Я сначала не собиралась писать о романе Зигфрида Сассуна и Айвора Новелло, так как думала, что в этом не было ничего интересного . Айвор Новелло славился своей красотой, но не неприступностью, поэтому мало кто испытывал к нему что-то похожее на серьезное чувство и вообще смотрел на него иначе, чем на куртизанку в брюках.
Исключением был Эдвард Марш, поэт, ученый, личный секретарь Черчилля и покровитель искусств. Особенно покровительствовал он молодым поэтам - Руперту Бруку, Уилфриду Оуэну, Роберту Грейвзу и Зигфриду Сассуну (они познакомились еще до войны). Марш не скрывал своего восхищения перед мужской привлекательностью своих молодых друзей, но говорили, что его отношения с ними оставались платоническими, поскольку Эдвард Марш после перенесенной в детстве болезни был импотентом.
читать дальшеПишут также, что он любил смотреть на красивые юношеские тела. Обычно он просил своих протеже ночевать у него в гостях полностью обнаженными, чтобы он мог на них любоваться. Самым красивым молодым человеком, которого он знал, был Руперт Брук (в англоязычной Википедии пишут, что и Йейтс, и Черчилль называли его "самым красивым молодым человеком в Англии"). Пишут, что после того, как Брук погиб на войне, Марш иногда доставал складную кровать, на которой тот у него ночевал (так и называл ее - "кровать Руперта Брука"), смотрел на нее и плакал, вспоминая, какой тот был красивый. Айвор Новелло отчасти заменил для Марша Руперта Брука, хотя красота его была совсем другого типа. Брук был бело-розовый и золотистый, с детскими чертами лица, что делало его похожим на мальчишку, несмотря на высокий рост. А у Новелло была внешность "латинского любовника" (в Голливуде его называли "английским Рудольфом Валентино). Однако и его называли самым красивым в Англии. Дружившая с ним актриса Маргарет Рутерфорд писала: "Никто из тех, кто когда-либо встречал Айвора Новелло, не мог забыть красоту его лица и грацию движений. Он был совершенно особенный"(Margaret Rutherford: an autobiography 1972 Стр. 68).
До встречи с актером Зигфрид Сассун относился к Новелло резко отрицательно. Новелло был автором песни, которую постоянно распевали во время войны, и Сассун эту песню ненавидел. В 1916 году он говорил: "Я однажды убью человека, сочинившего «Keep the Home Fires Burning». В 1919 он познакомился с Айвором Новелло в доме Марша, и то ли остался равнодушен к его красоте, то ли (что вероятнее) заставил себя ее не замечать. В 1922 году Сассун был в Венеции со своим тогдашним возлюбленным, принцем Филлипом Гессенским, как раз когда Новелло снимался там в фильме. Актер попытался возобновить знакомство, но Сассун был так груб, что это шокировало принца. В свое оправдание поэт сказал, что он презирает Новелло и "все, что с ним связано". Думаю, прежде всего имелись в виду массовая культура и конформизм.
Следующая встреча поэта и актера состоялась 24 сентября 1924 года. К этому времени принц уже вернулся в Германию (роман продолжался в письмах), Сассун пережил еще несколько любовных историй и был одинок. Он описывал себя в это время как человека, страдающего от "сексуального голода" и испытывающего влечение ко всем встречным привлекательным юношам. Надо иметь в виду, что Сассун был избалован деньгами, славой и преклонением окружающих, да еще и не испытывал желания искать сексуальных партнеров среди солдатов, матросов, бродяг и лондонских полицейских, привлекавших многих британских джентльменов. Он любил красивых, элегантных и изысканных молодых людей из высшего общества. Актриса Констанс Колльер, дружившая с Маршем, пригласила Сассуна к себе на чай. Пригласила она и Новелло. Она как раз помогла ему переделать написанный им сценарий его крайне успешного фильма "Крыса" в пьесу. Колльер знала, что Сассун терпеть не может Новелло, знала также, что он в данный момент одинок (биограф Сассуна даже подозревает, что он сам просил ее с кем-нибудь его познакомить), поэтому специально ради него пригласила и молодого актера Глена Байама Шоу.
