Не помню, писала ли я когда-нибудь, что мне нравится бенгальская сказка "Аскет и богиня".читать дальшеСюжет у нее очень известный, но в этой вариации мне нравятся детали.
У царя и царицы не было детей. Некий аскет предложил им дать снадобье, от которого царица родит двух сыновей — при условии, что одного из них они отдадут ему. Сыновья родились, а аскет больше не приходил, так что царь с царицей стали думать, что он умер или передумал, и успокоились.
Однако в день, когда царевичам исполнилось шестнадцать лет, он появился и напомнил об условиях договора. Тот из близнецов, который появился на свет первым, вызвался уйти с аскетом, а родителям и брату показал посаженное им деревце: "Это дерево моей жизни. Если оно начнет вянуть, знайте — я попал в беду".
Они пришли к лесной хижине аскета и тот сказал, что царевич будет каждый день собирать цветы для подношений богам. Он может ходить во все стороны света, но не на север, где с ним может случиться несчастье. Аскет, казалось, не замышлял никакого зла. Царевичу даже понравилась его новая жизнь, но однажды во время охоты он погнался за оленем и все-таки попал в северную часть леса. Там он увидел богатый дом, из которого вышла дивно прекрасная женщина и пригласила его зайти сыграть в кости.
Сначала сыграли на ястребенка (красавица обещала в случае своего проигрыша отдать царевичу такого же) и царевич проиграл, потом на щенка (с тем же условием) и царевич опять проиграл. Стали играть в третий раз. Хозяйка сказала, что если она выиграет, то «заберет самого царевича и может делать с ним что захочет», а если проиграет — тут я подумала, что тогда царевич сможет забрать ее, но не угадала — «она отдаст ему точно такого же юношу, как он сам». Но он опять проиграл и она заперла его в яму.
Она была не человеком, а ракшаси, и хотела его позднее — когда проголодается — съесть. Кстати, в яме он сидел один, о других тайниках не упоминается, так что не похоже, будто у нее и правда где-то был еще один юноша — тем более, точно такой же.
Но такой и правда вскоре к ней пришел: брат царевича, увидевший, что "дерево жизни" вянет, нашел сперва аскета, а тот его направил к ракшаси ("Говорил я ему: не ходи на север! и т.д.")
Младший царевич три раза обыграл красавицу и получил ястребенка, щенка и старшего брата. Ракшаси испугалась, что вдвоем братья ее убьют и пообещала открыть им страшную тайну. Оказалось, что аскет, который казался таким безобидным, на самом деле собирается принести старшего царевича в жертву богине Кали. Он ей уже преподнес жизни шести юношей, а после седьмой жертвы получит от нее дар (не уточняется, какой).
Когда старший царевич заглянул в храм богини Кали (хотел проверить, не наговаривает ли ракшаси на аскета), там и правда лежало шесть черепов, которые стали над ним смеяться, а затем один череп сказал: "Знай, через несколько дней истечет срок аскезы старика и он отсечет тебе голову, если ты не его не перехитришь".
Не знаю, почему нельзя было найти другой выход из положения — например, сразу же убить злодея (возможно, царевичи боялись, что им отомстит разочарованная богиня), но то, как царевич по совету черепа обманул аскета, мне понравилось (и Баба-Яга с печкой вспоминаются, и царское происхождение пришлось кстати): аскет привел царевича в храм и сказал, чтобы тот распростерся перед богиней Кали, а юноша ответил: "Я — царевич и никогда ни перед кем не склонялся. Покажи мне, как это делается." Дальнейшее понятно: аскет показал, а юноша в этот момент отрубил ему голову.
Убитые юноши ожили (как объясняется в сказке, потому что "обет аскета не был выполнен", но мне это все же показалось странным), а богиня Кали, довольная жертвой, отдала царевичу тот дар, который обещала аскету.
Сказки и легенды Бенгалии. М., «Наука», 1990
У царя и царицы не было детей. Некий аскет предложил им дать снадобье, от которого царица родит двух сыновей — при условии, что одного из них они отдадут ему. Сыновья родились, а аскет больше не приходил, так что царь с царицей стали думать, что он умер или передумал, и успокоились.
Однако в день, когда царевичам исполнилось шестнадцать лет, он появился и напомнил об условиях договора. Тот из близнецов, который появился на свет первым, вызвался уйти с аскетом, а родителям и брату показал посаженное им деревце: "Это дерево моей жизни. Если оно начнет вянуть, знайте — я попал в беду".
