00:20

Из книги Джона Тьюринга «Мой брат Алан»: «Однажды утром мне пришло письмо от Алана — необычно было уже то, что не открытка и не телеграмма. Я его распечатал и первым же предложением, которое прочитал, было "Полагаю, ты знаешь, что я гомосексуален". Я не знал ничего подобного. Я сунул письмо в карман и прочитал его в офисе.Дальше следовала история "взломщика". Тот не был ни взломщиком, ни даже вором-домушником. В это время Алан работал в Манчестерском университете. Так называемый "взломщик" был на самом деле мерзким молодым человеком, которого Алан подцепил в Манчестере (или наоборот) и который пришел по приглашению Алана в его дом. Уходя, он избавил Алана от золотых часов, подаренных отцом, и еще от нескольких ценных вещей. Такой это был "взломщик" — как его тогда и впоследствии описывал Алан.
     Алан поступил глупо, но характерно для себя — сообщил о пропаже полиции, которая явно не слишком заинтересовалась "взломщиком". Зато очень заинтересовалась перспективой начать уголовное преследование за гомосексуальные действия (они тогда были запрещены законом) университетского преподавателя, чемпиона по бегу почти олимпийского уровня и члена Королевского общества. Алан затем посоветовался со своими друзьями в университете, которые настоятельно рекомендовали ему защищаться на суде, нанять адвоката для ведения дела и еще бог знает что. А пока не буду ли я так добр, что сообщу о ситуации нашей матери? Короткий ответ на это был "не буду".
     Поэтому я бросил все и поехал в Манчестер, где посоветовался с мистером Г., старшим партнером в лучшей манчестерской адвокатской конторе. Он в свою очередь встретился с адвокатом Алана, мистером К., который убедил Алана признавать себя виновным. В результате это дело получило минимальную огласку. Алану назначили пробацию [форма условного осуждения] в ответ на взятое им обязательство пройти лечение. Он остался на своем месте в университете, и в национальной прессе не было заголовков, которые обеспокоили бы мою мать. Между тем он нехотя согласился к ней зайти, так как я настаивал, что она должна узнать об этом деле раньше, чем до него доберутся журналисты. Я не знаю, что в точности он ей сказал или что она из этого поняла: она не обнаруживала особого интереса.
     Алан, казалось, даже теперь не понимал, как близок он был к катастрофе, хотя, задавал я себе вопрос, не было ли у него какого-то предчувствия того, что произойдет? Он продолжал говорить о "взломщике" и написал мне неприятное письмо, в котором утверждал, что мне и дела нет до его положения или положения гомосексуалистов в целом (последнее, возможно, было не так уж далеко от действительности) и что я попросту обеспокоен тем, чтобы защитить себя и своих деловых партнеров от недоброжелательных пересудов в Сити со стороны наших друзей из влиятельных кругов. Это было так далеко от истины, что я послал ему раздраженный ответ, из-за которого мне стыдно. Это было неприятное происшествие и, как я помню, единственный случай, когда мы поссорились»*.
*В оригинале (Alan M. Turing: Centenary Edition, Cambridge University Press, 2012, pp. 163-164).
     Судя по тому, что я читала в других источниках, Джон Тьюринг напрасно иронизирует над рассказом брата о взломщике. Вот и Мартин Дэвис, автор предисловия к юбилейному изданию воспоминаний матери Алана Тьюринга, приложением к которым являются воспоминания его старшего брата, пишет, что тот самый молодой человек, с которым Тьюринг познакомился в Манчестере, «Арнольд упомянул о богатом доме Тьюринга перед неким Гарри, а Гарри направился в этот дом и взял, что хотел. Оказалось, что Гарри был известен полиции и оставил отпечатки пальцев на месте кражи. Джон Тьюринг думал, что сам Арнольд был вором и не было никакого взлома, но явно заблуждался» (Alan M. Turing: Centenary Edition, Cambridge University Press, 2012, p.)

