Каменный Мигель
Случилось так, что королевский сын подружился с бедняком, сыном сапожника. Молодые люди не скрывали ни от кого своей дружбы, - вместе появлялись на улицах и площадях города, вместе гуляли в королевском саду, и принц даже гордился своим другом, потому что Мигель - так звали бедного юношу - был добр, честен и смел и к тому же строен и хорош лицом.
И все-таки эта дружба не понравилась королю. Он призвал к себе Мигеля и приказал ему немедленно удалиться из королевства. читать дальшеПришлось юноше взвалить котомку на плечи и отправиться в далекое странствие. Однако, узнав об этом, юный принц тоже стал собираться в дорогу, и как ни грозил ему старый король, сел на коня и поскакал вдогонку за другом.
Конечно, вскоре же он догнал Мигеля. Друзья обнялись и отправились в путь вдвоем. Так ехали они из одной страны в другую и наконец вступили в дремучий лес. Вековые деревья окружили их со всех сторон, спокойные, величественные и молчаливые. И вдруг юноши услыхали далекий крик. Кто-то просил о помощи. Они поспешили вперед. Крики становились все громче и громче. Наконец на лесной поляне они увидали прекрасную девушку, привязанную к стволу толстого дерева.
- Что случилось с тобой, красавица? - в один голос спросили принц и Мигель.
Девушка отвечала:
- На меня напали разбойники. Они отняли мои драгоценности и перебили всех моих слуг.
- О несчастная! - воскликнул принц, который уже догадался, что это принцесса, полюбил ее и решил жениться на ней. - Мигель, возьми кинжал и разрежь скорее веревки, чтобы освободить пленницу! - И когда друг выполнил его просьбу, принц подал принцессе руку и усадил на своего коня.
Одним словом, их было двое, а стало трое. Весело разговаривая, они продолжали свой путь, пока не наступила ночь. Путники расположились на ночлег. Принцесса и принц вскоре же крепко заснули, но верный Мигель не спал. Лес был такой густой и темный, что в любую минуту снова могли появиться разбойники!
Итак, юноша охранял сон принца и его невесты. Он терпеливо расхаживал между деревьями взад и вперед, как часовой перед королевским дворцом. Постепенно он углублялся все дальше и дальше в лес и наконец очутился перед большой пещерой. «Уж не разбойники ли прячутся здесь?» - подумал юноша и, обнажив шпагу, вступил под темные своды. Но в пещере никого не было. Юноша присмотрелся и увидал только три черных блестящих камня, лежавших посередине. Он хотел уже возвратиться обратно, как вдруг в пещеру влетели три голубя - белых, словно пух или облачко в погожий день. Голуби сели каждый на свой камень и громко заворковали. Мигель прислушался и стал различать слова.
Первый голубь сказал:
- Бедный принц! Он спит спокойно и не знает, что его ждет несчастье в роще золотых апельсинов. Если принцесса надкусит плод, она погибнет!
Второй голубь сказал:
- Как мне жаль принцессу! Несчастье ждет ее у хрустального родника. Если принц зачерпнет прозрачной воды, он умрет!
Третья голубка закончила:
- Что значат ваши тайны по сравнению с моей! Что значат эти несчастья по сравнению с тем, о котором я поведаю вам! Если принц и принцесса не погибнут в пути, их ждет гибель в своей постели, потому что в день свадьбы, ровно в полночь, во дворец приползет страшный семиголовый змей и съест их обоих!
Мигель в ужасе бросился из пещеры, чтобы предупредить друзей об опасности, но голуби поднялись в воздух и преградили ему дорогу. Юноша поневоле остановился, а птицы запели согласным хором:
Ты тайну выведал у нас,
Но если ты проговоришься -
В холодный мрамор превратишься,
Окаменеешь в тот же час.
Несчастный Мигель! Он так любил принцессу и принца и в то же время не мог предупредить их об опасности: одно слово - и он превратится в немую, безжизненную статую! И все-таки юноша не терял надежды. «Кто знает, - думал он, - быть может, минуем мы и волшебную рощу с отравленными плодами, и хрустальный родник с такой заманчивой, прозрачной, но ядовитой водой!»
Он разбудил принца и сказал ему:
- Поспешим во дворец! Если ты возвратишься домой с такой красивой невестой, король так обрадуется, что простит тебе ослушание, а мне разрешит жить в городе рядом с тобой.
Принц всегда доверял благоразумию друга, и вскоре же все трое двинулись в обратный путь.
Что только не делал Мигель, чтобы миновать рощу золотых апельсинов. Он старался идти открытым полем, за десятки шагов обходил каждое дерево, и все-таки на рассвете словно из-под земли выросла перед ним заколдованная роща. Она вся сверкала в лучах раннего солнца, а таких сочных, таких крупных, таких золотистых плодов ни принц, ни Мигель не видали даже в королевском саду!
