Читаю эссе Т.Бурмистрова на его сайте
Текст и действительность
...у Флобера уже зарождается та захватывающая воображение игра слоями реальности, которой так будет увлекаться впоследствии другой ученик Флобера (только уже заочный) – Джеймс Джойс. Впрочем, и до Джойса, и до Флобера, эти приемы разрабатывал Гоголь, применяя их иногда очень тонко и изощренно. Его позднее творчество – это целая энциклопедия экспериментов такого рода. Гоголь не пытается, как Флобер, заставить забыть читателя, что он читатель и превратить его в участника игры. Гоголь настолько старательно, а главное, убедительно приучает нас не верить ни одному его слову, что ему становятся позволительны любые несуразности. Точнее, в мире Гоголя никаких несуразностей и не может быть: они воспринимаются скорее как смена уровней реальности, создаваемой текстом, и дорожным указателем здесь, как правило, оказывается усиление иронической интонации.