Сначала большая цитата из Ролана Барта: ""...если критика упрекают в том, что он злоупотребляет рассуждениями о сексуальности, то на самом деле надо понимать, что любой разговор о сексуальности сам по себе уже является злоупотреблением...психоанализ решается посягнуть на священную (по определению) особу (каковой и нам с вами хотелось бы быть) самого писателя. Ладно бы дело шло о каком-нибудь современнике, но ведь замахиваются на классика! ...Все дело в том, что представления, сложившиеся у старого критика о психоанализе, отжили свой век еще в незапамятные времена. В основе их лежит абсолютно архаический способ членения человеческого тела. В самом деле, человек, каким его представляет себе старая критика, состоит из двух анатомических половинок. Первая включает в себя все, что находится, если можно так выразиться, сверху и снаружи; это голова как вместилище разума, художественное творчество, благородство облика, короче, все, что можно показать и что надлежит видеть окружающим людям; вторая включает в себя все, что находится внизу и внутри, а именно, признаки пола (которые нельзя называть), инстинкты, "мгновенные импульсы", "животное начало", "безличные автоматизмы", "темный мир анархических влечений...
То, что мне хочется сказать от себя.
upd Перечитала, что писал Пушкин на самом деле. А ведь в контексте смысл другой. читать дальше Пушкин боится не сведений о личной жизни Байрона, а того, что Байрон лгал бы, унижая тем себя.

@темы: литература и жизнь

Комментарии
15.06.2009 в 17:48

Ein Stein mit dem Schimmer einer Blume
"Для человека такого масштаба и настолько занятого просто немыслимо то, что сейчас называют личной жизнью"... - банальное ханжество, Вам не кажется?

Меня с детства беспокоит точка зрения Пушкина - возможно, ответ стоит поискать в личной жизни оного: уж он-то от чужого "интереса" вдоволь натерпелся, врагу не пожелал бы.

К слову: сегодня на защите обсуждали Уйальда.
Хм, среди нашей профессуры обнаружились вменяемые люди. Не ожидала от них.
Вероятно, все дело в новом витке его популярности. Вроде как - "ему можно, что уж с него возьмешь..."

15.06.2009 в 18:19

don't go around smokin' unless you want to get burned
У каждого своё основание для понимания. Кому-то помогает Фрейд, кому-то Юнг, кому-то Барт. Пушкин, например, мог понимать Байрона исключительно через творчество - своё и его - поэтому ему до личной жизни дела не было. Один способ познания не хуже другого, он просто другой.
15.06.2009 в 18:20

Tate - банальное ханжество, Вам не кажется?Ну, не такое уж банальное, а просто фантастическое.))
возможно, ответ стоит поискать в личной жизни Когда лезут в жизнь живого человека, по-моему, плохо, но Байрону было уже все равно, кто там начнет его ругать, а главное - он сам написал рассказ о себе и хотел, чтобы он был известен потомкам, так что и волю его нарушили.
К Уайльду уже все привыкли.;)
15.06.2009 в 18:22

dvp Так никто же его самого не заставлял читать биографии.) Это он утешал Вяземского, который вовсе не был доволен уничтожением записок. Если кому-то не нужно, другим-то может быть нужно.)
15.06.2009 в 18:27

Do or die
Разделение человека на духовную и животную половинки укоренилось в сознании людей настолько глубоко, что здесь помогут только километры и килограммы печатного слова, объясняющие, что человек - это единое целое. А то получается, что у приличного человека ниже сердца действительно органов нет, и что у великих людей отсутствовали гормоны, как таковые. Ну вот просто другая физиология у порядочного и чистого человека. :-D Моэм сказал коротко и хорошо. Если бы тот же Пушкин был кудрявым ангелочком с одним только сердцем внутри, скольких же эпиграмм он не написал бы... Нет, я не знаю, что он вообще бы написал в данном случае.
15.06.2009 в 18:49