@темы: биографии, гомосексуальность, Тьюринг

Комментарии
29.12.2013 в 01:04

идеальная форма сосуда для космической энергии - это Енот (Г.Рыльский)
tes3m, спасибо. недавно читал фанфик про смерть Алана и пребываю об этом до сих пор в бешенстве.
29.12.2013 в 01:26

Tanuki, Сейчас снимают фильм с Камбербетчем в главной роли. Я к этому актеру отношусь хорошо, но кто знает, какой выйдет фильм. Ну и мне еще интересно, насколько будет близко к действительным событиям.
29.12.2013 в 01:40

Камбербетч - это такой английский Безруков.
29.12.2013 в 07:16

Don't make people into heteroes, John. Heteroes doesn't exist, and if they did, I wouldn't be one of them.
Ходжес тоже говорил о Гарри, и также у него было о том, как пренебрежительно Джон отнесся к этому всему (судя по письму кстати Алан считал, что был в семье достаточно открыт в этом вопросе, чтобы о том, что он гомосексуал, там знали. и судя по его поведению с другими я в это верю, в то, что он был достаточно открыт и в то, что он верил, что этого достаточно, чтобы не говорить этого напрямую.) Вот Джон у себя говорит, что обвинения Алана были далеки от истины, но чем он докажет, что нет? все, что я увидела у него было именно то, в чем его Алан и обвинил. Возможно, его волновало не положение его самого в обществе, а положение Алана? это он имел в виду? но как мы знаем, у Алана-то с этим было достаточно хорошо, именно потому что его общество все-таки состояло из умных людей, которые думают сами, а не оглядываются на то, что там думает общество.
Кстати вопрос с матерью я так и не прояснила. Знала ли она до этого? Сказал ли ей Алан правду? (хотя не думаю, что он мог ей солгать). В какой форме он ей сказал? Но существует два факта - после суда и до самой смерти Алана они сблизились, и второе - что как-то противоречит первому - во время дальнейших сеансов психотерапии (или как там это называлось, сеансы юнговской расшифровки снов) были упомянуты какие-то ужасы, связанные с ней (?). очень интересно, хотелось бы узнать об этом подробней, внешне у него с ней были вполне ровные отношения, пусть и немного отстраненные (хотя достаточно характерные для тех класса и времени), для меня это было полнейшей неожиданностью.
оффтопиком ещё бы хотелось знать, что сказала Алану гадалка :) но этого не знает никто, видимо, если Алан кому-то и рассказывал, тот про это промолчал. мне кстати кажется он должен был рассказать как раз матери, и именно поэтому она была уверена в том, что Алан находился на грани открытия на момент смерти.
29.12.2013 в 13:30

Onee-chan, Я видела, что так говорят, и понимаю, что этим хотят сказать: мол, Камбербетч слишком много играет, он везде. Но я с этим не согласна. По-моему, чем больше он играет — тем лучше.)) Я и о Безрукове ничего плохого не думаю, просто отношусь к нему равнодушно, а Камбербетча люблю. Хотя не могу назвать себя фанаткой ни его, ни другого актера. Но некоторых люблю. Из современных актеров: Камбербетча — за Шерлока, Эндрю Скотта — за Мориарти, Джареда Харриса — за Мориарти и капитана Андерсона, Рэйфа Файнса — за Т.Э.Лоуренса.
Lala Sara, Ну да, я и имела в виду прежде всего Ходжеса, когда написала о биографах.)) Я и читала только его и Элдриджа, а у того намного меньше подробностей. Ходжес пишет, что Гарри было 21, что он был безработный и выгнан из военного флота (если не путаю). в то, что он был достаточно открыт и в то, что он верил, что этого достаточно, чтобы не говорить этого напрямую. Да, от коллег он этого не скрывал и, видимо, думал, что и брат догадывается, но прямо с ним о таком не говорил. Может, брат и догадывался, но, может, пишет правду, что не догадывался. Разумеется, он видел, что брат избегает женщин, но тот был ученый, погруженный в свои мысли, а люди обычно охотно приписывают таким людям отсутствие интереса к сексу. Да если бы не было суда, сейчас бы в Википедии так и писали: "асексуал".
Знала ли она до этого? По-моему, нет. А про психиатра и эти записи брат пишет, что и для него было неожиданностью, когда психиатр после смерти Алана сказал, что тот не выносит (loathed) их мать. Хотя сам же Джон, кстати, пишет, что не согласен с матерью, будто эксцентричность Алана, его отчужденность и т.п. являются последствиями его гениальности, т.к. считает это последствием, во-первых, психологической травмы в детстве, когда родители уехали в Индию, а их отдали в чужую семью (очень хорошую, но Джон считает, что Алан страдал из-за отсутствия матери), во-вторых, того, что мать потом все время пилила и ругала Алана за неряшливость, плохие манеры и т.п. ("nagged and badgered him", "constantly nagging him"). Но кто-то из коллег Алана вспоминал, что о матери он говорил с любовью.
Гадалка меня не интересует, в предсказания я не верю.
29.12.2013 в 13:47

