Решила записать мысли, возникшие в результате одной дискуссии. Если действительно попытаться представить, что ощущали два добропорядочных викторианских (поствикторианских) джентльмена, вступивших в сексуальные отношения друг с другом и сочетающих это с благополучной семейной жизнью и выполнением всех прочих условностей, которых требовало от них общество (к примеру, Госс и его друг-скульптор), то обязательно нужно учитывать, из каких элементов должно было складываться их представление об однополой сексуальной близости и насколько оно отличалось от современного. Приписывать герою, живущему в 19 веке, представление о том, что есть врожденные сексуальные ориентации, рискованно.
читать дальшеОн, конечно, мог бы сам измыслить сходную теорию, но, скорее всего, придерживался бы какой-либо более общепринятой или же, что вероятнее всего, довольствовался бы лоскутным одеялом из разных взглядов на это явление.
Из каких представлений о гомосексуальности могли сложиться его взгляды на этот вопрос? Во-первых, идущее от средневековья (цитирую один свой пост) :"... средневековые европейцы опасались содомии как греха, который под влиянием соблазна мог совершить каждый."(Ф.Мондимор."Гомосексуальность. Естественная история.") Содомия воспринималась как разновидность разврата, т.е. нечто привлекательное (наряду с другими грязными развлечениями) для порочного, испорченного человека. И возможное искушение для всех, так как человек по природе порочен.
Во-вторых, взгляд вольнодумцев, возникший как реакция на точку зрения церкви. Никакого греха нет, нет и единой для всех времен и народов морали. Однополая любовь просто еще один вид развлечения, тем и хороша.
В-третьих, для многих образованных джентльменов - античное и возрожденческое представление о том, что красота может вызывать желание, даже если предстает перед мужчиной (любым мужчиной) не в женском облике, а в облике прекрасного юноши. Подобные тайные представления сочетались с гомоэротическим опытом в частных школах, что оставляло у многих отпечаток в сознании на всю жизнь.
В-четвертых, появившееся во второй половине 19 века представление об урнингах, о "третьем поле" ("женская душа, заточенная в мужском теле" и т.п). (Ульрихс).
В-пятых, появившиеся во второй половине 19 века теории, трактующие гомосексуализм как болезнь, которую надо лечить, или как неизлечимую патологию, признак вырождения. Наряду с врожденной гомосексуальностью допускалась и приобретенная. Думаю, потому, что иначе врачам было бы трудно объяснить существование гомосексуалистов, не имеющих никаких признаков вырождения. Правда, при желании признаки вырождения можно найти у всех, даже у гениев, но... Легко толковать о патологии и вырождении, приводя в пример аристократическую семью, много веков подряд заключавшую браки между родственниками, или семью рабочего-алкоголика. Но когда какой-нибудь мистер Домби или Форсайт, физически здоровый, спокойный и высокомерный буржуа, просит объяснить, почему его любимый наследник после Кембриджа не хочет жениться, не так-то просто в ответ начать рассказывать о вырождении.upd Представление о том, что гомосексуальность является врожденным отклонением от нормы, принесло и пользу, и вред. Как пишет И.С. Кон, "Смена религиозной парадигмы ("содомский грех") психиатрической ("сексуальная психопатия") была определенным шагом вперед. Хотя "сексуальный психопат" выглядел таким же отвратительным, как "содомит", он был не только преступником, но и больным, страдающим человеком. Однако в этом была и опасность. По прежним представлениям, человек, совершивший акт содомии, за который его наказывали, мог раскаяться и исправиться. Религия оставляла грешнику надежду. А что спросишь с психически неполноценного "сексуального психопата"? Одна и та же теория могла быть как оправдательной (человек не виноват, что родился уродом), так и обвинительной (надо защищать общество от дегенератов). Политические соображения при этом часто заслоняли существо вопроса."
В-шестых, появившиеся в ответ на предыдущую теорию, обоснования нормальности гомосексуализма как врожденного явления. Э.Карпентер, Хэвлок Эллис, Саймондс,Магнус ХиршфельдС одной стороны, 19 век был временем, когда все верили в науку, поэтому психиатрические теории гомосексуальности уже с середины века вызывали большое доверие. Но привычные для британских интеллектуалов представления о мужской любви им противоречили. Не удивительно, что, "в отличие от континентальной Европы, где об однополой любви писали преимущественно психиатры, в Англии эту проблематику сделали респектабельной не медики, а философы, историки и филологи, среди которых было больше апологетов, чем "разоблачителей" (И.С. Кон).
