Увидев
интервью с автором книги "Поль Гоген: Эротическая жизнь" Нэнси Мауэлл Мэттьюс, я сперва решила, что книга эта какая-то не очень серьезная. Но нет, автор искусствовед и на ее книгу ссылаются в разных вполне солидных изданиях. Однако
аннотация на книгу достойна названия: "Мэттюс не только захватывающе и по-новому освещает суть взаимоотношений Гогена с мужчинами и женщинами и ту роль, которую сексуальность и агрессия играли в формировании его искусства, но и освещает его гомосоциальные, если не гомоэротические отношения с Ван Гогом, Эмилем Шафенеккером и Чарльзом Филджером. "
А вот отрывки из интервью, которое взял у Мэттьюс Дэвид Баумэн (по-моему, она тут в конце говорит, как слэшер):
читать дальше
" - Вы назвали бы его бисексуалом?
- Да. Практически он им, конечно, был. [Пауза] Позвольте мне немного пояснить. Когда вы спрашиваете: "Вы назвали бы его "бисексуалом?", я сразу соглашаюсь, так как думаю,что он считал мужчин более интересными, более неотразимыми. Но у меня нет никаких доказательств того, что он и вел себя соответственно. И у нас, конечно, есть много свидетельств того, что он спал с женщинами. Так что в эротическом смысле, я думаю, и мужчины, и женщины его привлекали. Я сказала бы, мужчины чаще, но и женщины тоже. Я думаю, что он любил, когда от него рождались дети. Господи, у этого человека было много детей. Ему нравилось, когда от него беременели и он показывал миру, что все еще на это способен.
- Мы можем назвать картины Гогена с полуголыми мужчинами, вроде "Человека с топором", гомоэротическими?
- Я так и называю. Главным образом, потому, что я знаю, как Гоген писал об этих картинах. Я связываю "Человека с топором" с историей в [книге Гогена] "Ноа Ноа."
Она читает отрывок, в котором описан "почти голый человек, который держал обеими руками тяжелый топор". На него залюбовался Гоген. Этот отрывок и другие авторы цитировали для доказательства гомоэротизма Гогена. Дальше идут довольно странные рассуждения о слове "paia", Мэттюс тут слишком увлеклась, на мой взгляд, но я все же перевела и это:
"Этот человек перехватывает взгляд Гогена и видит, что он голодный, после чего присылает ребенка с пищей для Гогена.Потом он возвращается и спрашивает: "Вы удовлетворены?" И Гоген отвечает: " Да", но он использует таитянское слово "paia." Я искала все эти таитянские слова в таитянско-английском словаре 19-ого века, чтобы узнать, что они действительно подразумевали . Удивительно, как Гоген в названиях выбирает слова, имеющие сексуальное значение. Согласно моему таитянско-английскому словарю 19-ого века, "Paia" означает содомию. Подождите, я поясню, что хочу сказать...
- Но вы же не думаете, что Гоген когда-либо на самом деле занимался сексом с мужчинами?
- Если бы вы спросили меня, верю ли я в это в глубине души, то я ответила бы: "Да". Но у меня нет никаких доказательств. Мужчины, которые занимаются сексом с мужчинами, в большинстве случаев не хотят, чтобы это было известно, потому они и не пишут об этом. Они предпочитают, чтобы у людей не было никаких свидетельств или доказательств. Я считаюсь с этим. Я не могу сказать: "Да, Гоген это делал." Никак не могу сказать. У меня нет подтверждений. Но если бы вы спросили меня, думаю ли я, что он это делал, то я, конечно, сказала бы: " Да". [Пауза] Я надеюсь, что он это делал - там такая большая любовь, я не знаю... такие сильные чувства - в том, как он пишет такие вещи. Образ опускающегося топора . Там есть подлинное чувство. Я надеюсь, что он это делал".
Еще там есть другая история о том, как пошли в горы, чтобы найти дерево для скульптур Гогена. Он рассказывает, как шел за молодым человеком, и смотрел на его спину и все больше и больше чувствовал влечение к нему. Потом тот человек обернулся, Гоген пришел в себя и сказал себе: "Я не могу так поступать. Это - юноша." Потом они поднялись на вершину горы и срубили это дерево".
Она читает отрывок, в котором Гоген и этот юноша рубят дерево и Гоген ощущает радость от акта разрушения и собственной жестокости.
"Когда они возвращались, Гоген восхитился красивой спиной своего друга и сравнил ее с деревом, которое они несли для скульптуры. Он говорит: "Дерево пахло розами... Мы возвратились в полдень, усталые. Он сказал мне: 'Вам было хорошо?' - 'Да' - и в душе я повторил: 'Да'." Разве это не замечательная история любви? Это очень сильно. Если Гоген действительно так чувствовал, я, конечно, надеюсь, что у него был секс с кем-то из этих мужчин. "Сперва хотела назвать пост "Гомоэротизм художников и слэш искусствоведов", но потом решила не издеваться. Я-то понимаю ее чувства. Хотя в ее историю о слове "Paia" и не могу поверить.