродяга Гоген, например, мог только мечтать....Легенда прочно утвердила представление о непризнанности Ван Гога, о том, что при жизни была продана всего одна его картина «Красные виноградники в Арле», которая сейчас висит в московском Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. На самом деле продажа этого полотна с выставки в Брюсселе в 1890 году за 400 франков была прорывом Ван Гога в мир серьезных цен. Он продавался ничуть не хуже своих современников Сера или Гогена. По документам известно, что у художника купили четырнадцать работ. Первым это сделал друг семьи голландский артдилер Терстиг в феврале 1882 года, и Винсент написал Тео: «Первая овечка прошла через мост». В реальности продаж было больше, об остальных просто не сохранилось точных свидетельств.
Что касается непризнанности, то начиная с 1888 года известные критики Гюстав Кан и Феликс Фенелон в обзорах выставок «независимых», как называли тогда авангардистов, выделяют свежие и яркие работы Ван Гога. Критик Октав Мирбо посоветовал Родену купить его картины. Они были в коллекции такого взыскательного ценителя, как Эдгар Дега. Еще при жизни Винсент прочитал в газете «Меркюр де Франс», что он великий художник, наследник Рембрандта и Халса. Это написал в своей статье, целиком посвященной творчеству «удивительного голландца», восходящая звезда «новой критики» Анри Орье. ...Мейер-Грефе... расписал «интуитивный, свободный от оков разума» процесс творчества Ван Гога.
«Винсент писал картины в слепом, бессознательном упоении. Его темперамент выплескивался на холст. Деревья кричали, облака охотились друг за другом. Солнце зияло ослепительной дырой, ведущей в хаос».
Проще всего опровергнуть это представление о Ван Гоге словами самого художника: «Великое создается не одним только импульсивным действием, но и соучастием множества вещей, которые были приведены к единому целому... С искусством, как и со всем остальным: великое не является чем-то случайным, но должно быть создано упорным волевым напряжением».
Подавляющее большинство писем Ван Гога посвящено вопросам «кухни» живописи: постановка задач, материалы, техника. Случай почти беспрецедентный в истории искусства. Голландец был настоящим трудоголиком и утверждал: «В искусстве надо работать, как несколько негров, и спускать с себя кожу». В конце жизни он действительно писал очень быстро, картину мог от начала до конца сделать за два часа. Но при этом все время повторял любимое выражение американского художника Уистлера: «Я сделал это в два часа, но работал годами, чтобы сделать в эти два часа что-нибудь стоящее».
Ван Гог писал не по наитию — долго и напряженно работал над одним и тем же мотивом. В городе Арле, где он устроил свою мастерскую, уехав из Парижа, он начал серию из 30 работ, связанных общей творческой задачей «Контраст». Контраст цветовой, тематический, композиционный. Например, пандан «Кафе в Арле» и «Комната в Арле». В первой картине — мрак и напряжение, во второй — свет и гармония. В этом же ряду несколько вариантов его знаменитых «Подсолнухов». Вся серия задумывалась как пример украшения «жилища среднего класса». Перед нами от начала и до конца продуманные творческая и рыночная стратегии. Посмотрев его картины на выставке «независимых», Гоген написал: «Вы единственный думающий художник из всех».
Краеугольный камень легенды о Ван Гоге— его безумие. Якобы только оно позволило ему заглянуть в такие глубины, которые недоступны простым смертным. Но художник не был с юности полубезумцем со вспышками гениальности. Периоды депрессии, сопровождаемые припадками, похожими на эпилепсию, от которых он лечился в психиатрической клинике, начались у него только в последние полтора года жизни. Врачи видели в этом действие абсента — алкогольного напитка, настоянного на полыни, чье разрушительное действие на нервную систему стало известно только в XX веке. При этом как раз именно в период обострения болезни художник не мог писать. Так что псхическое расстройство не «помогало» гению Ван Гога, а мешало.
Очень сомнительна знаменитая история с ухом. Оказалось, что Ван Гог не мог отрезать его себе «под корень», он просто истек бы кровью, ведь помощь ему оказали только через 10 часов после инцидента. У него была отрезана только мочка, о чем сказано во врачебном заключении. И кто это сделал? Существует версия, что это произошло во время ссоры с Гогеном, которая имела место в тот день. Искушенный в матросских драках Гоген полоснул Ван Гога по уху, и у того от всего пережитого случился нервный припадок. Позже, чтобы оправдать свое поведение, Гоген сочинил историю о том, что Ван Гог в припадке безумия гонялся за ним с бритвой в руках, а потом покалечил сам себя. ...
