Я не сразу решила, как передать по-русски имя этого художника - Eugène (1). В прошлый раз, когда я о нем писала, я тоже назвала его Эугеном, как в русской
Википедии, но я видела, что по-русски художника иногда называют и
Эженом Янссоном. В 5 томе издания «Искусство стран и народов мира. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство» (М., "Сов. энциклопедия", 1962-1981) в разделе, посвященном Швеции, этого художника называют Эугеном Янсоном (2). Я решила следовать этому источнику.


В сумерках. 1902.
Эуген Фредерик Янсон родился в Стокгольме в семье посыльного с почты. Родители будущего художника увлекались искусством: отец был флейтистом-любителем, а мать в молодости готовилась стать оперной певицей и занималась живописью. Им хотелось, чтобы их дети поднялись выше по социальной лестнице, поэтому они, несмотря на ограниченные средства, дали Эугену и его младшему брату Адриану хорошее образование. Эуген учился в престижной школе Tyska skolan (Немецкая школа). Мальчик хорошо учился, хотя и много болел: в 1874 году, у него началось отслоение сетчатки одного глаза, в том же году у него обнаружили врожденную болезнь сердца. В 1875 году Эуген заболел скарлатиной, которая дала осложнение на почки и привела к ухудшению слуха (в пожилом возрасте он почти оглох).
Немного текста и картины первого периода - виды Стокгольма (10)
Окончив школу, Эуген не пошел работать в банк, как надеялся его отец, а захотел брать уроки живописи и дизайна в Технической школе (Tekniska Skolan). Первыми работами Янссона были натюрморты и портреты членов семьи. Один из его учителей, Эдвард Персеус (1840-1890), известный художник, принятый при дворе, настоятельно советовал ему развивать свой потенциал. По рекомендации Персеуса Янссон поступил в Королевскую академию изящных искусств, где учился в 1881-1883 гг. Другие студенты смотрели на него свысока: он бедно одевался, не имел светских манер, плохо слышал и был болезненно застенчив. Хотя натюрморты, которые в это время писал Янссон, были высоко оценены преподавателями, он не стал сдавать экзамены, чтобы получить диплом — отчасти потому, что не имел средств продолжить свое образование в Париже, как тогда было принято, отчасти потому, что увлекся живописью импрессионистов и разочаровался в традиционном преподавании изобразительных искусств. В 1885 году он вместе с Карлом Ларссоном, Цорном, Нурдстремом и некоторыми другими художниками принял участие в выставке "Противников академической живописи", а после вступил в Союз художников, созданный Нурдстремом. Янссон увлекся изображением Стокгольма. В его работах, которые современные критики относят к символизму и экспрессионизму, заметно влияние Ван Гога, Уистлера, Эдварда Мунка, но чувствуется и индивидуальность их создателя. Пейзажи Янссона не имели большого успеха: широкая публика еще не привыкла к такой манере, к тому же художник любил писать картины большого размера (1,5 х 2).
После смерти отца в 1891 художнику пришлось самому заботиться о матери и младшем брате. Семья переехала в более бедный район. К счастью, в 1898 году Нордстрем познакомил Янссона с банкиром Эрнстом Тилем, известным меценатом, поддерживавшим авангардистов. С тех пор художник уже не испытывал недостатка в средствах. Тиль сразу же купил три картины. Вслед за ним и другие богатые ценители искусства, верившие в художественное чутье Тиля, стали покупать работы Янссона.

Дом, населенный рабочими. 1898

Настроение середины лета. 1898

Риддарфьярден в Стокгольме 1898

Мотив Тиммерсмайнсгатан (Мотив улицы Тиммерсмайнс) 1899
Очень нравится картина, но я не нашла большого изображения:

Зимняя ночь. 1901

Хорнсгатан ночью, 1902

Солнце над крышами. 1903


Конькобежец. 1902

Автопортрет.1900
Янссон очень любил различные оттенки синего.

Автопортрет.1901Еще немного текста и картины второго периода - man nude (17)Благодаря Тилю, Эуген Янссон в 1901-1903 гг. смог посетить Францию, Италию, Германию. Янссон, прежде не уделявший особого внимания своей внешности, стал одеваться в стиле денди. Изменились и его картины. С 1904 года художник, которому было уже 42 года, почти перестал писать пейзажи и сосредоточился на изображении обнаженного мужского тела. Янссон, который укреплял свое слабое здоровье спортом, начал посещать Флотскую купальню (Flottans badhus). В то время в Швеции ужесточился закон против мужских гомосексуальных действий, зато пропагандировалось укрепления здоровья с помощью плавания и солнечных ванн. Как пишет биограф, "принц Евгений [cын короля Швеции, сам занимавшийся живописью] записал, что Янссон рассказывал ему о своем давнем желании рисовать обнаженных мужчин, а достижение финансовой независимости позволило ему дать волю своей природной сексуальной склонности, удачно прикрывшись набиравшим силу витализмом".(3) Витализм как течение в искусстве предполагал изображение обнаженного тела, правда, обычно на природе. Тут можно увидеть картину соотечественника и современника Янссона — Карла Ларссона, которая наглядно показывает особенности витализма (в этом же посте есть и картины Янссона).

Флотская купальня 1907


Флотская купальня


Автопортрет.1910
Кроме юных моряков, Янссон постоянно изображал гимнастов.