«Ну вот, - подумал Мигель, - сейчас принцесса захочет полакомиться апельсинами...» - и тотчас же услыхал звонкий голос красавицы:
- О мой принц! Сорвите мне один из этих прекрасных плодов!
- Принцесса, - тотчас же возразил ей Мигель, - эти апельсины не продаются!
- О, если я съем один из тысячи, не рассердится же хозяин! - рассмеялась красавица и привстала в седле, чтобы дотянуться до ветки, сплошь усеянной золотистыми плодами. Но в ту же минуту Мигель хлестнул ее коня, принцесса вскрикнула, а конь, рванувшись вперед, вынес ее из заколдованной рощи.
- Что ты делаешь! - вспылил принц.
Мигель спокойно ответил:
- Так надо, друг. - И принц умерил свой гнев, потому что, как мы знаем, верил в благоразумие Мигеля.
Наконец, уже к вечеру, путники достигли цветущей долины, где их ожидало новое испытание. Ручеек, прозрачный и чистый как слеза, струился, омывая разноцветные камешки. Это и был заколдованный хрустальный родник!
Не успел Мигель оглянуться, как принц уже подбежал к роднику и зачерпнул полную пригоршню прозрачной воды. Еще мгновение - он отхлебнет и погибнет! Однако и на этот раз Мигель сумел предотвратить несчастье. Не говоря ни слова, он сильно толкнул друга под локоть: вода расплескалась, а принц, которому очень хотелось пить, воскликнул в гневе:
- Да что с тобою сегодня, Мигель? Почему ты не даешь мне напиться?
- Так надо, - снова ответил юноша принцу. - Путь далек, поспешим скорее домой.
И на этот раз сдержал себя королевский сын. Мигель торжествовал. Две опасности были уже позади. Юноша был уверен, что сумеет спасти своих друзей и от семиголового змея. И вот, наконец, все трое приблизились ко дворцу. Сам король вышел им навстречу. Он расцеловал сына, обнял принцессу-красавицу и приказал готовиться к свадьбе. А Мигеля призвал к себе и сказал:
- Хотя ты и сын сапожника, но, я вижу, был верным товарищем моему сыну. Проси у меня чего хочешь, и я исполню твою просьбу.
Мигель ответил:
- Ваше величество, разрешите мне в день свадьбы всю ночь стоять на часах у комнаты новобрачных.
Долго танцевали и веселились на свадьбе жених и невеста и только поздно вечером, усталые и счастливые, пошли отдыхать в свою спальню. Когда же они уснули, верный Мигель стал в дверях с обнаженной шпагой в руке.
Ровно в полночь он услышал шорох. Шорох становился все громче. Змей приближался. Он был уже перед дверью спальни! Но юноша отважно вступил в бой с семиголовым чудовищем и отрубил ему все семь голов одну за другой. А затем вместе с туловищем сбросил эти страшные головы в глубокий ров, окружавший со всех сторон королевский дворец. Потом он вернулся в комнаты - посмотреть, не проснулся ли принц. В одежде, забрызганной кровью змея, с обнаженной шпагой, он приблизился к постели, но в этот-то момент и проснулась принцесса. Увидев, что Мигель склонился над принцем со шпагой в руке, она решила, что юноша или убил уже, или же собирается убить ее молодого мужа, и громко закричала.
На крик сбежались придворные, гремя оружием, прибежали стражники.
- Вот, вот убийца! Схватите его! - не переставала кричать принцесса. - Смотрите - он весь в крови! Бросьте его в темницу!
Увидев Мигеля, окруженного стражей и со шпагой в руке, принц сказал ему:
- Мой друг, я верю тебе, но объясни этим людям, что случилось и почему ты стоишь здесь среди ночи в моей спальне с окровавленным оружием?
- О принц! - воскликнул Мигель и... остановился. Он вспомнил, что не может безнаказанно открыть другу ни одной из трех своих тайн. Он вспомнил предсказание трех голубей, которое слышал в пещере:
...если ты проговоришься -
В холодный мрамор превратишься,
Окаменеешь в тот же час!
А принц уже настаивал:
- Что ж ты умолк, мой друг, или тебе нечего сказать в свое оправдание?
- О принц... - повторил Мигель уже печальным голосом. - Если б ты знал, во что обойдется мне каждое слово, ты не требовал бы от меня объяснений.