«Ноу-хау» главного автора мифа о Ван Гоге Юлиуса Мейер-Грефе — не просто вранье, а подача вымышленных событий вперемешку с подлинными фактами, да еще в форме безупречного научного труда. Например, подлинный факт — Ван Гог любил работать под открытым небом потому, что плохо переносил запах скипидара, которым разводят краски, — «биограф» использовал как основу для фантастической версии о причине самоубийства мастера. Якобы Ван Гог влюбился в солнце — источник его вдохновения и не позволял себе покрывать голову шляпой, стоя под его жгучими лучами. У него сгорели все волосы, солнце напекло незащищенный череп, он сошел с ума и покончил с собой. На поздних автопортретах Ван Гога и изображениях мертвого художника, сделанных его друзьми, видно, что волос на голове он не утратил до самой смерти....
Роман о богоискателе «Винсент» предприимчивого немца пришелся как нельзя кстати в обстановке крушения идеалов после бойни Первой мировой войны. Мученик от искусства и безумец, мистическое творчество которого предстало под пером Мейер-Грефе чем-то вроде новой религии, такой Ван Гог захватил воображение и пресыщенных интеллектуалов, и неискушенных обывателей. Легенда оттеснила на задний план не только биографию реального художника, но и извратила представление о его картинах. В них видели какое-то месиво красок, в котором угадываются пророческие «прозрения» юродивого. Мейер-Грефе превратился в главного знатока «мистического голландца» и стал не только торговать картинами Ван Гога, но и за большие деньги выдавать сертификаты о подлинности произведений, появлявшихся под именем Ван Гога на художественном рынке.
В середине 1920-х годов к нему пришел некий Отто Вакер, выступавший с эротическими танцами в берлинских кабаре под псевдонимом Олинто Ловель. Он показал несколько картин с подписью «Винсент», написанных в духе легенды. Мейер-Грефе пришел в восторг и немедленно подтвердил их подлинность. Всего Вакер, открывший свою собственную галерею в модном районе на Потсдамерплац, выбросил на рынок больше 30 «Ван Гогов», пока не поползли слухи о том, что они фальшивые. Поскольку речь шла об очень большой сумме, в дело вмешалась полиция. На суде танцор-галерист рассказывал байку-«провенанс», которой «кормил» и своих доверчивых клиентов. Картины он якобы приобрел у русского аристократа, который купил их еще в начале века, а во время революции успел вывезти из России в Швейцарию. Имя Вакер не называл, утверждая, что озлобленные потерей «национального сокровища» большевики уничтожат семью аристократа, оставшуюся в Советской России.
В битве экспертов, которая развернулась в апреле 1932 года в судебном зале берлинского района Моабит, Мейер-Грефе и его сторонники горой стояли за подлинность вакеровских «Ван Гогов». Но полиция устроила обыск в ателье брата и отца танцора, которые были художниками, и нашла 16 свеженьких «Ван Гогов». Технологическая экспертиза показала, что они идентичны проданным полотнам. К тому же химики выяснили, что при создании «картин русского аристократа» были использованы краски, появившиеся только после смерти Ван Гога. Узнав об этом, один из «экспертов», поддержавших Мейер-Грефе и Вакера, заявил ошеломленному судье: «А откуда вы знаете, что Винсент после смерти не вселился в конгениальное тело и не творит до сих пор?»
Вакер получил три года тюрьмы, а репутация Мейер-Грефе была разрушена. Вскоре он умер, но легенда, несмотря ни на что, продолжает жить до сих пор. Именно на ее основе американский писатель Ирвинг Стоун в 1934 году написал свой бестселлер «Жажда жизни», а голливудский режиссер Винсенте Миннелли в 1956 году поставил фильм о Ван Гоге. Роль художника там сыграл актер Кёрк Дуглас. Фильм заработал «Оскара» и окончательно утвердил в головах миллионов людей образ полубезумного гения, взявшего на себя все грехи мира.
