Не проверяйте, пожалуйста, нигде значение слова. Мне не нужен правильный ответ. Мне нужно знать, как вы привыкли воспринимать это слово.
upd
Хочу уточнить, я считаю, что в этом слове могут ошибаться и образованные, и очень умные люди, поэтому не огорчайтесь, если вы понимали его неправильно.
читать дальше

Вопрос: Как вы понимаете слово "нелицеприятный"?
1. беспристрастный, справедливый 
126  (28.06%)
2. неодобрительный, порицающий 
104  (23.16%)
3. неприятный 
166  (36.97%)
4. негативный 
53  (11.8%)
Всего:   449

@темы: язык

Комментарии
17.12.2009 в 13:17

Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня
Опаньки, спасибо...
17.12.2009 в 13:18

И, как с небес добывший крови сокол, спускалось сердце на руку к тебе
Неслучайный вопрос=)
17.12.2009 в 13:19

Дела да дела, а поцеловать?..
я год назад на конкурсе неправильно использовала это слово читать дальше) было дико стыдно. зато запомнила на всю жизнь... :sunny:
17.12.2009 в 13:19

Hau mikola!
ух ты.. ответила 2, увидела результат и очень удивилась)) Полезный опрос))
17.12.2009 в 13:22

Transit umbra, lux permanet. // Тень уходит, свет остается.
Мой генерал, нас предали! (с) :lol:
17.12.2009 в 13:22

Пишу за фидбэк.
Это когда тебе выговаривают, без смягчений. Проголосовала за 2, но на самом деле, оно подходит и под 1, и под 2 и под 3, для меня. Потому что указание на недостаток (2), прямо и без поблажек (1), ну и это, ессно, сильно так неприятно (3). :tear:
17.12.2009 в 13:24

Hau mikola!
на самом деле раз такой разброс во мнениях, править надо толковые словари, а не народ. =)
17.12.2009 в 13:38

Всем.
Спасибо за участие.
Диана Шипилова:D Ну... История повторяется.
Кошка Просто не согласна с тем, что всегда большинство понимает слово непременно правильно.;-)
Botan-chan Ну, неприятно может быть разное.))) А несправедливый разнос разве не неприятен?)))) И 2 тоже подойдет. Тогда получится, что справедливый и несправедливый - синонимы. ;-)
Mask_and_Mirror Так в толковых словарях нет разных толкований. Там одно. Зачем их править? )
17.12.2009 в 13:41

Applejack
Отличный вопрос. :-) Из серии "нобелевка Эйнштейна".
17.12.2009 в 13:42

Hau mikola!
А должно быть, значит, несколько, потому что народ воспринимает это слово не так, как словарь.))) Люди же не по словарю воспринимают, а как принято в окружении.))
17.12.2009 в 13:46

Transit umbra, lux permanet. // Тень уходит, свет остается.
tes3m, так никто и не говорит, что всегда, но язык развивается, и значения слов меняются - полностью или устаревают или переходят в разряд редкоупотребимых некоторые значения и добавляются новые у многозначных слов. Что в этом страшного?
17.12.2009 в 13:51

twinkle_little Да. Это, кстати, был вопрос не из-за самого слова, а из-за того, может ли большинство понимать какое-то слово неправильно.

Mask_and_Mirror А должно быть, значит, несколько, потому что народ воспринимает это слово не так, как словарь. Но на опрос, что такое фаллос,« 57 % студенток ответили - крымская резиденция Горбачева.» (АиФ 1996 к 8 марта) Надо ли добавлять это значение в словарь?;-)
17.12.2009 в 13:51

А должно быть, значит, несколько, потому что народ воспринимает это слово не так, как словарь.))) Люди же не по словарю воспринимают, а как принято в окружении.)) а окружению и самому человеку повышать уровень своей грамотности - не судьба?
17.12.2009 в 13:53