Принц уже колебался, но принцесса приказала:
- Пускай говорит сейчас же! Или ты не помнишь, мой принц, мой супруг, как этот юноша, который называет себя твоим другом, хлестнул моего коня и не дал мне полакомиться золотыми плодами! Или не помнишь, что он не дал тебе напиться из хрустального родника, когда ты изнывал от жажды! Он не друг - он враг твой, он хотел тебя убить!
Такого несправедливого обвинения не мог вынести верный Мигель.
- Неправда! - громко воскликнул он. - Сейчас я все объясню!
Он смело шагнул вперед и заговорил.
Он говорил, как в лесу, в пещере, узнал от чудесных птиц три заветные тайны и как спас принцессу от верной смерти в роще золотых апельсинов.
Он говорил, и с каждым словом ноги его холодели: сперва онемели ступни, потом колени, когда же Мигель закончил рассказ о первой тайне, он был уже до пояса холоден, неподвижен и бел как мрамор.
И все-таки юноша продолжал рассказ.
Он протянул руки вперед, словно умоляя друга верить каждому его слову, и поведал принцу о том, как спас его самого от верной смерти у хрустального родника. И снова при каждом слове чувствовал юноша, как смертельный холод поднимается все выше по его телу, проникает в грудь и сжимает сердце, как немеют и каменеют руки, как смерть подступает к самому горлу!
Теперь уже юноша мог только поворачивать голову - немного вправо, немного влево.
- Довольно! - вскричал принц, испуганный этим зрелищем.
Но Мигель встряхнул волосами и, крикнув: «Я все скажу!» - мужественно довел до конца свою страшную повесть. Когда же отзвучало последнее слово, все увидали, что вместо цветущего, полного жизни и сил юноши перед ним стоит немая, лишенная жизни статуя из белого неподвижного мрамора.
- О Мигель! - воскликнул в отчаянии принц и бросился обнимать колени статуи. - Проснись! Вернись к нам!
Но каменный Мигель не отвечал ни слова.
Печальные, разошлись придворные. Медленно, гремя копьями, удалилась стража. Принцесса уже раскаивалась в своей настойчивости.
- Ах, зачем я заставила его говорить! - рыдала она. - Зачем не поверила на слово, как ты, мой принц, мой супруг!
Юный принц был безутешен. Он приказал вынести статую в сад и поставить ее на дорожке, усыпанной желтым песком, под высоким деревом. И не было в королевском саду статуи более прекрасной, чем каменный Мигель.
С гордо поднятой головой он стоял перед самым дворцом. По утрам в лучах восходящего солнца розовел и теплел холодный мрамор, словно кровь струилась по жилам юноши, словно снова начинало биться отважное сердце. А когда днем пробегали по изваянию скользящие тени деревьев, казалось, что статуя шевелится и вот-вот сойдет с высокого постамента.
Несчастный принц! Часами сидел он у подножия каменного изваяния.
- О друг! - восклицал он. - Отзовись! Я все отдам, лишь бы возвратить тебе жизнь!
Он повторял эти слова без конца, повторял каждый день, повторял до тех пор, пока однажды не услышал таинственный голос:
- Отдай свою жизнь - и твой друг вернется к тебе!
Кто сказал эти слова, принц не знал. Кругом не было ни души. Но всем сердцем он отозвался на них:
- Отдать мою жизнь? Я готов!
И, выхватив острый клинок из ножен, принц приставил его к груди, чтобы пронзить свое сердце. Но тот же таинственный голос промолвил:
- Стой. Не спеши!
Принц глянул на статую, и - о чудо! - статуя зашевелилась! Разгладились складки на лбу, дрогнули губы, ожили руки, и каменный Мигель легко спрыгнул на землю. Нет, он не был уже больше каменным: он шел навстречу принцу! Смелым движением выхватил из рук его шпагу и отбросил далеко в кусты.
Так кончается волшебная повесть о принце и его каменном друге. Юноши обнялись и рука об руку пошли во дворец, чтобы впредь никогда больше не разлучаться.
Так верность и дружба оказались сильней самых злых заклятий и даже сильнее смерти.
Пьеса Гоцци "Ворон" написана на этот сюжет, но там герои братья.
Случилось так, что королевский сын подружился с бедняком, сыном сапожника. Молодые люди не скрывали ни от кого своей дружбы, - вместе появлялись на улицах и площадях города, вместе гуляли в королевском саду, и принц даже гордился своим другом, потому что Мигель - так звали бедного юношу - был добр, честен и смел и к тому же строен и хорош лицом.
И все-таки эта дружба не понравилась королю. Он призвал к себе Мигеля и приказал ему немедленно удалиться из королевства. читать дальшеПришлось юноше взвалить котомку на плечи и отправиться в далекое странствие. Однако, узнав об этом, юный принц тоже стал собираться в дорогу, и как ни грозил ему старый король, сел на коня и поскакал вдогонку за другом.