В-седьмых, разделение гомосексуалистов на инвертов - тех, у кого это врожденная черта, а значит, они нормальные люди, следующие своей природе, и первертов, извращенцев, предающихся разврату, а также другие теории, основанные на противопоставлении "нормальных" и "ненормальных" гомосексуалистов. Это характерно и для Андре Жида, и для Томаса Манна, и для Павла Флоренского, и для других. При этом часто нормальной моделью гомосексуальности считалась древнегреческая: любовь взрослого мужчины к подростку или юноше.("Закон полярности имеет силу явно не всегда, мужская стать не обязательно тянется к женской, опыт опровергает утверждение, что лишь при " эффеминации" она чувствует влечение к своему полу.Опыт, правда, и учит, что причиной тут может быть, и часто бывает, вырождение, двуснастность, промежуточность стати, короче, нечто отталкивающе патологическое. Это медицинская сфера, она заслуживает внимания разве что в аспекте гуманности, но не в духовном и культурном аспекте. С другой стороны, не может быть и речи о том, будто, скажем, Микеланджело, Фридрих Великий, Винкельман, Платен, Георге были не мужественными или женственными мужчинами. Тут полярность просто не срабатывает, и налицо мужественность такого рода или даже такой степени, что и в эротических делах для нее имеет интерес и значение лишь сфера мужского. Меня очень мало удивляет, что закон природы (полярность) дает перебои в той области, которая, несмотря на ее чувственность , имеет очень мало отношения к природе и куда больше к духу.
Что зрелая мужественность ласково тяготеет к красивой и нежной, а та, в свою очередь, тянется к ней, в этом я не нахожу ничего неестественного, вижу большой воспитательный смысл и высокую гуманность.Кстати сказать, в культурном отношении однополая любовь явно так же нейтральна , как и другая;в обеих все решает индивидуальный случай, обе родят низость и пошлость,и обе способны на нечто высокое." Томас Манн) Более подробно обосновывает то же самое Андре Жид. Естественно, что многие взрослые мужчины, которых тянет к другим взрослым мужчинам, да еще порой более маскулинным, чем они сами, оказываются при таком подходе извращенцами. В качестве извращенца Манн называетЛюдвига Баварского, Флоренский (его теория отличается от вышеизложенной, но тоже подразумевает деление на нормальных и ненормальных гомосексуалов) - Уайльда.
В Великобритании также делались попытки более-менее открыто провозгласить возрождение традиций древнегреческой любви к мальчикам. Например, поэты- "уранианцы" Это направление существовало с 1858 года (дата выхода "Ионики" Уильяма Джонсона Кори) по 193о. "Известность их творчества была ограничена поздневикторианскими и эдвардианскими табу, чрезвычайно маленькими тиражами (обычно отпечатанными в частных типографиях)... и тем, что их поэзия была обычно слащава, а зачастую и отличалась женоненавистничеством. Однако, историк Нил Маккенна утверждал, что поэзия уранианцев играла значительную роль в гомосексуальной субкультуре высшего сословия викторианского периода". тут . Надо сказать, что иначе переосмысленная "античная традиция" легла в основу и теорий Саймондса, Карпентера (см. пункт 6.), одобрявших андрофилию (любовь между взрослыми мужчинами).
@темы:
викторианцы,
гомосексуальность,
история повседневности
Второе, в отличие от "преемничества Леонардо", еще и включало в себя что-то жреческое: презрение к женщинам (которое возникало вовсе не всегда) переходило в презрение ко всему "здоровому, спокойному и буржуазному".
Во взгляде на вопрос - совпадаем.
Но когда какой-нибудь мистер Домби или Форсайт, физически здоровый, спокойный и высокомерный буржуа, просит объяснить, почему его любимый наследник после Кембриджа не хочет жениться, не так-то просто в ответ начать рассказывать о вырождении.
Миранда Элга Да, это нужно уточнить. "чисто эстетическое" отношение - или подражание древним грекам было разным - и многие, принимавшие эту концепцию, как раз Уайльда посчитали вырожденцем.
rlreader Да, а еще иногда кажется, наоборот, что все равно не поймем. Но попытаться можно, чтобы не истолковывать совсем уж вкривь и вкось.
Надо было уточнять, что у одних это вырождение, а у других просто вредная привычка...
на лиценалицо типичные признаки вырождения... - Но мой отец заседает в Палате лордов! - Ах, вечно эта золотая молодежь растрачивает здоровье, предаваясь вредным привычкам.")))koshka_kat Именно-именно.
Я вспомнила про книгу "Домби и сын". Там ничего такого не было?
отсюда
Гомофобы убились об стену