васисуалий лоханкин в поисках варвары
о фильме какие-то нехорошие слухи,что кира найтли будет в роли любовного интереса тьюринга. надеюсь,что просто кто-то где-то что-то не так понял :/
29.12.2013 в 14:03

рика инверс вредная и ленивая, Да, биограф был недоволен. Ну, посмотрим, как снимут.
29.12.2013 в 19:08

Don't make people into heteroes, John. Heteroes doesn't exist, and if they did, I wouldn't be one of them.
Да если бы не было суда, сейчас бы в Википедии так и писали: "асексуал".
что мне напоминает Теслу... но там вроде и биографы ничего не обнаружили. хотя бывают же люди настолько скрытные.
Гадалка меня не интересует, в предсказания я не верю.
дело не в том, верите ли вы, дело в том, верил ли он, если человек верит в пророчество, он может и сам его исполнить - обратный эффект. или наоборот, будет стараться все сделать так, чтобы его не исполнить, в общем, поведение человека меняется. тут дело не в том, существует ли провидческий дар, я тоже в него не верю, а в свойствах психологии человека. и от того, что она ему там сказала (а он был очевидно потрясен), зависело многое.
29.12.2013 в 19:11

Lala Sara, дело в том, верил ли он, А, да, точно, я не подумала об этом.
29.12.2013 в 22:44

Имею дар смотреть на вещи бог знает с какой стороны
о фильме какие-то нехорошие слухи,что кира найтли будет в роли любовного интереса тьюринга
Всякий раз, как об этом читаю, так волосы дыбом.
30.12.2013 в 12:27

Лукиан, рика инверс вредная и ленивая, Посмотрела, что пишут. Создатели фильма утверждают, что слухи необоснованные: "There is not – and never has been – a version of our sсript where Alan Turing is anything other than homosexual, nor have we included fictitious sex scenes". Насчет того, что Кира Найтли слишком гламурная для роли Джоан Кларк, как утверждала племянница Тьюринга (и биограф Ходжес), они ничего не ответили.
en.wikipedia.org/wiki/The_Imitation_Game#Contro...
30.12.2013 в 12:45

васисуалий лоханкин в поисках варвары
tes3m, фуууух
30.12.2013 в 16:01

Когда я узнал историю о гибели Тьюринга я был зол, и немного подавлен. Это ужасное, и мерзкое убийство.
Но поступок Тьюринга кажется таким глупым.
30.12.2013 в 16:16

Имею дар смотреть на вещи бог знает с какой стороны
Когда я узнал историю о гибели Тьюринга я был зол, и немного подавлен
Я была просто в ярости.
30.12.2013 в 16:25

daukus_garota, Ну, не убийство все-таки, однако закон, по которому его судили, безусловно, мерзкий.
То, что пошел в полицию? Он потом сказал следователям, что думал, будто закон собираются отменить (Ходжес, 457). Не знаю, почему он так думал: отменили, как известно, только через 15 лет.
30.12.2013 в 18:17