Конечно, вскоре же он догнал Мигеля. Друзья обнялись и отправились в путь вдвоем. Так ехали они из одной страны в другую и наконец вступили в дремучий лес. Вековые деревья окружили их со всех сторон, спокойные, величественные и молчаливые. И вдруг юноши услыхали далекий крик. Кто-то просил о помощи. Они поспешили вперед. Крики становились все громче и громче. Наконец на лесной поляне они увидали прекрасную девушку, привязанную к стволу толстого дерева.
- Что случилось с тобой, красавица? - в один голос спросили принц и Мигель.
Девушка отвечала:
- На меня напали разбойники. Они отняли мои драгоценности и перебили всех моих слуг.
- О несчастная! - воскликнул принц, который уже догадался, что это принцесса, полюбил ее и решил жениться на ней. - Мигель, возьми кинжал и разрежь скорее веревки, чтобы освободить пленницу! - И когда друг выполнил его просьбу, принц подал принцессе руку и усадил на своего коня.
Одним словом, их было двое, а стало трое. Весело разговаривая, они продолжали свой путь, пока не наступила ночь. Путники расположились на ночлег. Принцесса и принц вскоре же крепко заснули, но верный Мигель не спал. Лес был такой густой и темный, что в любую минуту снова могли появиться разбойники!
Итак, юноша охранял сон принца и его невесты. Он терпеливо расхаживал между деревьями взад и вперед, как часовой перед королевским дворцом. Постепенно он углублялся все дальше и дальше в лес и наконец очутился перед большой пещерой. «Уж не разбойники ли прячутся здесь?» - подумал юноша и, обнажив шпагу, вступил под темные своды. Но в пещере никого не было. Юноша присмотрелся и увидал только три черных блестящих камня, лежавших посередине. Он хотел уже возвратиться обратно, как вдруг в пещеру влетели три голубя - белых, словно пух или облачко в погожий день. Голуби сели каждый на свой камень и громко заворковали. Мигель прислушался и стал различать слова.
Первый голубь сказал:
- Бедный принц! Он спит спокойно и не знает, что его ждет несчастье в роще золотых апельсинов. Если принцесса надкусит плод, она погибнет!
Второй голубь сказал:
- Как мне жаль принцессу! Несчастье ждет ее у хрустального родника. Если принц зачерпнет прозрачной воды, он умрет!
Третья голубка закончила:
- Что значат ваши тайны по сравнению с моей! Что значат эти несчастья по сравнению с тем, о котором я поведаю вам! Если принц и принцесса не погибнут в пути, их ждет гибель в своей постели, потому что в день свадьбы, ровно в полночь, во дворец приползет страшный семиголовый змей и съест их обоих!
Мигель в ужасе бросился из пещеры, чтобы предупредить друзей об опасности, но голуби поднялись в воздух и преградили ему дорогу. Юноша поневоле остановился, а птицы запели согласным хором:
Ты тайну выведал у нас,
Но если ты проговоришься -
В холодный мрамор превратишься,
Окаменеешь в тот же час.
Несчастный Мигель! Он так любил принцессу и принца и в то же время не мог предупредить их об опасности: одно слово - и он превратится в немую, безжизненную статую! И все-таки юноша не терял надежды. «Кто знает, - думал он, - быть может, минуем мы и волшебную рощу с отравленными плодами, и хрустальный родник с такой заманчивой, прозрачной, но ядовитой водой!»
Он разбудил принца и сказал ему:
- Поспешим во дворец! Если ты возвратишься домой с такой красивой невестой, король так обрадуется, что простит тебе ослушание, а мне разрешит жить в городе рядом с тобой.
Принц всегда доверял благоразумию друга, и вскоре же все трое двинулись в обратный путь.
Что только не делал Мигель, чтобы миновать рощу золотых апельсинов. Он старался идти открытым полем, за десятки шагов обходил каждое дерево, и все-таки на рассвете словно из-под земли выросла перед ним заколдованная роща. Она вся сверкала в лучах раннего солнца, а таких сочных, таких крупных, таких золотистых плодов ни принц, ни Мигель не видали даже в королевском саду!
«Ну вот, - подумал Мигель, - сейчас принцесса захочет полакомиться апельсинами...» - и тотчас же услыхал звонкий голос красавицы:
- О мой принц! Сорвите мне один из этих прекрасных плодов!
- Принцесса, - тотчас же возразил ей Мигель, - эти апельсины не продаются!
- О, если я съем один из тысячи, не рассердится же хозяин! - рассмеялась красавица и привстала в седле, чтобы дотянуться до ветки, сплошь усеянной золотистыми плодами. Но в ту же минуту Мигель хлестнул ее коня, принцесса вскрикнула, а конь, рванувшись вперед, вынес ее из заколдованной рощи.
