Флобер о произведении Ламартина "Грациелла": "И главное, давайте выясним, спит он с ней или не спит? Это же не живые люди, а манекены. Хороша любовная история, где главное окружено такой густой тайной, что не знаешь, что думать, - половые отношения систематически обходят молчанием, как и то, что люди пьют, едят, мочатся и т.д.! Этот предрассудок меня возмущает.
читать дальше Удивительный парень! Живет рядом с женщиной, которая любит его и которую любит он, и ни разу ни единого желания! Ни одно нечистое облачко не омрачает это голубое озеро! О, лицемер! Рассказал бы лучше правду, как дело было, насколько бы получилось лучше! (...)Но нет, надо держаться условного, фальшивого. Надо, чтобы вас могли читать дамы. О, ложь, ложь! Как ты глупа!
Из этой истории можно было бы сделать неплохую книгу, показав то, что, вероятно, произошло: молодому человеку в Неаполе среди прочих развлечений случилось переспать с дочкой рыбака, после чего он ее бросает, а она не умирает, но утешается, что более обычно и более горько".
Из письма к Луизе Коле 24 апреля 1852
«О литературе, искусстве, писательском труде.Письма, статьи» – в 2-х томах М., 1984 т.1 стр175-176В этом же письме Флобер ругает женщин "за потребность поэтизации": "Мужчина будет любить свою прачку, зная, что она глупа, и его наслаждение от этого не умалится. Но если женщина любит хама, то он непременно непризнанный гений, избранная душа и т.п.,
читать дальше так что из-за этой своей природной склонности к косоглазию они не видят ни истинного, когда его встречают, ни прекрасного там, где оно есть. Этот недостаток (который с точки зрения любви как таковой есть преимущество) - причина разочарований, на которые они столь сетуют! Общая их болезнь - требовать от яблони апельсинов.
Отдельные максимы: Они неискренни с самими собою; они не признаются себе в своих плотских чувствах; они принимают свой зад за сердце и думают, что луна создана для освещения их будуаров.
Цинизм, эта ирония порока, у них отсутствует; а когда он у них есть, это аффектация."С первым отрывком (о "Грациелле") я согласна полностью, если не считать слов "более горько". Со вторым согласна с поправкой на то, что я сама женщина и не считаю, что все женщины именно такие. Но таких- со склонностью к идеализации - действительно больше, чем мужчин. Правда, и мужчины бывают всякие: главный герой пьесы Пристли “Опасный поворот” не уступает дамам в "потребности поэтизации".
upd
Недавно были найдены неизвестные письма Флобера. "Британский литературовед Дэвид Уоллер обнаружил в одном из частных домов недалеко от Лондона переписку французского писателя Гюстава Флобера с английской аристократкой Гертрудой Теннант....Наследники Теннант сохранили ее корреспонденцию, но не предполагали, насколько она ценна, пока Дэвид Уоллер не обнаружил в их семейном архиве пакет, снабженный надписью "Письма известных людей. Не выбрасывать"....Эти документы вошли в книгу Уоллера The Magnificent Mrs Tennant ("Великолепная миссис Теннант"), опубликованную летом 2009 года, сообщает The Guardian.
h.ua/story/215734/
www.guardian.co.uk/books/2009/jul/27/flaubert-a...