Don't make people into heteroes, John. Heteroes doesn't exist, and if they did, I wouldn't be one of them.
Он потом сказал следователям, что думал, будто закон собираются отменить
Алан никогда не стеснялся того, что гомосексуал, не считал это постыдным, как тогда было принято в обществе. но он вырос среди интеллектуалов, которые думали сами. насколько понимаю, только один из коллег, уже не помню кто, оказался гомофобом, но он продолжил работать с Аланом несмотря на это, что тоже говорит о чем-то. чем умнее люди, тем они меньше подвержены предубеждениям и склонны их преодолевать. естественно, что когда Алан слышал об этом законе, считал его уже устаревшим, не учитывая, что политикой управляют не те люди. это на мой взгляд именно его аполитичность тут сыграла большую роль. и он впервые встрял в политику именно по поводу этого закона (он потом написал всем, кому мог, по поводу несправедливости этого закона). на мой взгляд это был его wake up call. но уже было поздно, его усилия не привели ни к чему, а сам он пал жертвой ещё большей несправедливости по отношению к гомосексуалам, потому что покончил он с собой (если покончил с собой) все-таки не из-за наказания, с которым он достаточно успешно справился (оно уже кончилось к тому моменту), хотя страдания это его не отменяет и несправедливость это не отменяет, а скорее всего (как думает Ходжес) из-за надвинувшейся угрозы со стороны паранойи секретных служб, объявивших гомосексуалов угрозой безопасности. с одной стороны это конечно была чистая правда - они действительно были угрозой, потому что могли подвергнуться шантажу, но с другой - а кто создал условия, при которых шантаж был возможен? именно эти законы против них и осуждение общества. короче обычное victim-blaming, перекладывание ответственности на жертву. гомосексуалы стали жертвой в квадрате. вот это у меня вызывает больше всего эмоций. битье лежачих.
30.12.2013 в 19:57

Lala Sara, Да, согласна со всем сказанным, но все же не понимаю, как можно было рассчитывать на быструю отмену этого закона. Даже учитывая аполитичность Тьюринга. Но это я, наверное, привыкла к более осторожным людям, вроде Форстера.
31.12.2013 в 21:44

It's his excessive consumption of mushrooms. They've addled his brain...(c)
tes3m, все же не понимаю, как можно было рассчитывать на быструю отмену этого закона возможно, знаешь, постоянное пребывание в университетской среде, где гомосекуальность была даже не секретом Полишинеля, а почти что нормой и практически традицией, и заставило потерять осторожность и верить в прогрессивность взглядов общества, а вместе с ним и политиков. Обычно ведь осторожным заставляет быть наличие не столько запретительных мер, сколько живых предостерегающих примеров. Если таковых не было в обозримом пространстве, но зато были "оксбриджские традиции", то А.Т. вполне мог испытывать иллюзии касательно действия пресловутого закона.
01.01.2014 в 19:26

amethyst deceiver, Да, живых предостерегающих примеров не было, суд над Уайльдом уже в начале века образованная молодежь воспринимала как дикость, а в 20-е годы — тем более. Но тут еще и особенности характера Тьюринга сказались, ведь многие другие, тоже привыкшие к терпимости оксбриджского окружения (да и большинства английских интеллектуалов, людей искусства и светских людей) все равно оставались осторожными, понимая, что их безопасность держится не только на широте взглядов части окружающих, но и на привычном лицемерии и страхе перед скандалами почти всех остальных — пока они будут принимать правила игры (лгать, притворяться), они будут в относительной безопасности.
01.01.2014 в 19:31

It's his excessive consumption of mushrooms. They've addled his brain...(c)
tes3m, тут еще и особенности характера Тьюринга сказались конечно, и это тоже