- Что ты делаешь! - вспылил принц.
Мигель спокойно ответил:
- Так надо, друг. - И принц умерил свой гнев, потому что, как мы знаем, верил в благоразумие Мигеля.
Наконец, уже к вечеру, путники достигли цветущей долины, где их ожидало новое испытание. Ручеек, прозрачный и чистый как слеза, струился, омывая разноцветные камешки. Это и был заколдованный хрустальный родник!
Не успел Мигель оглянуться, как принц уже подбежал к роднику и зачерпнул полную пригоршню прозрачной воды. Еще мгновение - он отхлебнет и погибнет! Однако и на этот раз Мигель сумел предотвратить несчастье. Не говоря ни слова, он сильно толкнул друга под локоть: вода расплескалась, а принц, которому очень хотелось пить, воскликнул в гневе:
- Да что с тобою сегодня, Мигель? Почему ты не даешь мне напиться?
- Так надо, - снова ответил юноша принцу. - Путь далек, поспешим скорее домой.
И на этот раз сдержал себя королевский сын. Мигель торжествовал. Две опасности были уже позади. Юноша был уверен, что сумеет спасти своих друзей и от семиголового змея. И вот, наконец, все трое приблизились ко дворцу. Сам король вышел им навстречу. Он расцеловал сына, обнял принцессу-красавицу и приказал готовиться к свадьбе. А Мигеля призвал к себе и сказал:
- Хотя ты и сын сапожника, но, я вижу, был верным товарищем моему сыну. Проси у меня чего хочешь, и я исполню твою просьбу.
Мигель ответил:
- Ваше величество, разрешите мне в день свадьбы всю ночь стоять на часах у комнаты новобрачных.
Долго танцевали и веселились на свадьбе жених и невеста и только поздно вечером, усталые и счастливые, пошли отдыхать в свою спальню. Когда же они уснули, верный Мигель стал в дверях с обнаженной шпагой в руке.
Ровно в полночь он услышал шорох. Шорох становился все громче. Змей приближался. Он был уже перед дверью спальни! Но юноша отважно вступил в бой с семиголовым чудовищем и отрубил ему все семь голов одну за другой. А затем вместе с туловищем сбросил эти страшные головы в глубокий ров, окружавший со всех сторон королевский дворец. Потом он вернулся в комнаты - посмотреть, не проснулся ли принц. В одежде, забрызганной кровью змея, с обнаженной шпагой, он приблизился к постели, но в этот-то момент и проснулась принцесса. Увидев, что Мигель склонился над принцем со шпагой в руке, она решила, что юноша или убил уже, или же собирается убить ее молодого мужа, и громко закричала.
На крик сбежались придворные, гремя оружием, прибежали стражники.
- Вот, вот убийца! Схватите его! - не переставала кричать принцесса. - Смотрите - он весь в крови! Бросьте его в темницу!
Увидев Мигеля, окруженного стражей и со шпагой в руке, принц сказал ему:
- Мой друг, я верю тебе, но объясни этим людям, что случилось и почему ты стоишь здесь среди ночи в моей спальне с окровавленным оружием?
- О принц! - воскликнул Мигель и... остановился. Он вспомнил, что не может безнаказанно открыть другу ни одной из трех своих тайн. Он вспомнил предсказание трех голубей, которое слышал в пещере:
...если ты проговоришься -
В холодный мрамор превратишься,
Окаменеешь в тот же час!
А принц уже настаивал:
- Что ж ты умолк, мой друг, или тебе нечего сказать в свое оправдание?
- О принц... - повторил Мигель уже печальным голосом. - Если б ты знал, во что обойдется мне каждое слово, ты не требовал бы от меня объяснений.
Принц уже колебался, но принцесса приказала:
- Пускай говорит сейчас же! Или ты не помнишь, мой принц, мой супруг, как этот юноша, который называет себя твоим другом, хлестнул моего коня и не дал мне полакомиться золотыми плодами! Или не помнишь, что он не дал тебе напиться из хрустального родника, когда ты изнывал от жажды! Он не друг - он враг твой, он хотел тебя убить!
Такого несправедливого обвинения не мог вынести верный Мигель.
- Неправда! - громко воскликнул он. - Сейчас я все объясню!
Он смело шагнул вперед и заговорил.
Он говорил, как в лесу, в пещере, узнал от чудесных птиц три заветные тайны и как спас принцессу от верной смерти в роще золотых апельсинов.
Он говорил, и с каждым словом ноги его холодели: сперва онемели ступни, потом колени, когда же Мигель закончил рассказ о первой тайне, он был уже до пояса холоден, неподвижен и бел как мрамор.
