Из «Дневников военного времени» историка Хью Тревора-Роупера (работавшего тогда в военной разведке): «Март 1943 г. Я читал Маколея и в один и тот же день случайно наткнулся на два отрывка, в которых он касается злополучной темы гомосексуальности... В якобитских памфлетах, говорит Маколей, Вильгельм III "увидел бы, что неизменная привязанность, которую он с детства до смерти питал к трем или четырем из превосходнейших и самых надежных друзей, которых когда-либо посчастливилось иметь принцу, стала поводом для обвинения его в мерзостях, столь же отвратительных, как те, что погребены под водами Мертвого моря"; и о Фридрихе Великом он пишет, что тот "был обвинен в пороках, от которых История отводит глаза и которые даже Сатира стыдится называть".
"Ну вот как, — воскликнул я, — мы можем надеяться понять этих викторианцев? Замкнутая группа посреди нашей истории, они дальше от нас, чем индейцы, чем обитатели Тробрианских островов, чем бушмены Австралии! Маколей был образованным человеком; он прочитал греческих классиков, а едва ли существует древнегреческий писатель, который не принимал бы феномен гомосексуальности как данность — Геродот, Феогнид, Пиндар, Эсхилл, Платон, Феокрит, Плутарх — все они были связаны с этим явлением или возвеличивали его. Значит, Маколей напрасно читал классиков, если реагирует на интересный психологический феномен, словно провинциальный бакалейщик-сектант?" Чарльз Стюарт ответил, что всё это, разумеется, притворство; и рассказал мне, как к Маколею обратился геолог сэр Чарлз Лайелл с просьбой поддержать его в споре с противниками эволюции, а Маколей ответил, что хотя и согласен с ним, не станет открыто выступать в поддержку его умозаключений. Для нужд общественности мир все еще сотворен в 4004 году до н.э. "И вот эти двойные стандарты викторианцев, — сказал Чарльз, — я считаю частью их очарования". Для них гомосексуальность относилась к той же категории, что и религия; образованные люди могли рассматривать ее свободно, но высказываться публично должны были в ортодоксальном духе. Однако Стюарт Хэмпшир не согласился бы: он настаивал на том, что Маколей прочитал античных авторов, как и всю художественную литературу и большинство книг по истории, напрасно»*.
В предисловии к дневникам об отношении самого Тревора-Роупера к гомосексуальности пишут, что он проявлял "улыбчивую терпимость", хотя в 1959 г., по словам его младшего брата Пэта, отнесся с "хмурым неодобрением" к решению Пэта жить вместе с партнером (специалистом по декоративному садоводству Эдвардом Фицджеральдом)**.
* The Wartime Journals by Hugh Trevor-Roper, 2011, pp. 141-142.
** Ibid., p. 15.
"Ну вот как, — воскликнул я, — мы можем надеяться понять этих викторианцев? Замкнутая группа посреди нашей истории, они дальше от нас, чем индейцы, чем обитатели Тробрианских островов, чем бушмены Австралии! Маколей был образованным человеком; он прочитал греческих классиков, а едва ли существует древнегреческий писатель, который не принимал бы феномен гомосексуальности как данность — Геродот, Феогнид, Пиндар, Эсхилл, Платон, Феокрит, Плутарх — все они были связаны с этим явлением или возвеличивали его. Значит, Маколей напрасно читал классиков, если реагирует на интересный психологический феномен, словно провинциальный бакалейщик-сектант?" Чарльз Стюарт ответил, что всё это, разумеется, притворство; и рассказал мне, как к Маколею обратился геолог сэр Чарлз Лайелл с просьбой поддержать его в споре с противниками эволюции, а Маколей ответил, что хотя и согласен с ним, не станет открыто выступать в поддержку его умозаключений. Для нужд общественности мир все еще сотворен в 4004 году до н.э. "И вот эти двойные стандарты викторианцев, — сказал Чарльз, — я считаю частью их очарования". Для них гомосексуальность относилась к той же категории, что и религия; образованные люди могли рассматривать ее свободно, но высказываться публично должны были в ортодоксальном духе. Однако Стюарт Хэмпшир не согласился бы: он настаивал на том, что Маколей прочитал античных авторов, как и всю художественную литературу и большинство книг по истории, напрасно»*.
В предисловии к дневникам об отношении самого Тревора-Роупера к гомосексуальности пишут, что он проявлял "улыбчивую терпимость", хотя в 1959 г., по словам его младшего брата Пэта, отнесся с "хмурым неодобрением" к решению Пэта жить вместе с партнером (специалистом по декоративному садоводству Эдвардом Фицджеральдом)**.
* The Wartime Journals by Hugh Trevor-Roper, 2011, pp. 141-142.
** Ibid., p. 15.
хаха, замечательное определение))) Это наверное не такая уж странная позиция? Скорее, защитная реакция: говорить то, что принято, а думать, что хочешь)) С другой стороны, можно читать греков, но при этом не принимать их образ жизни.
klavir, С другой стороны, можно читать греков, но при этом не принимать их образ жизни. Не принимать образ жизни — одно, а называть мерзостью и пороком, «от которого История отводит глаза», явление, без которого нельзя представить культуру, которую любишь и восхищаешься, — совсем другое. И читать тоже можно по-разному. Например, не для души, а по обязанности, и не всё, а какие-то выжимки. Понятно, что такой человек, плохо знающий античную литературу и культуру, может еще и не то сказать. А Маколей как раз знал и любил, поэтому и удивительно.))
а мы ведем в интрнетах. из-под ников. типа спрятались. угу.
