Напомню, как Умберто Эко характеризует Злодея у Флеминга: «Он асексуален, или гомосексуален, или, по крайней мере, имеет какие-то отклонения в сексуальной сфере» (1). Это один из параметров, по которым Злодей противопоставляется Бонду, и в этом случае подавленная или пониженная сексуальность рассматривается как следствие извращенности. В то же время склонность Бонда к многочисленным связям с женщинами чужда не только злодеям, но и его начальнику: «М. никогда не одобрял женолюбия Бонда. Это было ненавистно его викторианской душе» («Голдфингер») (2). «Викторианская душа» М., — олицетворяющего, по мнению Эко, «определенные ценности: Долг, Родину (т.е. Великобританию) и Методичность» (3), — для Флеминга явно связана с представлением о целомудрии и сдержанности и кажется явлением иного порядка, чем воздержание от секса у злодеев, подавляющих свою извращенную, с точки зрения автора, сексуальность или импотентных. Связь викторианских нравов с подавлением сексуальности во времена Флеминга еще не стала привычной темой массовой культуры. И это понятно — пока было живо множество людей, выросших в конце ХIХ-го века, та эпоха не воспринималась как давнее прошлое. Достаточно сказать, что двое из трех человек, которые считаются основными прототипами М. (4), принадлежали к младшему поколению викторианцев, а третий вырос в эдвардианские времена.
Кстати, этот третий, Максвелл Найт, напоминает мне и флеминговских злодеев. Максвелл Найт вступил в Королевский военно-морской флот во время Первой мировой, затем преподавал латынь в школе, по вечерам играл на саксофоне в джазовом оркестре (кстати, учился у Сиднея Беше), был увлеченным натуралистом, хорошо фехтовал и играл в крикет, интересовался оккультизмом (именно он познакомил Иэна Флеминга с Алистером Кроули), в 1924 стал членом первой фашистский организации, созданной в Британии, а в 1925 начал работать в МИ-5. Он был одним из самых успешных деятелей разведки, а после Второй мировой, продолжая работать в МИ-5, стал ведущим детской передачи о животных на радио Би-би-си — и запомнился многим англичанам как "дядя Макс". Кроме того, в 30-е годы он написал два детективных романа, а в 50-е-60-е — шесть книг о животных.
Подробности личной жизни Максвелла Найта, в частности его отношения с женщинами, как мне кажется, делают его особенно похожим на типичного флеминговского злодея, хотя Флемингу вряд ли приходило в голову такое сравнение.
(Будет продолжение.)
![](http://static.diary.ru/userdir/6/6/0/8/660853/thumb/77935992.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/6/6/0/8/660853/thumb/77938248.jpg)
Примечания
Кстати, этот третий, Максвелл Найт, напоминает мне и флеминговских злодеев. Максвелл Найт вступил в Королевский военно-морской флот во время Первой мировой, затем преподавал латынь в школе, по вечерам играл на саксофоне в джазовом оркестре (кстати, учился у Сиднея Беше), был увлеченным натуралистом, хорошо фехтовал и играл в крикет, интересовался оккультизмом (именно он познакомил Иэна Флеминга с Алистером Кроули), в 1924 стал членом первой фашистский организации, созданной в Британии, а в 1925 начал работать в МИ-5. Он был одним из самых успешных деятелей разведки, а после Второй мировой, продолжая работать в МИ-5, стал ведущим детской передачи о животных на радио Би-би-си — и запомнился многим англичанам как "дядя Макс". Кроме того, в 30-е годы он написал два детективных романа, а в 50-е-60-е — шесть книг о животных.
Подробности личной жизни Максвелла Найта, в частности его отношения с женщинами, как мне кажется, делают его особенно похожим на типичного флеминговского злодея, хотя Флемингу вряд ли приходило в голову такое сравнение.
(Будет продолжение.)
![](http://static.diary.ru/userdir/6/6/0/8/660853/thumb/77935992.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/6/6/0/8/660853/thumb/77938248.jpg)
Примечания
интересная мысль)
я как-то привыкла, что Злодеев обычно изображают окруженными девицами разной степени раздетости)) а ГГ обычно суров и целомудренен. А у Флеминга, получается, все наоборот))
о, бальзам на мои уши)
Papa-demon, У Флеминга Злодей тоже может быть окружен девицами, но обычно они нужны ему для дела, как это было и с Максвеллом Найтом, о чем я напишу. Он успешно работал с женщинами-шпионками. Найту женщины нужны были и для приличия, и злодеям они тоже могут быть иногда нужны для этого — чтобы окружающие не подумали чего лишнего. Иногда девица действительно любовница Злодея, но тогда автор намекает, что Злодей импотент или еще по какой-то причине плох в постели. Девушка Злодея фригидна до появления Бонда. В одном случае лесбиянка, и тоже до Бонда она, по ее признанию, «не встречала мужчин» (т.е., понятно, Настоящих Мужчин). Процитирую Эко: "Общая схема такова: 1) девушка красива и добра; 2) она фригидна и несчастна из-за тяжелых испытаний в отрочестве; з) это обусловливает ее зависимость от Злодея; 4) встретив Бонда, она реализует свой человеческий потенциал; 5) Бонд обладает ею, но в конце концов ее теряет". И еще у Эко: "Содержание каждой книги Флеминга в общих чертах таково. Бонда посылают в некое место, чтобы разрушить «научно-фантастический» замысел некоего монструозного индивидуума неопределенного происхождения (во всяком случае не англичанина), который, используя свои творческие и организаторские способности, не только «делает деньги», но еще и «играет на руку» врагам Запада. Сталкиваясь с этим монструозным существом, Бонд встречает Женщину, которая находится во власти этого существа. Бонд освобождает Женщину от ее прошлого и вступает с ней в эротические отношения. Их прерывает Злодей, захватывая Бонда и подвергая его пыткам. Но Бонд побеждает Злодея, который умирает ужасной смертью. Сам Бонд отдыхает от тяжких трудов в объятиях Женщины, хотя ему суждено ее потерять" (отсюда). В общем, Бонду для полного торжества над Злодеем нужно овладеть его Девушкой, но она Девушка Злодея прежде всего потому, что работает на него, зависит от него, а сексуальные отношения между ней и Злодеем не обязательны и если и существуют, то, по замыслу Флеминга, только подтверждают мужскую несостоятельность Злодея в сравнении с Бондом. Так все выглядит и в фильмах про Бонда, создатели которых сохраняют верность духу Флеминга.)))
плюс интересно очень))
Просмотрела с удовольствием где-то половину фильмов про Бонда, где как вы верно отметили, та же схема. В основном ради Коннери. А вот читать Флеминга я не могу. И восхищаюсь людьми на это способными. Герой-машина, это не мое.
прямо как Джим! Я тоже так подумала.))) И я тоже
(Будет продолжение.) Отлично.
тереза-с-севера, Я Флеминга долго не могла читать, да и сейчас не читала, а просматривала, поскольку нужно знать, раз приходится сравнивать его его героев с прототипами и т.п. Но фильмы о Бонде я все смотрела, хотя с тех пор и не пересматриваю целиком (только титры с песнями и некоторые сцены).
Anna-23-11, Как образец массовой культуры бондиана интересна для исследователей.)) Наверно, создатели Шерлока специально придали Джиму такую деталь, которой в каноне нет. Не знаю, вспомнили ли они о Найте в этом случае, но могли. Тем более, что он и на телевидении появлялся. Сами они моложе, чем те дети, для которых Максвелл Найт был "дядей Максом", но о его истории, скорее всего, знают.