И все-таки юноша продолжал рассказ.
Он протянул руки вперед, словно умоляя друга верить каждому его слову, и поведал принцу о том, как спас его самого от верной смерти у хрустального родника. И снова при каждом слове чувствовал юноша, как смертельный холод поднимается все выше по его телу, проникает в грудь и сжимает сердце, как немеют и каменеют руки, как смерть подступает к самому горлу!
Теперь уже юноша мог только поворачивать голову - немного вправо, немного влево.
- Довольно! - вскричал принц, испуганный этим зрелищем.
Но Мигель встряхнул волосами и, крикнув: «Я все скажу!» - мужественно довел до конца свою страшную повесть. Когда же отзвучало последнее слово, все увидали, что вместо цветущего, полного жизни и сил юноши перед ним стоит немая, лишенная жизни статуя из белого неподвижного мрамора.
- О Мигель! - воскликнул в отчаянии принц и бросился обнимать колени статуи. - Проснись! Вернись к нам!
Но каменный Мигель не отвечал ни слова.
Печальные, разошлись придворные. Медленно, гремя копьями, удалилась стража. Принцесса уже раскаивалась в своей настойчивости.
- Ах, зачем я заставила его говорить! - рыдала она. - Зачем не поверила на слово, как ты, мой принц, мой супруг!
Юный принц был безутешен. Он приказал вынести статую в сад и поставить ее на дорожке, усыпанной желтым песком, под высоким деревом. И не было в королевском саду статуи более прекрасной, чем каменный Мигель.
С гордо поднятой головой он стоял перед самым дворцом. По утрам в лучах восходящего солнца розовел и теплел холодный мрамор, словно кровь струилась по жилам юноши, словно снова начинало биться отважное сердце. А когда днем пробегали по изваянию скользящие тени деревьев, казалось, что статуя шевелится и вот-вот сойдет с высокого постамента.
Несчастный принц! Часами сидел он у подножия каменного изваяния.
- О друг! - восклицал он. - Отзовись! Я все отдам, лишь бы возвратить тебе жизнь!
Он повторял эти слова без конца, повторял каждый день, повторял до тех пор, пока однажды не услышал таинственный голос:
- Отдай свою жизнь - и твой друг вернется к тебе!
Кто сказал эти слова, принц не знал. Кругом не было ни души. Но всем сердцем он отозвался на них:
- Отдать мою жизнь? Я готов!
И, выхватив острый клинок из ножен, принц приставил его к груди, чтобы пронзить свое сердце. Но тот же таинственный голос промолвил:
- Стой. Не спеши!
Принц глянул на статую, и - о чудо! - статуя зашевелилась! Разгладились складки на лбу, дрогнули губы, ожили руки, и каменный Мигель легко спрыгнул на землю. Нет, он не был уже больше каменным: он шел навстречу принцу! Смелым движением выхватил из рук его шпагу и отбросил далеко в кусты.
Так кончается волшебная повесть о принце и его каменном друге. Юноши обнялись и рука об руку пошли во дворец, чтобы впредь никогда больше не разлучаться.
Так верность и дружба оказались сильней самых злых заклятий и даже сильнее смерти.
Пьеса Гоцци "Ворон" написана на этот сюжет, но там герои братья.
@темы: сказки
Реати Я помню, что есть другие варианты, но у каких еще народов не помню, надо смотреть. Про братьев Гримм тоже вылетело из головы. Сейчас вспомнила.))
Что-то как-то принцесса тут кажется лишней
Ну да, от женщин одни неприятности. Наверно, не зря ее в лесу привязали. Даже разбойники не польстились!
Вот и мне кажется, что-то тут не так)))))
Тесс права. И то, справедливо будет отметить, что есть сказки, где именно девушка является главной героиней и ей удается перехитрить всех и выйти победительницей.
На самом деле, это я так, шучу. То, что кажется нелогичным, обычно имеет хорошее объяснение с точки зрения законов сказки. Например, почему разбойники, вместо того чтобы повеселиться с красивой девушкой и ее прикончить, оставили ее привязанной в лесу. Классический сказочный ход, подробно описанный Проппом в "Исторических корнях волшебной сказки", в главе "Таинственный лес", если я не ошибаюсь.
koshka_kat А мне нравятся сказки, какие есть.)))))
Волшебные сказки (только народные, не авторские) функционируют по достаточно строгим законам. Свобода там есть в пределах этих законов. Кстати, довольно часто мы видим в сказках параллельные сюжеты, где герой можеи быть как мужчиной, так и женщиной. Например, жена теряет мужа и вынуждена отправиться на его поиски ("Финист Ясный Сокол"). Или муж теряет жену и отправляется на ее поиски ("Царевна-Лягушка"). Типологически это одна и та же ситуация - герой снаряжается и отправляется в путь. Если повспоминать, сказок, где герой - смелая и находчивая девушка-женщина, довольно много.
