*В конце концов не все ли равно, что является "данным", на которое опирается поэт, — история ли, легенда, старинная новеллистика или живая действительность? Что в этом смысле изобрели Шекспир или Вагнер? Едва ли хоть один образ, хоть одно событие.
читать дальшеИли назовем самое необычайное явление во всей истории поэтического творчества — Шекспир... Несомненно, что он, обладавший всем на свете, обладал также и даром изобретательства; но еще бесспорнее, что он не придавал ему большого значения и редко им пользовался. Изобрел ли он хоть один сюжет?... Его приверженность готовому сюжету, его смирение перед "данным" — изумляет, трогает; оно могло бы показаться детской скованностью, когда бы не объяснялось абсолютным пренебрежением ко всему предметному, презрением поэта, для которого конкретный материал, маскарад сюжета — ничто, а душа, одухотворение — все.
Одухотворение... Вот оно, это прекрасное слово. Поэта рождает не дар изобретательства, а иное — дар одухотворения. Наполняет ли он своим дыханием заимствованный рассказ или кусок живой действительности — именно это одухотворение, одушевление, наполнение материала тем, что составляет сущность поэта, делает этот материал собственностью художника..*Томас Манн
«Бильзе и я»
Угу. То самое.
Llyd
Пагад сильно волновала тема о художнике. Да, безусловно. "Тонио Крёгер" Там и о любви мне нравилось.