Я не хотела в ближайшее время писать еще что-то о жизни Чайковского, но тут очень захотелось показать кое-что в книге. Родители отдали мне когда-то издание писем Ч. 1955 года (увы, избранные письма...) и третий том его переписки с Н.Ф. фон Мекк ( у них есть весь трехтомник).
читать дальше"
Я вчера в этот том и не посмотрела: ведь нужны были примеры того, что он сам писал о своих склонностях, а ей, как известно, он об этом не писал. А сегодня зашла речь о стиле его писем и я решила почитать, как он ей писал. Ну, скажем, брату он мог писать, например, что вот он талантливее Сен-Санса, а "дальше паскудной Мариинской сцены моя опера не пойдет" и получит он гроши, а тот француз, ему хорошо. А даме так писать нельзя. И вот даже в этой книге - в комментариях - я нашла слегка завуалированные, но понятные намеки на гомосексуальность Чайковского. Ведь издана она была в 1937 году, когда еще не отвыкли говорить о подобных вещах. Тут высказывается догадка, что Н.Ф. фон Мекк перестала посылать деньги и писать своему другу именно потому, что ее дети "раскрыли ей факты, порочащие личную жизнь Чайковского".(стр.613) Дальше читаем на левой странице.
Еще есть упоминание о жене Чайковского. Н.Ф. сердилась, когда Чайковский жаловался ей на жену. А тот не мог написать главного: жена намекала ему, что может донести на него в полицию. Нет, она писала, что не донесет - что и могла бы, и что ее матушка дружила с сестрой шефа жандармов Мезенцева ("Он знал про Вас и прямо мне лично предлагал подать ему докладную записку, по которой он мог бы действовать против Вас... Если бы я захотела...), но она не станет. Чайковский понимал, что значат такие заверения в сочетании с просьбами о деньгах.(Это есть на правой странице внизу) Кстати, мне понравился оборот: "особенности его конституции".