к решению Пэта жить вместе с партнером (специалистом по декоративному садоводству Какой смелый брат - в 1959 году-то. А специализация его партнера очаровательна))
Не принимать образ жизни — одно, а называть мерзостью и пороком, «от которого История отводит глаза», явление, без которого нельзя представить культуру, которую любишь и восхищаешься, — совсем другое. Ох, как по-разному можно быть образованным. И какая тонкая разница между "не принимать" и "называть мерзостью" - так трудно соблюдать вот это "не суди". "Суди" или "хвали" проще будет.
Интересный пост, спасибо. Мне нравится, что Вы к каждому посту приводите библиографию, да еще под именами персонажей даете гиперссылки на энциклопедию. Ценю Ваш труд и старания)
klavir, Ну я например люблю немцев, уважаю их как нацию или японцев. Но я не приемлю многие вещи, которые являются неот'емлемой частью этих наций Ты же не ученый, и если бы Маколей не был ученым, и его фразам, процитированным тут, никто бы не удивлялся.)) Но стало интересно, что ты так не приемлешь в Германии или Японии, что называешь мерзостью, хотя и считаешь неотъемлемой частью этих наций?
Anna-23-11, Ссылки на источники, по-моему, всегда нужны. А на Википедию сослаться не сложно.))
Неужели ты думаешь, что этим англичанам или мне пришло бы в голову, что Маколей не должен осуждать рабство, потому что оно тоже являлось частью повседневной жизни греков?
Для нужд общественности мир все еще сотворен в 4004 году до н.э. А вот эта фраза мне понравилась, очень уж показательна и характеризует двойную мораль куда красочнее
Вообще-то, по-моему, если что-то сравнивать с рабством и верой в олимпийских богов, то не гомосексуальность в целом, а древнегреческие обычаи, связанные с гомосексуальностью, потому что это черты определенной эпохи и, как говорил капитан у Голдинга, не всё, что было принято у греков, suited to the English. Но не перенимать обычаи это совсем не то, что кричать "мерзость" о том, что воспевается на страницах любимых книг. И "любимых книг" это все-таки слабо сказано, когда речь идет о книгах, которые сами викторианцы относят к вершинам мысли, лежащим в основе западной цивилизации — вроде "Пира" и "Федра". А рабство там, кстати, не воспевается, это просто особенность уклада жизни. И разве викторианцы положили в основу своих представлений о государственном устройстве какой-то трактат о рабстве и припоминали его при каждом случае, как припоминали Платона, рассуждая о философии любви, о прекрасном и вовзвышенном?
В том-то и дело, что Тревор-Роупер удивлялся тем, кто чуть ли не клялся именем Платона. Будь они иными, он бы не удивлялся, как я не удивляюсь своим соотечественникам, которые уверены, что на гомосексуальность надо смотреть так, как смотрят уголовники.
Не кричали же викторианцы "мерзость" о тех самых олимпийских богах, в которых не верили, и не представляли их ужасными, как какого-нибудь Молоха, хотя это языческие боги. И вот это как раз понятно у тех, кто считал вершинами искусства "Илиаду" и Парфенон.
Заодно мне стало понятно, насколько мало мне знакомы античные авторы (и действительно, они в мой круг чтения практически не попадали) - для меня однополые отношения в античном обществе как раз "часть уклада", да еще такая институализированная, что практически является частью обязательного образования
и начальной воинской подготовкиНо вообще-то, чем больше перечитываю эти выражения Маколея, тем больше они похожи на какие-то кодовые слова, принятые в обществе для обозначения явления - так, чтобы не называть прямым текстом, чтобы все поняли, о чем речь, и еще, разумеется, не заподозрили автора в сочувствии=самтакой.
Наши обычаи много лучше, хотя, как я уже сказал, разобраться в них не так-то легко. И правда, есть учесть, что, по общему мнению, лучше любить открыто, чем тайно, юношей достойных и благородных, хотя бы они были и не так хороши собой; если учесть, далее, что влюбленный встречает у всех удивительное сочувствие и ничего зазорного в его поведении никто не видит, что победа в любви – это, по общему мнению, благо, а поражение – позор; что обычай не только оправдывает, но и одобряет любые уловки домогающегося победы поклонника, даже такие, которые, если к ним прибегнешь ради любой другой цели, наверняка вызовут всеобщее осуждение читать дальше , если учесть наконец – и это самое поразительное, – что, по мнению большинства, боги прощают нарушение клятвы только влюбленному, поскольку, мол, любовная клятва – это не клятва, и что, следовательно, по здешним понятиям, и боги и люди предоставляют влюбленному любые права, – если учесть все это, вполне можно заключить, что и любовь и благоволение к влюбленному в нашем государстве считаются чем-то безупречно прекрасным. Но если, с другой стороны, отцы приставляют к своим сыновьям надзирателей, чтобы те прежде всего не позволяли им беседовать с поклонниками, а сверстники и товарищи сыновей обычно корят их за такие беседы, причем старшие не пресекают и не опровергают подобные укоры как несправедливые, то, видя это, можно, наоборот, заключить, что любовные отношения считаются у нас чем-то весьма постыдным.
А дело, по-моему, обстоит вот как. Тут все не так просто, ибо, как я сказал вначале, ни одно действие не бывает ни прекрасно, ни безобразно само по себе: если оно совершается прекрасно – оно прекрасно, если безобразно – оно безобразно».
И чем больше думаю, тем чаще мне кажется, что надо было родиться в Беотии читать дальше
Я спрятало вступление к словам, которые мне нравятся, а их оставила открытыми.))