Я, признаться, в волшебных сказках ничего такого уж страшного не вижу. К тому же, реальность отражается там в сильно переработанном виде. И зачастую реалии эти настолько древние, что и непонятно, откуда корни у того или иного образа, пока не прочитаешь в специальной литературе.
Волшебные сказки (только народные, не авторские) функционируют по достаточно строгим законам. Свобода там есть в пределах этих законов.
Что-то смутно припоминаю.)) Из серии: "Не знал, не знал - и забыл".
tes3m, Kianit,
Да страшного не видеть - одно, читать маленькому ребенку - другое. Потом-то, как слегка подрастет, пусть, если хочет, сам читает. Или читает литературные произведения, которые многие на этих сказках основаны. Меня там прежде всего смущает, как показаны отношения между людьми. Если их начать анализировать с точки зрения здоровых, не садистских, не манипулятивных, не дискриминационных отношений в семье, отношений между друзьями - кошмар! Это научный работник может сидеть и думать, отголосок каких представлений нашел место в этой сказке. А для ребенка герои будут просто яркими и живыми, "как есть". И все равно в каком-то виде реальность туда вошла. По мне - хотя я могу преувеличивать значение сказок в формировании жизненного сценария, я уже давно ничего серьезного на эту тему не читала - лучше лет до 5 ограничиться подобранными литературными сказками и фантастикой.
koshka_kat
Это Пропп)))
Дети воспринимают сказки совершенно иначе, чем мы. Я обожала сказки в детстве, читала целые тома, без них мое детство было бы гораздо беднее. И не вижу, чтобы на мне это как-то негативно сказалось. Не стоит подходить к сказкам с точки зрения логики, тем более взрослой. И, кстати, многое о дружбе, преданности и любви я узнала именно оттуда.
Дети воспринимают сказки совершенно иначе, чем мы. Я обожала сказки в детстве, читала целые тома, без них мое детство было бы гораздо беднее.
Когда ребенок уже сам сможет их читать, то пусть читает, лет с 4-5.))
И не вижу, чтобы на мне это как-то негативно сказалось.
А как вы можете видеть? Это надо специалисту копать, как на вас повлияли родительские установки в целом и как они были или не были подкреплены сказками в частности. Там всяких факторов - море, чайнику в психоанализе вроде меня лучше не соваться, просто в чем уверена - что в раннем детстве, особенно лет до 2-3, незначительные для взрослого (или значительные, но которые он приучил себя не замечать) вещи могут оказать огромное влияние на ребенка. Это говоря упрощенно, я не специалист.
Не стоит подходить к сказкам с точки зрения логики, тем более взрослой.
Стоит в том плане, что взрослый должен хорошо подумать, что именно он вываливает на ребенка и когда. И какой пойдет реальный мессидж от сказок ребенку.
И, кстати, многое о дружбе, преданности и любви я узнала именно оттуда.
Это роль сказок в социализации ребенка, в этом же, ИМХО, могут намного эффективнее помочь и более современные литературные произведения, в которых уже отражены современные этические нормы и принятые в современном обществе формы общения. И родителям не помешает активно общаться с ребенком, не передоверяя основную социализацию его сказкам/книгам. Чтоб потом за голову не хвататься.
До того как я начала читать сама, мне их читали вслух, это я хорошо помню. Мне просто интересно, а что, кто-то из современных психологов доказал, что сказки вредны для детей?
Что касается того, как на мне это могло сказаться, то, наверно, при моем увлечении сказками в детстве, если бы они негативно на мне сказались - это, наверно, было бы заметно. Стоит также отметить, что большинство детей вырастает на сказках. Я как-то специально спрашивала у своих учеников, что они помнят из первых прочитанных ими книг.
Нет, ну я, конечно, не знаю, но что-то мне не верится, что сказки наносят вред ребенку. Вообще, это квинтэссенция народной мудрости, пусть даже и прошлого. И к ним у меня доверия больше, чем как раз к авторским сказкам.
Что-то последняя мысль, по-моему, вообще не в русле нашей беседы. Что все должно быть в меру - это, в-общем, и так понятно. А что, кто-то доверяет социализацию сказкам и книгам? И мы вообще обсуждаем проблемы воспитания детей? Я просто с трудом улавливаю логику развития обсуждения...
