Мнение, с которым многие согласны: исторические романы очень редко не кажутся неправдоподобными и надуманными. И Михаила Гаспарова я цитировала по этому поводу, и в комментариях многие соглашались. Трудно понять человека другой эпохи. Сомерсет Моэм уточняет: автор всегда исходит из морали своего времени и "герои, совершая исторически достоверные поступки, ведут себя по нравственным законам той эпохи, в которую творит писатель. И это несоответствие всегда бросается в глаза"("Записные книжки"). Как я понимаю, речь о действительно существовавших людях и их действиях. Ведь вымышленные персонажи вполне могут, по воле автора, совершать лишь те поступки, которые способны принять современники автора, и разлада между действием и его оценкой не возникнет. читать дальше

@темы: литература и жизнь

Комментарии
02.05.2009 в 16:40

Þræll einn þegar hefnist en argur aldrei.
Мнение, с которым многие согласны: исторические романы очень редко не кажутся неправдоподобными и надуманными. Я согласен. Но чаще это бывает тогда, когда автор и не попытался понять, что и как происходило в эпохе, которую он описывает. Когда эпоха - просто фон для любовной истории или какой-то другой. Вон хоть комменты Мелфа почитать... он ляпы собирает.
02.05.2009 в 16:44

Эрл Грей Да, вот и я думаю, что одно дело, когда просто фон для любовной истории или какой-то другой, другое - если в персонажах автор видит действительно людей другой эпохи и хочет их - и ее - понять.
02.05.2009 в 16:55

Þræll einn þegar hefnist en argur aldrei.
tes3m. а понять сложно, конечно, но можно выписать быт и попытаться реконструировать отношения согласно тогдашним и тамошним обычаям и законам. Но многие ли хотят заниматься этим тяжелым трудом? Есть. правда, другой путь - по нему пошел Дюма - придумать эпоху самому, да так, чтобы читатель в нее поверил, а не в то, что рассказывают историки. Хотя историческими его романы назовешь с ба-альшой натяжкой :)
02.05.2009 в 16:59

Эрл Грей Ну, думаю, если автор сам придумал красиво и убедительно,как Дюма, можно читать как историческое фэнтези без магии (и так у Гая Гэвриэла Кея в некоторых романах магии почти нет), плюнув на точность.
02.05.2009 в 17:55

Þræll einn þegar hefnist en argur aldrei.
tes3m, ну да. Но немногие так умеют, а вот выписать эпоху нет, да и сколь там нужно перелопатить документов. Проще схалтурить.
02.05.2009 в 19:43

Люди мечтают наполнить дом вещами, а душу - впечатлениями. Я грежу о пустоте. Я сердце глупца...Простор - моя пища. Путь без цели и без причины (с)
tes3m "Я бы добавила, что поскольку и "историческая королева Виктория", та, которую мы знаем по историческим источникам, не равнозначна реальной, живой королеве Виктории, которую мы не можем узнать, попытки писателей "рассказать о королеве Виктории больше, чем о ней известно из фактов" оправданны, хотя трудно сказать, удается ли хоть кому-то из них к этой цели приблизиться."
Полностью согласна. Спасибо, Вы дали повод для размышлений)
02.05.2009 в 20:16

Ньютон отправился изучать какую то магическую тверь (Неизвестный автор)
tes3m , только что вспоминала "Саламбо" (и "Суламифь" Куприна в комплекте). Суламифь я уже не помню, а Саламбо, она... древняя. Не-дюмашная (сори, я так пишу, бикоз устала очень)
02.05.2009 в 21:03

Эрл Грей Увы... Так и есть))
Альма? :flower:
Герика-Рута Древняя, ага. Отдыхай.))
02.05.2009 в 21:10

laughter lines run deeper than skin (с)
Вот потому-то мне всегда было трудно понимать романистов, пишущих о реальных личностях: ведь истинные мысли и чувства персонажа, скорее всего, остались в его черепной коробке... Даже если есть письма, мы не можем быть уверены, сколько процентов там написано специально для адресата :)
А ведь верно, раньше романистам было труднее, у них не было жанра фэнтази, и с созданием своих миров была большая напряженка... :laugh:
Когда-то попался мне учебник "Историческая психология" (откуда про галлюцинирующих древних греков), вот это направление интересное. И разные "Повседневные жизни". А то традиционный курс истории - все про царей да про королей...
02.05.2009 в 21:34

