воскресенье, 10 февраля 2013
Дополнение к
этой записи.
Поль Клодель, убеждая Андре Жида убрать из «Подземелий Ватикана» «тот ужасный отрывок», писал: «Вы дискредитируете себя, становитесь отщепенцем, выводите себя за пределы рода человеческого» и предупреждал о полном жизненном крушении, «печальном конце для того, кто обещал так много».
читать дальшеЭто был 1914 год, и тогда никто не сомневался, что даже такой уважаемый писатель, как Андре Жид, станет изгоем, если публично признается в своей гомосексуальности. Это казалось неизбежным даже в 1924-м, когда Андре Жид решился издать, не скрывая своего имени, эссеистический трактат «Коридон», раскрывающий его взгляды на мужскую гомосексуальность, и автобиографию, в которой собирался наконец-то рассказать правду о себе (эта книга увидела свет в 1926). Начиная с 1914 года, как и предупреждал Клодель, в прессе усилились атаки на Андре Жида — его критиковали за аморализм и плохое влияние на молодежь. Как пишет биограф Алан Шеридан, «в отличие от большинства оказавшихся в такой же ситуации, Андре Жид на дурную славу и критические атаки ответил тем, что полностью отказался от притворства и стал сопротивляться. Роже Мартен дю Гар, и сам гомосексуальный, и сам, на свой лад, не более счастливо женатый, чем Жид, советовал быть осторожнее. Скандал будет неизбежен и не принесет никакой пользы. Он вложит в руки многочисленных врагов Жида "надежное оружие" против него. "Это оттолкнет от тебя две трети друзей — я имею в виду тех из них, кто принимает твою личную жизнь до тех пор, пока она скрыта, более или менее завуалирована, до тех пор, пока соблюдены приличия..." Ужасно пострадает не только сам Жид как частное лицо, скандал помешает полному расцвету его таланта. Но Андре Жид не хотел ничего слышать: "Я не могу больше ждать. Я должен повиноваться внутренней потребности, более сильной, чем любая другая. ... Я должен, именно должен сбросить этот покров лжи, под которым скрываюсь с юности. Я под ним задыхаюсь!". Мартен дю Гар поинтересовался, не хочет ли на самом деле Жид, вдохновившись трагической судьбой Оскара Уайльда, стать мучеником во имя какой-то высшей цели, не повлияло ли на него чрезмерное перечитывание Достоевского, внушив ему "славянское опьянение" публичной исповедью, или, может, он все еще неосознанно находится в тисках унаследованного "пуританского атавизма" и стремится искупить свое чувство вины»*.
*André Gide: A Life in the Present by Alan Sheridan, 1999, p. 352.
@темы:
французская литература,
биографии,
гомосексуальность
истоки всех каминаутов таки вечны. нежелание, невозможность уже жить во лжи. и как всегда человек оказывается практически один против всех. то, с кем ты спишь почему-то перебивает в глазах твой гений, таланты, достижения. бред(( Хотя от Клоделя то другого ожидать было сложно, с его-то религиозными заскоками
Но я не делю на правильную и неправильную! Нет!)) Просто мне так больше нравится.
А Жидом я просто восхищаюсь за его храбрость.
Мне тоже нравится его смелость. И стремление к правде. Вообще его дневник (я читала в английском переводе) оставил приятное впечатление.
А я дневник не читала, к сожалению. Очень захотелось прочитать. Он, может быть, и на русском есть. Хотя на английском я тоже могу. Но не так, как ты.))
lib.ru/INPROZ/ZHID/pages.txt
А вот раннее.
www.topos.ru/autor/881/work
Как характерно, что дневник (29-го года) прямо так и начинается словами "Любовь к истине..."
кавайный укэ,
с такой репутацией.