Запись из дневника К.А.Сомова за 1 февраля 1914 года. Сомов пишет о том, что Бакст по его картинам решил, что он притворяется, будто его не влечет к женщинам, что, "изображая так женщин, нельзя их не любить". И Бенуа тоже решил, что, хотя Сомов "смеется над женщинами зло и обидно", его все же влечет к женщинам, правда, к некрасивым,он "поэтизирует некрасавиц".
читать дальшеНеудивительно, что у них возникли подобные мысли: Сомов очень много изображал женщин. Причем не только писал женские портреты, зарабатывая этим, но и изображал женщин много и охотно, особенно в эротических сценах.
Правда, не только красивых женщин. Часто пошлых и неумных на вид. И эротические сцены у Сомова иногда злы и насмешливы, вот как эта, к примеру (мне она кажется очень неприятной).
Сомов записывает в дневнике:"Женщины на моих картинах томятся, выражение любви на их лицах, грусть или похотливость - отражение меня самого, моей души. (Тут в издании дневников пропуск) А их ломаные позы, нарочитое их уродство - насмешка над самим собой и в то же время над противной моему естеству вечной женственностью. Отгадать меня, не зная моей натуры, конечно, трудно. Это протест, досада, что я сам во многом такой, как они.Тряпки, перья - все это меня влечет и влекло не только как живописца (но тут сквозит и жалость к себе). Искусство, его произведения, любимые картины и статуи для меня чаще всего тесны связаны с полом и моей чувственностью. Нравится то, что напоминает о любви и ее наслаждениях, хотя бы сюжеты искусства вовсе о ней и не говорили прямо... (опять пропуск)" Сомов тут разделяет мнение о том, что женщин может по-настоящему интересовать только любовь и чувственность ( и в искусстве, и жизни), а сознание того, что и у него самого интересы именно таковы, заставляет его ненавидеть то, что он считает женской стороной своей натуры (которую он, разумеется не сводит только к этой черте) .Но я не упомянула о второй стороне отношения художника к женщинам. В детстве и юности он дружил с девочками и женщинами и всю жизнь самым близким человеком ему оставалась сестра. Поэтому можно сказать, что, хотя он не любил женственности в самом себе, к женщинам вокруг он относился без неприязни.