...Пока мир сотрясали скандалы вокруг имени Ван Гога, историки искусства, реставраторы, архивисты и даже врачи шаг за шагом исследовали подлинные жизнь и творчество художника. Огромную роль в этом сыграл Музей Ван Гога в Амстердаме, созданный в 1972 году на основе коллекции, которую подарил Голландии сын Тео Ван Гога, носивший имя своего великого дяди. Музей занялся проверкой всех картин Ван Гога в мире, отсеяв несколько десятков фальшивок, и проделал огромную работу по подготовке научной публикации переписки братьев.
Но, несмотря на огромные усилия как сотрудников музея, так и таких корифеев вангоговедения, как канадка Богомила Велш-Овчарова или голландец Ян Хальскер, легенда о Ван Гоге не умирает. Она живет своей жизнью, порождая очередные фильмы, книги и спектакли о «святом безумце Винсенте», не имеющем ничего общего с великим тружеником и первооткрывателем новых путей в искусстве Винсентом Ван Гогом. Так уж устроен человек: романтическая сказка для него всегда привлекательнее «прозы жизни», какой бы великой она ни была.
Григорий Козлов
Журнал "Вокруг Света": Легенда о Ван Гоге" Вся статья
Я не хочу сказать названием поста, что никто ничего достоверного о великом художнике не писал. Просто это менее известно, чем мифы о нем.
Еще две статьи-отклика на русском -1.;2 и на английском (из Guardian) 1. ; 2.
Есть старая версия, есть новая, но не вижу достойной называться "канонической"
Вчера, уже после того, как я написала пост в связи с сообщением о новой версии драмы, разыгравшейся между Ван Гогом и Гогеном перед тем, как они расстались, aretania показала мне свой отклик на новости. Я не со всем там согласна, но привожу начало, т.к. тут более отчетливо видно, что, по мнению авторов новой книги, лежало в основе этих событий.читать дальше Вот, кстати, как выглядит сцена нападения на Гогена в фильме "Vincent & Theo" (вообще-то эту сцену я нашла под названием "gay kiss between Vincent and Paul Gauguin")
видео
Я хочу поместить здесь и выдержки из статьи Григория Козлова, опубликованной в журнале "Вокруг Света"(2007, №7). Статья как раз рассматривает "каноническую " биографию художника.
«Ноу-хау» главного автора мифа о Ван Гоге Юлиуса Мейер-Грефе — не просто вранье, а подача вымышленных событий вперемешку с подлинными фактами, да еще в форме безупречного научного труда. Например, подлинный факт — Ван Гог любил работать под открытым небом потому, что плохо переносил запах скипидара, которым разводят краски, — «биограф» использовал как основу для фантастической версии о причине самоубийства мастера. Якобы Ван Гог влюбился в солнце — источник его вдохновения и не позволял себе покрывать голову шляпой, стоя под его жгучими лучами. У него сгорели все волосы, солнце напекло незащищенный череп, он сошел с ума и покончил с собой. На поздних автопортретах Ван Гога и изображениях мертвого художника, сделанных его друзьми, видно, что волос на голове он не утратил до самой смерти.... Вся статья
Я не хочу сказать названием поста, что никто ничего достоверного о великом художнике не писал. Просто это менее известно, чем мифы о нем.
Еще две статьи-отклика на русском -1.;2 и на английском (из Guardian) 1. ; 2.
видео
Я хочу поместить здесь и выдержки из статьи Григория Козлова, опубликованной в журнале "Вокруг Света"(2007, №7). Статья как раз рассматривает "каноническую " биографию художника.
«Ноу-хау» главного автора мифа о Ван Гоге Юлиуса Мейер-Грефе — не просто вранье, а подача вымышленных событий вперемешку с подлинными фактами, да еще в форме безупречного научного труда. Например, подлинный факт — Ван Гог любил работать под открытым небом потому, что плохо переносил запах скипидара, которым разводят краски, — «биограф» использовал как основу для фантастической версии о причине самоубийства мастера. Якобы Ван Гог влюбился в солнце — источник его вдохновения и не позволял себе покрывать голову шляпой, стоя под его жгучими лучами. У него сгорели все волосы, солнце напекло незащищенный череп, он сошел с ума и покончил с собой. На поздних автопортретах Ван Гога и изображениях мертвого художника, сделанных его друзьми, видно, что волос на голове он не утратил до самой смерти.... Вся статья
Я не хочу сказать названием поста, что никто ничего достоверного о великом художнике не писал. Просто это менее известно, чем мифы о нем.
Еще две статьи-отклика на русском -1.;2 и на английском (из Guardian) 1. ; 2.