Так что если вы умеете читать - не просто как автомат, а действительно хорошее, ролевое чтение - читайте хоть Стивена Кинга. Когда ребенок научится читать сам - вообще никаких проблем, Тесс совершенно права. Никаких кошмаров реальности того времени дитё просто не заметит, поглощенное волшебной составляющей...
*вот поэтому я так хотела ребенка пораньше.. пока я еще помню... а ведь уже начинаю забывать.((*
Мне просто интересно, а что, кто-то из современных психологов доказал, что сказки вредны для детей?
Это уж надо искать специально, что-то где-то упоминалось, может, потом посмотрю, как сказки связаны с жизненными сценариями.
Вообще, это квинтэссенция народной мудрости, пусть даже и прошлого.
Вот к этой народной мудрости я и отношусь подозрительно. Потому что реалии изменились, повысились планки гуманистических стандартов, понятие о правах человека, мультикультурализме и толерантности - очень революционно, по сравнению со стандартами, которые воспроизводились тысячелетиями. Не в виде утопической теории, а повсеместно принятое в развитых странах и закрепленное законодательно (пусть в ряде стран оно присутствует лишь частично, в искаженном виде или не всегда попытки его воплотить в жизнь успешны). Народная мудрость же формировалась в совсем другие времена с соответствующими отношениями.
А что, кто-то доверяет социализацию сказкам и книгам?
Это я к тому, что вы сказали, что многое узнали о любви и дружбе из сказок, а я считаю, это не может плюсом в пользу сказок, потому что прежде всего такую информацию детям должны в разных формах выдавать взрослые в процессе живого общения, а уж в дополнение к ней идут другие источники. Ну и опыт общения с другими детьми. Т.е. если ребенок "много" узнает о любви и дружбе именно из сказок, это мне показалось подозрительным - почему? Или это в дополнение к еще большему "много", полученному из других источников?
И мы вообще обсуждаем проблемы воспитания детей?
Теперь да!))) После того, когда я упомянула, что детям бы сказки подбирала очень осторожно.
Я просто с трудом улавливаю логику развития обсуждения...
Я теперь тоже с трудом улавливаю эту логику. Давайте пока останемся при своем мнении. В данный момент у меня нет информации, чтобы вести дискуссию на более научном уровне, я даже Берна, не говоря о более современных авторах, уже лет пять не открывала.))
Я не вижу смысла подробно на все отвечать, да.
Скажу только, что родительская любовь обычно выражается в первую очередь на эмоциональном уровне. Это то, что ты воспринимаешь. А в сказках выражается словесно - и это дает уже пищу для ума. Ребенок чувствует, что его любят родители. Ребенок чувствует привязанность к детям, с которыми он играет. Когда и как он понимает, что это любовь и дружба? Сложный вопрос. Одно дело - чувствовать, что тебя любят и что у тебя есть друзья. Другое дело - понимать, что такое любовь и дружба.
справедливо будет отметить, что есть сказки, где именно девушка является главной героиней и ей удается перехитрить всех и выйти победительницей.
Так же справедливо будет отметить, что женщины в сказках выходят победительницами в основном благодаря магическим способностям, в то время как мужчины — благодаря вполне реалистическим качествам: отваге, смекалке и т.п.
а что, кто-то из современных психологов доказал, что сказки вредны для детей?
А что, кто-то доказал, что они полезны? ) Каюсь, я не знаю ни одного исследования, которое было бы посвящено восприятию детьми гендерного аспекта сказок. Вот исследований, которые зафиксировали диспропорцию мужских и женских ролей в сказках — тонны. Безусловно, без изучения восприятия эти данные представляют мало ценности (и это вина социологов), хотя многие видные социологи, начиная с Гидденса, считают возможным на эти исследования ссылаться.
Тем не менее. Обилие слэша по тому же Гарри Поттеру является, на мой взгляд, доказательством того, что диспропорция мужских и женских персонажей и их функций в сказках вызывает у женщин психологический дискомфорт. И этот дискомфорт проявляется в массовой интеллектульной и материальной деятельности. Я как социолог (уж простите за банальность ))) вижу некоторую проблему в том, что люди, обладающие даже нехилым литературным даром, предпочитают спаривать героев чужих книг вместо того, чтобы писать свои. Конечно, слэш пишут не дети, но кто может с уверенностью сказать, что зерно этого дискомфорта было посеяно не в детстве?
Вообще, это квинтэссенция народной мудрости, пусть даже и прошлого.
Здесь как-то прекрасная tes3m приводила одну из версий «Красной шапочки». Мудростью там и не попахивало, зато было море сексуальных комплексов и фрустраций. Да, сказки порождаются архетипами, но они же эти архетипы и транслируют из поколения в поколение. Поэтому есть определенный смысл в идее пересмотра ценности некоторых сказок или некоторых их сюжетных ходов.