Они пришли к лесной хижине аскета и тот сказал, что царевич будет каждый день собирать цветы для подношений богам. Он может ходить во все стороны света, но не на север, где с ним может случиться несчастье. Аскет, казалось, не замышлял никакого зла. Царевичу даже понравилась его новая жизнь, но однажды во время охоты он погнался за оленем и все-таки попал в северную часть леса. Там он увидел богатый дом, из которого вышла дивно прекрасная женщина и пригласила его зайти сыграть в кости.
Сначала сыграли на ястребенка (красавица обещала в случае своего проигрыша отдать царевичу такого же) и царевич проиграл, потом на щенка (с тем же условием) и царевич опять проиграл. Стали играть в третий раз. Хозяйка сказала, что если она выиграет, то «заберет самого царевича и может делать с ним что захочет», а если проиграет — тут я подумала, что тогда царевич сможет забрать ее, но не угадала — «она отдаст ему точно такого же юношу, как он сам». Но он опять проиграл и она заперла его в яму.
Она была не человеком, а ракшаси, и хотела его позднее — когда проголодается — съесть. Кстати, в яме он сидел один, о других тайниках не упоминается, так что не похоже, будто у нее и правда где-то был еще один юноша — тем более, точно такой же.
Но такой и правда вскоре к ней пришел: брат царевича, увидевший, что "дерево жизни" вянет, нашел сперва аскета, а тот его направил к ракшаси ("Говорил я ему: не ходи на север! и т.д.")
Младший царевич три раза обыграл красавицу и получил ястребенка, щенка и старшего брата. Ракшаси испугалась, что вдвоем братья ее убьют и пообещала открыть им страшную тайну. Оказалось, что аскет, который казался таким безобидным, на самом деле собирается принести старшего царевича в жертву богине Кали. Он ей уже преподнес жизни шести юношей, а после седьмой жертвы получит от нее дар (не уточняется, какой).
Когда старший царевич заглянул в храм богини Кали (хотел проверить, не наговаривает ли ракшаси на аскета), там и правда лежало шесть черепов, которые стали над ним смеяться, а затем один череп сказал: "Знай, через несколько дней истечет срок аскезы старика и он отсечет тебе голову, если ты не его не перехитришь".
Не знаю, почему нельзя было найти другой выход из положения — например, сразу же убить злодея (возможно, царевичи боялись, что им отомстит разочарованная богиня), но то, как царевич по совету черепа обманул аскета, мне понравилось (и Баба-Яга с печкой вспоминаются, и царское происхождение пришлось кстати): аскет привел царевича в храм и сказал, чтобы тот распростерся перед богиней Кали, а юноша ответил: "Я — царевич и никогда ни перед кем не склонялся. Покажи мне, как это делается." Дальнейшее понятно: аскет показал, а юноша в этот момент отрубил ему голову.
Убитые юноши ожили (как объясняется в сказке, потому что "обет аскета не был выполнен", но мне это все же показалось странным), а богиня Кали, довольная жертвой, отдала царевичу тот дар, который обещала аскету.
Сказки и легенды Бенгалии. М., «Наука», 1990
@темы: сказки
Сюжет незатейливый и распространенный, но сколько необычных нюансов!))
VeraVicca быстро воскрешенный не считается убитым
rofl
Belasku
- Luci - Увы, так и не написали. Можно только догадываться.
VeraVicca Ну, я же тому удивилась, что пишут - они сами воскресли, а ведь были уже черепа. Если бы написали "Кали их воскресила", я бы не удивлялась.)))
А вот что не ясно, так это почему царевичи стали слушать ракшаси и почему вдруг действо аскета-служителя богини превращено в негативный поступок. Дань сказочности сюжета?
Слушать стали, наверное, потому что подумали, что лучше узнать, какое несчастье им грозит (она могла и обманывать, но вдруг правда?)
Впрочем, мне кажется, что их героический эпос тебе должен понравится. Особенно Махабхарата, особенно в свете Кришна/Арджуна.
Мне почему-то индийская мифология и вообще индийская культура не близка. В детстве читала много индийских сказок, потом прочла "Махабхарату" и "Рамаяну" (ну и не только - "Сакунталу" и т.д.), но сильного интереса уже не было.
А первое обещание "такого же" юноши - на самом деле интересный такой,"литературный"момент) вообще, странно видеть в сказках странные вещи)