Transit umbra, lux permanet. // Тень уходит, свет остается.
tes3m, ну и что, значит, слово (не явление :gigi: ) было на то время относительно для широкой публики новое, пусть сейчас спросят. :smirk:
17.12.2009 в 13:54

И не вздумайте дернуть крест-накрест рукой...
Я голосовал за пункт первый, но вообще-то трудно определить. Для меня значение этого слова, скорее некое решение, или суждение, или мнение, которое высказано беспристрастно, но при этом оно неприятное. Вот так как-то...
17.12.2009 в 13:55

...с любовью к дурному обществу
Я знаю, что первый правильный, но он мне не нравится. Не передает. В слове нелицеприятный есть оттенок негативного. В слове беспристрастный этого оттенка нет. ИМХО, разумеется. Я бы скорее выбрала номер 4. Хотя и оно не передает - слишком много определенности.
17.12.2009 в 13:58

Пишу за фидбэк.
tes3m, несправедливый, ИМХО, менее неприятен. На него можно забить, можно с чистой совестью обматерить в ответ, разозлиться, плюнуть и успокоиться и т.д. А на справедливый приходится проглатывать, даже если сил нет молча, но приходится. Это острее и неприятнее. На мой взгляд.

тогда получится, что справедливый и несправедливый - синонимы.
ээээ... почему??? О_О Во втором про несправедливость ничего нет, только про неодобрение. Вроде как.
17.12.2009 в 13:58

Transit umbra, lux permanet. // Тень уходит, свет остается.
Ela, ну так тут у  tes3m окружение далеко не самое неграмотное, а вот как мнения разделились (с перевесом в сторону "неправильного" значения). Значит, это слово по какой-то логике языка, действующей в процессе реального употребления слова, тяготеет к негативному оттенку значения. Словари ж на камне не высечены раз и навсегда, изменения в языке постоянно происходят.
17.12.2009 в 14:06

Hau mikola!
Но на опрос, что такое фаллос пример не совсем корректный, может они стеснялись.
а окружению и самому человеку повышать уровень своей грамотности - не судьба? судьба =) я повышу, читающие этот или аналогичный пост повысят. А остальные 99,9% населения - нет. Получается единственными носителями русского языка следует признать филологов?))

На самом деле все кроется в слове "лицеприятный". С тех пор как оно перестало употребляться в живой народной речи, и стало восприниматься как синоним слова "приятный", начался и косяк со словом "нелицеприятный", которое прожило дольше. Думаю, потому, что воспринималось как "неприятно", а неприятное говорить не очень вежливо, и пытались как-то это слово подлинней сделать, чтобы, может, человеку было не очень обидно)) Тут я, конечно, фантазирую))
17.12.2009 в 14:11

Кошка Я же не потому стала спорить, что против появления нового значения слова «романтика», я против того, чтобы смеялись над теми, кто понимает это слово не как "большая любовь". Потому что большая любовь входит, конечно, в круг явлений, которые можно назвать романтикой, но она их не исчерпывает.
Приключения, бурные чувства, необычные события, подвиги и даже преступления (но не грязные и мелкие)— это все может быть названо романтичным. И легенда о бирюзе («На Востоке долгие века жило поверье, что голубой камень - это окаменевшие кости людей, умерших от неразделенной любви.») - почему она не романтична? устаревают или переходят в разряд редкоупотребимых Да нет, романтика еще не стала всегда значить "любовь", а тем более " счастливая любовь", как некоторые считают. Да, счастливая любовь может быть романтична, но сказать «счастливая любовь»=«романтика», а ничего другого назвать романтичным нельзя... Нет, не могу согласиться.
17.12.2009 в 14:12

фига
ок, давайте от противного: кто-нибудь сталкивался с тем, чтобы, предупредив о нелицеприятности, адресата затем похвалили? я - нет. значит, нелицеприятное - это так называемая "горькая правда", то есть и негатив, и якобы справедливость. (якобы - потому что было бы наивно на нее претендовать кому-либо). то есть правильного ответа в опросе нет - исходя из словоупотребления.