FleetinG_ Вот потому-то мне всегда было трудно понимать романистов, пишущих о реальных личностях: ведь истинные мысли и чувства персонажа, скорее всего, остались в его черепной коробке... Даже если есть письма, мы не можем быть уверены, сколько процентов там написано специально для адресата И не говори... Кое-кто может хоть в ста письмах писать, что он девственник, а я ему все равно фиг поверю. Я про это всегда думаю. Ну, пишет человек, как он любит адресата... А может, врет? Но то, что испокон веку писали о реальных личностях, меня не смущает. Шекспир писал о Цезаре и английских королях, которых он лично не знал... Разве это плохо?
06.05.2009 в 19:06

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
tes3m А романизированные биографии могут понравиться мне тогда, когда личность автора сама по себе интересна. Когда же человек не очень одаренный и с банальными взглядами пытается представить себе внутренний мир гения и писать от его лица, хочется, чтобы он лучше честно пересказал исторические источники
Ой не... Бывают такие "пересказы" первоисточников, что хочется найти автора и весь тираж в ж*пу ему засунуть.


Субъективное мнение, но мне кажется, Флобер в "Саламбо" не приписывал героям представлений о нравственности 19 века. Конечно, он не мог знать, что чувствовали, как видели мир люди, жившие в 3 веке до н.э., но он пытался это представить. И в любом случае, он понимал, что они отличались от его современников. Правда, когда я вспомнила описание жестокости толпы, я не смогла понять, пытался ли Флобер показать отличие или сходство между людьми той эпохи и своей. Думается, что он верил в природную жестокость человеческой натуры.

В Саламбо был просто пересказ /блестящий/ мифов о жестокости карфагенян. Ведь об их истории мы знаем от римских авторов в основном. Они были не более жестоки, чем римляне, или те же греки в ту же архаику.
06.05.2009 в 19:42

Masudi Ой не... Бывают такие "пересказы" первоисточников, что хочется найти автора и весь тираж в ж*пу ему засунуть. :lol::lol::lol:Точно. И такое бывает.
Они были не более жестоки, чем римляне, или те же греки в ту же архаику. Но Флобер еще и сам любил жестокость, так что ему понравились такие представления.
06.05.2009 в 19:58

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
tes3m Не, как раз мне это во Флобере и нравится - он не чурался жестокости в тексте. Я вообще на дух не переношу прозу. где в месте с казнью, например, присутсвуют розовые бантики.
06.05.2009 в 20:07

Masudi Лоуренсу тоже понравилось .:-D читать дальше
06.05.2009 в 20:16

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
tes3m :lol: да ты что? Я не знала таких подробностей.
Блин, я - вылитый Лоуренс :lol:
06.05.2009 в 20:21

Masudi :lol::lol:Не, я добрее.:alles:читать дальше
06.05.2009 в 20:27

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
tes3m Ну, вот у него эстетика такая вот была :alles:
06.05.2009 в 20:43

Masudi Ты, да он, да Флобер... Много вас, однако...:-D
06.05.2009 в 20:50

Ньютон отправился изучать какую то магическую тверь (Неизвестный автор)
tes3m , ну, что увидел, то и сфотографировал)
06.05.2009 в 20:51

Герика-Рута А то там вокруг песка было мало! И снимал бы песчаные пейзажи...:angel2:
06.05.2009 в 20:53

Ньютон отправился изучать какую то магическую тверь (Неизвестный автор)
tes3m , ну, скучно же: всё песок и песок, никакого разнообразия
06.05.2009 в 20:55

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
tes3m Целых три штука! *гордо*
06.05.2009 в 21:46

Герика-Рута А "всё трупы, да трупы"? :evil:
Masudi Гордость оправдана!:angel2:
06.05.2009 в 21:54

Ньютон отправился изучать какую то магическую тверь (Неизвестный автор)
tes3m , ну, сначала пачку фоток с трупами (трупы, кстати, более разнообразны, чем барханы), потом пачку фоток с пейзажами пустыни, потом пачку фоток соратников (и Фейсала в особенности):)
06.05.2009 в 22:01

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
tes3m :vict: Ну да. Я, Флобер и Лоуренс :gigi: