О празднике день св. Федора (san-Toder) в Румынии (первая суббота великого поста): «Из множества других обычаев, связанных с этим днем, можно отметить обычай побратимства и посестримства (infratire, insuratire), распространенный в Трансильвании, Банате и у румын Венгрии. Называли таких побратавшихся или посестрившихся — "братья или сестры по кресту" (fratii или surori de cruce). В союз вступали как мужчина с мужчиной, женщина с женщиной, так и мужчина с женщиной.
читать дальшеДевизом для побратавшихся или посестрившихся является "любовь до смерти". Такой брат или сестра почитались больше, чем кровные родственники. Потомство побратимов не могло вступать в брак между собой. Союз заключался в детском или юношеском возрасте (10-16 лет), и только смерть одного из них могла расторгнуть его. Заключался он "на хлебе и соли" с произнесением сакраментальной формулы: "Даю тебе хлеб с солью, а ты дай мне свой!" После этого вступающие в союз подавали друг другу руки, и он считался заключенным. В некоторых местах побратимство заключали "на крови". Вступающие в него надрезали себе кончики мизинцев и смешивали выступающую кровь. Так заключали побратимство и женщины. И в том, и в другом случае, участники его, обращаясь друг к другу, говорили: "Mai frate!" или: "Mai fortate!" (брат мой) или "Tu sora!", "Surata!" (ты сестра). Были и другие формы побратимства. Обычай этот был распространен и в других частях страны, но там его не обязательно связывали с днем св. Федора. Подлинное значение этого, несомненно древнего обычая, связанного, по-видимому, с обычаями родового строя, уже забылось.»
В народных легендах св. Федор представал мифологическим существом, хозяином опасных коней, которые могли убить того, кто не выказал ему почтения. «Особенно опасным считалось не почтить святого девушкам; в этом случае он посылал к ним своих коней в виде прекрасных юношей, которые похищали девиц. ... Возможно, почитание Федора является реминисценцией мифа о кентаврах.»
Еще интересно, что этот день называли иногда "субботой мертвых" ("как и во все субботы великого поста, в федоровскую субботу поминали умерших").М.Я.Салманович ("Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы: Конец XIX — начало XX в. Весенние праздники. М., 1977. С. 299-300)
@темы:
история,
фольклор,
мифы и легенды
первая нормально звучит, а вот вторая
Спасибо за цитату!
В этих сборниках Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы
А что еще тебе запомнилось из этих сборников?
Побледнел молодой хозяин,
Резанул по ладони вкось.
Тихо капает кровь в стаканы:
Знак обмена и знак охраны...
Не богемских лесов вампиром --
смертным братом пред целым миром
ты назвался, так будь же брат.
И потом вот про кровь в стаканах.
Насчет источника безнравственности заня-ятно... в том плане, что раз еще в 14 веке додумались, значит, мера испорченности уже дозрела
В "Форели" можно, кстати, уточнить, на какой "удар" приходилось. Наверняка Великий пост как разВ "Форели" можно, кстати, уточнить, на какой "удар" приходилось. Наверняка Великий пост как раз Так там не же русские нравы изображены. Пишут, что аллюзии на "Дракулу".
Raiz_Paddiz_Glori, очень интересно!