1911

1912

1914

1914


1911


Модели Янссона. 1910
На автопортрете 1910 года Яннсон изобразил себя полностью одетым, что некоторые искусствоведы поняли как желание художника показать, что он чужд окружающим и далек от чувственных желаний. Понятно, почему они делают на этом упор: хотят представить художника асексуалом. Но я не вижу доказательств асексуальности в том, что художник и правда выглядит отстраненным от окружающих. Он отделен от них возрастом, слабым здоровьем, положением в обществе, отсутствием интереса к женщинам. Он не хочет показывать свое стареющее, увядающее тело рядом с их юношеской наготой.
Однако в жизни он, кажется, не боялся показаться обнаженным.

Янссон и Кнут Нюман во Флотской купальне. 1910.
Если бы Янссон умер молодым, биографы, думаю, с умилением писали бы о его асексуальности, которую было бы легко объяснить и его многочисленными болезнями, и его постоянной работой над картинами, и его нелюдимостью. Но он дожил до 53 лет и последние 11-12 лет вел себя заметно не так, как раньше. Нурдстрем писал в 1903 году другому художнику, Бергу,что его удивляет поведение братьев Янссонов (Адриан Янссен был и раньше известен как гомосексуалист): оба не стесняются прогуливаться в общественных местах в компании живущих с ними молодых людей, которые названы прозвищами (Стоматол и Азинол). В 1906 году Янссон во Флотской купальне познакомился с Кнутом Нюманом. В 1907 году молодой человек поселился в студии Янссона, где жил до 1913 года. Художник стал появляться с юношей в артистических кругах (причем отказывался идти в гости без него). Их часто видели вдвоем в дорогих ресторанах.

Молодой человек в дверном проеме (Кнут Нюман).
Слухи о художнике возникали не только из-за отношений с Кнутом, но и из-за его картин, на которых мужская нагота была показана непривычно для того времени.
Я не поняла, почему в 1913 году Янссон расстался с Кнутом. Возможно, тот женился. В последние годы художник много болел. В начале 1915 его наполовину парализовало после инсульта. Ухаживал за ним Рудольф Рюдстрем, медбрат и профессиональный борец, известный в артистических кругах как модель для картины Карла Ларссона "Жертвоприношение в день зимнего солнцестояния" (1914-15).
Тут можно посмотреть на саму картину Ларссона.

Рулле, нарисованный Карлом Ларссоном (набросок)
Нурдстрем, навещавший Янссона, в дневниковой записи от 12 мая 1915 отметил, что Рулле относился к больному с нежностью и заботой, а тот казался счастливым.
В 1915 году Эуген Янссон умер от второго инсульта. Адриан, желая сохранить доброе имя брата перед будущими поколениями, уничтожил все его личные бумаги, в том числе письма и дневники, а также некоторые рисунки.
Примечания и источники1.Eugène, как я поняла, это Эжен, французская форма имени Eugenius (лат. от греч. Eugenios), а у шведов действительно есть имя Эуген, образованное от этого французского имени, но пишется оно Eugen.
2.Теперь принято передавать фамилию Jansson как Янссон -см., например, Р.А.Лидин. Иностранные фамилии и личные имена. Словарь-справочник. 1998.
3.www.leicestergalleries.com/index.pl?isa=Metadot...
Основные источники
1; 2;3; 4
Наиболее полная статья об Эугене Янссоне находится на сайте glbtq, после нее приведен достаточно большой список использованной литературы.
Картины очень говорящие такие.
Соглашусь.
madam Vong cats_and_world Однако искусствоведы все равно бы спорили, есть ли в картинах гомоэротизм, если бы не знали его биографии.
Dahut
Меня в этом смысле советская школа больше всего выбешивает, все что ниже пояса у них бездуховно.
Хотя ради объективности должна добавить-все же это достаточно зыбкаяматерия, которая при недостатке биографических данных дает бооогатую почву для спекуляций.
хотят его возвысить - как они это понимают И вот это их понимаение возвышенного...ну вы поняли...
Он пастелью ведь писал, да?
EvaDrasen Кстати, среди ранних больше тех, что мне нравятся, но и Флотские купальни, обе, очень нравятся.
Stanislavsky Мне сперва не понравилось, что совсем как у Ван Гога, но потом я решила, что это цитата.)))
Писал он маслом.
Да, скорее всего, цитата, но какая волшебная, она абсолютно имеет место быть!))
Мне пейзажи понравились больше, но я, вообще, редко когда люблю изображения людей, почему-то...
Интересно, что это значит, подобные предпочтения?..
To me Art's subject is the human clay,
And landscape but a background to a torso;
All Cezanne's apples I would give away
For a small Goya or a Daumier.
Мне очень понравились его работы, особенно подбор цветов в пейзажах.
Спасибо, что выложили. Раньше не знала о таком художнике.
Заинтересовала картина "Жертвоприношение", как они с королём обошлись... не гуманно. И срезу возник вопрос: а как потом с урожаями дело пошло, лучше? Упсула очень мистический город))) или, опять же, мне так показалось....
а как потом с урожаями дело пошло, лучше? Не знаю.
Здорово. Тесс, а у тебя есть посты про символику гомосексуализма в конце 19-ого - начале 20-ого века? Просто, например, очевидно, что Дебюсси намекал на гомосексуализм, называя своё произведение "Полуденная прелюдия фавна"; а в картинах?.. Что-то же точно было.
Йоож, Нет, я такого не писала. Может, и напишу, но это заняло бы много времени, а cейчас мне надо написать кое-что другое.)))
очевидно, что Дебюсси намекал на гомосексуализм, называя своё произведение "Полуденная прелюдия фавна" Я как раз не знала. Стихотворение Малларме "Послеполуденный отдых фавна" у меня с гомосексуальностью никогда не ассоциировалось. А какая тут связь?