так же, как люди смешивают "рациональное" и "правильное", например. это пережиток просветительской картины мира ;) даже в словарях.
17.12.2009 в 14:12

Я гналась за вами три дня, чтобы сказать, как вы мне безразличны!
а я полгода назад узнала, что это точно значит)) но до сих пор не могу свыкнуться, поэтому проголосовала за последний вариант)))
17.12.2009 в 14:17

Помесь хорька, барсука и штопора
Mask_and_Mirror

А остальные 99,9% населения - нет. Получается единственными носителями русского языка следует признать филологов?))

Во-первых, вы недооцениваете тех, кто использует слово правильно. Даже по этому опросу их около 25%.

Во-вторых, носителями литературного (кодифицированного) русского языка так и так не являются все, вообще в принципе говорящие на русском языке. Это нормально: большая часть носителей любого языка говорит не на литературном языке.
17.12.2009 в 14:17

tes3m О Тесс. Как ты актуальна. Я уж давно собираюсь у нас в редакции повесить большой плакат: "Слово "нелицеприятный" НЕ означает "неприятный". Потому что у меня уже в буквальном смысле слова рука устала бесконечнобесконечнобесконечно исправлять это в текстах.
17.12.2009 в 14:17

ок, давайте от противного: кто-нибудь сталкивался с тем, чтобы, предупредив о нелицеприятности, адресата затем похвалили? я - нет я - да, и это не было ни лестью, ни насмешкой. Потому что когда грамотный человек говорит о нелицеприятности - то есть о том, что высказываться он будет, не взирая на лица - то он может и сказать ту самую горькую правду об уважемом человеке, который ему приятен, и похвалить человека, который персонально ему очень неприятен. Но - да, с уходом слова "лицеприятный" из обихода грамотное употребление слова "нелицеприятный" можн будет вскоре похоронить. Так же, как слов "будировать" или "довлеет".
17.12.2009 в 14:20

Transit umbra, lux permanet. // Тень уходит, свет остается.
tes3m, а я как раз считаю, что автор использовал то слово в значении приближенном именно к "большая счастливая любовь". Статья о том, какое платье выбрать на выпускной вечер - ну кто будет давать совет о таком по принципу: "наденьте бирюзовое платье - и вы тогда тоже костями ляжете, это уж-жасно романтично". А именно такие ассоциации и возникают. Потому и смешно.

я против того, чтобы смеялись над теми, кто понимает это слово не как "большая любовь"

Так не над всеми и не всегда смеются, но контекст же (см. выше) учитывать надо.

Пример - слова по отдельности нормальные, эффект создается комический, здесь так задумано, но подобное же достигается и случайно, благодаря особой "умелости" автора:

читать дальше

Для кого автор статьи ее писал? Для избранных? Или обычных девушек, которые будут выбирать выпускные платья и слово "романтичный"воспримут скорее в несловарном значении?
17.12.2009 в 14:21

Ela Мне вообще всё чаще кажется, что скоро можно будет похоронить грамотное употребление уже любых слов.)))
17.12.2009 в 14:21

Hau mikola!
вы недооцениваете тех, кто использует слово правильно как раз нет, я хорошо понимаю, что тут собралась не самая неграмотная часть населения))
большая часть носителей любого языка говорит не на литературном языке согласна =) но раз словарь _современный_ толковый, в нем просто обязана быть строчка "также употребляется в значении "неприятный". Раз ее нет, составители руководствовались общением с филологами и полностью игнорировали все остальное население. =)
17.12.2009 в 14:24

но раз словарь _современный_ толковый, в нем просто обязана быть строчка "также употребляется в значении "неприятный". если к этому будет в скобочках присобачено (безграм.) или (неграм.) - отчего бы и нет? ))) Но - ТОЛЬКО с такой кодификацией.