MirrinMinttu Я думаю, что он писал под воздействием каких-то чувств - возмутился нападками на какого-нибудь гения и решил, лучше бы они, эти люди вообще ничего не знали и т.п.
Хотя вот я перечитала целиком -смысл не тот."Зачем жалеешь ты о потере записок Байрона? чёрт с ними! слава богу, что потеряны. Он исповедался в своих стихах, невольно, увлеченный восторгом поэзии. В хладнокровной прозе он бы лгал и хитрил, то стараясь блеснуть искренностию, то марая своих врагов. Его бы уличили, как уличили Руссо — а там злоба и клевета снова бы торжествовали. Оставь любопытство толпе и будь заодно с гением. Поступок Мура лучше его «Лалла-Рук» (в его поэтическом отношенье). Мы знаем Байрона довольно. Видели его на троне славы, видели в мучениях великой души, видели в гробе посреди воскресающей Греции. — Охота тебе видеть его на судне. Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы, — иначе. — Писать свои Mémoires <См. перевод> заманчиво и приятно. Никого так не любишь, никого так не знаешь, как самого себя. Предмет неистощимый. Но трудно. Не лгать — можно; быть искренним — невозможность физическая. Перо иногда остановится, как с разбега перед пропастью, — на том, что посторонний прочел бы равнодушно. Презирать — braver <См. перевод> — суд людей не трудно; презирать суд собственный невозможно. "Т.е. унижение-то он видит в лжи, неискренности и в том, что великого человека ловят на этом.
15.06.2009 в 19:04

Мне всегда казалось, что основная мысль Пушкина здесь такая же, как и в "Пока не требует поэта...": Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы, — иначе. Известно: чтобы понимать книгу великого писателя, надо быть конгениальным читателем; чтобы понимать жизнь и личность великого человека, надо "нутром" ощущать масштаб. А сколько людей считают себя культурными только потому, что прошли всеобуч! Потом они, как известно, пишут записки Армалинского и читают их голосом Пушкина.
15.06.2009 в 19:14

nemovern Ну да, но если записки уничтожены, то их никто не прочтет. А мне и думать об этом грустно - обо всех сожженных дневниках и письмах.
15.06.2009 в 19:26

Do or die
Не лгать — можно; быть искренним — невозможность физическая А ведь правда...
15.06.2009 в 19:33

Мне тоже грустно думать обо всех уничтоженных автобиографических материалах. Но понять их авторов можно. Взять хотя бы Блока. Он уж на что был не болтун (и не любитель писать длинные дневниковые записи), а перед смертью уничтожил всё, в чём, по его мнению, литературоведам нечего копаться. Причём Блок имел в виду не "толпу", а именно высоколобую интеллигенцию, не желая "стать достояньем доцента". Мне, как литературоведу, жаль и обидно (за какого стервятника меня принимают?), но по-человечески понятно. Думаю, Пушкин руководствовался примерно похожими соображениями. Нам жаль, но мы-то только "мертвецы в отпуске", а они живут в вечности и хотят, чтобы на них смотрели sub specie aeternitatis.
15.06.2009 в 19:43

nemovern Высоколобая интеллигенция тоже часть толпы. И великие люди тоже иногда часть толпы, я думаю. Когда кто-то действует с толпой заодно, он и сам часть толпы.
И я не думаю, что можно вот так разделить людей на тех, кто в вечности и тех, кто "мертвецы в отпуске". ))))) Но это я ушла в сторону от темы. Да, кому-то не хочется, чтобы о нем знали слишком много, но кто-то, напротив, как Э.М. Форстер, пишет: "Когда я умру, пусть знают обо мне все". И вот их дневники и другие бумаги родственники тоже спокойно уничтожают.
15.06.2009 в 19:52

Спасибо за бартовскую замечательную цитату :-)
15.06.2009 в 19:53

Да, родственники и друзья -- это уже другая песня. Особенно когда они действуют против воли автора.
15.06.2009 в 19:58

nemovern А сам автор - бог с ним.))) Хотя забавно, что тот же Моэм хотел все уничтожить.
15.06.2009 в 20:04

Человек -- существо противоречивое:)
16.06.2009 в 01:14

Ein Stein mit dem Schimmer einer Blume
Цветаева вот все в трех экземплярах писала. Чтобы уж точно дошло до потомков.
И хорошо. И спасибо.
16.06.2009 в 01:23

Tate Цветаева вот все в трех экземплярах писала. Чтобы уж точно дошло до потомков.Не знала.)