воскресенье, 22 августа 2010
На мой взгляд, появление этого исследования — пример особого английского отношения к гомоэротизму: в 1975 году выходит книга о Первой мировой войне, в которой целая глава посвящена гомоэротическим чувствам и отношениям — и никто не возмущается, книга получает престижные литературные премии, многократно переиздается, включается в списки лучших книг в категории non-fiction.
Хотя слова ("В окопах Первой мировой войны английские мужчины cтали любить друг друга по-настоящему, без стыда и притворства, под угрозой внезапной смерти, стали находить в лицах других молодых людей утешение, ниспосланное из иного мира..."), которые я сравнила со словами Олдингтона из "Смерти героя", принадлежат не Монтегю Гловеру, участнику войны, а были написаны в 1973 году Томасом Пинчоном, но их справедливость подтверждена Полом Фасселом в исследовании (The Great War and modern memory), опубликованном через два года после романа Пинчона. Показателен сам факт, что Фассел там цитирует Пинчона (исследователь — художника).(1)
Книга Фассела отражает самую распространенную сейчас в Англии точку зрения на этот вопрос. На мой взгляд, появление этого исследования — пример особого английского отношения к гомоэротизму: в 1975 году выходит книга о войне, в которой целая глава посвящена гомоэротическим чувствам и отношениям — и никто не возмущается, книга получает престижные литературные премии, многократно переиздается, включается в списки лучших книг в категории non-fiction.
Я встречала мнение, что Фассел преуменьшает распространенность физической близости между мужчинами, о которых пишет, доказывая, что большей частью отношения оставались платоническими (Фассел называет гомоэротическими только сублимированные гомосексуальные чувства). Но судить о том, как часто на войне возникали сексуальные связи, сложно: мы знаем лишь тех, кто попался и был отдан под суд, а ведь для этого периода было совсем не характерно выслеживание подобных отношений (а когда речь шла об офицерах, другие офицеры обычно старались закрывать на это глаза).
По данным официальной статистики за годы войны (включая год после) 22 офицера и 270 солдат было предано суду по обвинению в гомосексуальных действиях.(2)
Гомосексуальность, считает Фассел, чаще проявлялась среди военных в форме романтической дружбы или гомоэротического восхищения — и, думаю, именно распространенность гомоэротических чувств больше всего отличает Англию того периода от других стран (а вовсе не возможность найти партнера для секса: это так же легко можно было сделать и в Париже, причем не рискуя получить до десяти лет тюрьмы). На мой взгляд, Фассел прав, что не считает "чистые" гомоэротические отношения чем-то противоположным отношениям, включающим сексуальный компонент, и показывает их общие корни и возможность перехода одного в другое (что можно увидеть на примере Зигфрида Сассуна, Акерли, Роберта Грейвза, Оуэна и т.д). Упомянув "страстные, но не физические увлечения", которые многие офицеры пережили в школе, а затем на фронте ("На войне, как и в школе, подобные страстные увлечения были противоядием против одиночества и ужаса"), Фассел пишет: "Возможно, у британцев был особый дар испытывать страстные увлечения этого рода? Имена литературных знаменитостей конца 19 -начала 20 века, могут навести исследователя на эту мысль ..." (3)
1. The Great War and Modern Memory:The Illustrated Edition by Paul Fussell - 2009, p. 347
2. A war imagined: the First World War and English culture by Samuel Lynn Hynes - 1991, p.225
3. The Great War and Modern Memory:The Illustrated Edition by Paul Fussell - 2009, p. 342
@темы:
гомосексуальность,
английская литература
Но само по себе то, что можно было открыто демонстрировать восхищение, влюбленность и т.д., - это ведь действительно само по себе культурное явление...
Но само по себе то, что можно было открыто демонстрировать восхищение, влюбленность и т.д., - это ведь действительно само по себе культурное явление... Вот и я так думаю. Причем большинство писателей осознавало связь между этими чувствами и сексуальностью: в книге Touch and intimacy in First World War literature цитируют ту тираду Олдингтона, а потом добавляют, что другие были более чувствительны к эротическому компоненту того, что он описывает. И правда: даже Роберт Грейвз, открещивавшийся от раннего гомосексуального опыта, в 1931 году написал о неосознонном гомоэротическом подтексте "романтических уз", привязывавших солдат к юным красивым офицерам.