Но совершенно неожиданно Сассун выбрал Новелло, безумно им увлекся и тот, по его словам, вскоре вверг его в "беспросветный маленький ад". Биограф Сассуна Дж.М. Уилсон плохо отзывается о Новелло: тот, по ее словам, с детства был избалован матерью, потом испорчен славой, под его очарованием скрывался эгоизм, "свои сексуальные потребности он удовлетворял, не заботясь о партнере", а в груди у него был камень вместо сердца. В то же время другие источники считают возможным, что Новелло намеренно завлек оскорбившего его когда-то человека и в дальнейшем свел с ним счеты. После первых восторгов в артистической и ужинов в любимом ресторане Новелло Savoy Grill Сассун вдруг стал жаловаться, что в его возлюбленном есть "нечто нечеловеческое", а себя стал считать жертвой собственной слабости. Сассун уничтожил дневники, которые вел в то время, так что неизвестно, что в точности произошло, но известно, что Сассун говорил другу, будто Новелло втоптал в грязь его самые возвышенные чувства. Сассун чувствовал, что он не контролирует ситуацию, к чему он совершенно не привык. До этого все его возлюбленные смотрели на него как на кумира. Все они были поклонниками его таланта и восхищались им как героем войны. А теперь от него ожидалось, что это он должен преклоняться перед кумиром. Никакой власти над Новелло он не имел. Он чувствовал себя глубоко униженным, но в то же время не имел силы прекратить мучительную связь и начал уже получать какое-то мазохическое наслаждение от этих отношений, как вдруг через 5 месяцев после начала их романа все закончилось. У биографов нет сомнений, что именно Новелло разорвал эти отношения, хотя неизвестно, было ли это задумано заранее, или же актеру просто надоел Сассун. Тот очень страдал и впоследствии не любил говорить о Новелло. В этом же году Сассун написал Глену Байаму Шоу и предложил встретиться. Кстати, у того тоже был в прошлом роман с Айвором Новелло. А сам Айвор в это время встречался с писателем Акерли, о котором я рассказывала раньше.
Несколько фотографий Сассуна - первую сделал Сесил Битон, остальные - леди Оттолайн Моррел. Потом идут три фотографии Новелло и Эдвард Марш в кругу друзей.






















+3


На последнем фото Сассун и Глен Байам Шоу навещают Эллен Терри.
Источники *Siegfried Sassoon by Jean Moorcroft Wilson, 2003 (тут).
In Search of Ruritania. David Slattery-Christy 2006тут
www.imdb.com/title/tt0014249/trivia
www.circa-club.com/gallery/gay_history_icons_si...
Anything But Merry! David Slattery-Christy2008 тут
History Of Homosexuality In Europe, 1919-1939 Florence Tamagne, стр.196.
@темы:
Зигфрид Сассун,
гомосексуальность,
Айвор Новелло,
английская литература
Хотя судить так сложно, учитывая то, что никаких подробностей мы не знаем.
Марш меня умилил :-)
Я попозже выложу фотографию молоденького Сассуна в форме. Мне она очень нра :-)
Я еще фото добавила. Принца в том числе.
Судя по всему, мальчик не привык, чтобы им пренебрегали ).
Что до внешности, то меня очаровал точеный профиль "слоновой кости"
Уж больно...знакомый ход.
Потрясающее лицо. А почему там ссылка на "Госфорд парк"? Шикарный фильм, но я уже не могу сообразить какое он к нему имеет отношение? Или не он?
klavir А он там персонаж (ну, уже постарше и актер его играет не такой красивый).
Кстати, помнишь, был фильм про Жана Марэ? Он мне внешне никогда не нравился и придыхания Вульфа о том, что он был красив как боХ я никак понять не могла пока... в фильме не показали фотографию его в молодые годы, лет в 20, когда он встретился с Кокто как раз. И тут мне все стало понятно.
А в фильме Олтман, наверное, не нашел сразу и красивого, и талантливого, и поющего... Ну, не знаю. Новелло в 1934 выглядел так читать дальше , а в фильме 1932. Странно подбирать на роль актера, считавшегося самым красивым, актера симпатичного, но явно не из первых рядов красавцев.