"Сказка - часть религиозного обряда.
...Есть, повидимому, немало сказок, которые были связаны с божественными героями, но потом связь эта была утрачена, и самые имена священных героев забыты. Думать так нас заставляет следующий факт:
Одна из наиболее распространенных во всей Евразии чисто бытовых сказок, о Сандрильоне (Дочь и падчерица), фигурирует у иранских таджиков в качестве чистейшей легенды и даже теснейшим образом связана с культом местного демона-патронессы ткачества и прядения Биби Се-Шамбе (буквально: госпожа Вторник)".
Зеленин, обратите внимание, еще не привык к тому, что героиню сказки, которую он знал всегда как Сандрильону, называют Золушкой. О Биби Се-Шамбе он рассказывает, что к ней обращаются с просьбой помочь от бесплодия и вылечить от болезней.В ее честь устраиваются "особые женские собрания" (обязательно во вторник), на котором подается ритуальное блюдо (в виде мелких клецок). Муку для него собирают "у семи дверей", т.е. в семи разных домах, а среди гостей должно быть семь вдов. На кожаную скатерть ставится большая чаша с мукой, обернутая белой тканью. Женины садятся вокруг и приступают к чтению "сказки о Сандрильоне и ее фее Биби Се-Шамбе" (я оставила так, как у Зеленина, поскольку звучит забавно).Я не поняла, действительно ли сказку читают или все же рассказывают. Возможно, надо именно читать, чтобы не изменять в ней ни слова.
"По окончании чтения молятся, раскрывают чашку с мукой и смотрят, появился ли на муке отпечаток человеческой руки." Похоже на спиритический сеанс и непонятно, откуда берутся отпечатки, если чашка накрыта, а все видят друг друга и эту чашку. "По числу таких отпечатков заключают, сколько раз требуется устроить угощение ("ош") в честь Биби Се-Шамбе. Если же отпечатка руки не появилось, то требуется устроить большой праздник ("туй"), после чего отпечаток руки обязательно появится. Вместо отпечатка человеческой руки на муке иногда появляется отпечаток куриеой лапы: предполагается, что это след принадлежащей Биби Се-Шамбе курицы."
Зеленин добавляет, что этот обряд не является исключением и похожее призывание духов с помощью мифа или предания наблюдается у других народов (индейцев Северной и Южной Америки и т.д.) В данном случае интересно, что частью обряда и своего рода магическим заклинанием является привычная нам сказка о Золушке, которая в Европе не ассоциируется с мифами и легендами. А ведь в данном случае эту сказку читают для того, чтобы призвать духа, роль которого в сказке совпадает с ролью феи-крестной (или же духа покойной матери Золушки в других вариантах).
Д.К.Зеленин. Религиозно-магическая функция фольклорных сказок. // Сборник статей "Сергею Федоровичу Ольденбургу. Пятидесятилетию научно-общественной деятельности 1882-1932" Л., 1934 г.