Я в прошлом году обратила внимания на необычные сюжеты некоторых рисунков из числа тех, которые называют retablo и exvoto (увидела ссылку на сообщество, им посвященное): вроде бы о них пишут, что это изображения, "приносившееся в дар церкви по случаю избавления от какой-либо опасности, болезни и т.д.", так я раньше их и представляла. Но тут были, например, изображения с подписями в которых говорилось о геях, благодарящих младенца Христа за то, что они познакомились и счастливо живут вместе, о женихе, сбежавшем с первым встречным из под венца и благодарящем за это Пресвятую Деву Сан-Хуанскую и т.п. И таких рисунков оказалось много. Я засомневалась: неужели священники разрешают вешать такое в церкви? Но как это все сочетать с католическими догматами?
Однако я ничего узнавать не стала, решила, что, если это мистификация, рано или поздно об этом узнают и напишут — и я узнаю. Но на днях я опять увидела такие изображения, тут уж не удержалась, немного поискала в Интернете, обнаружила, что художники такие рисунки делают не только в церковь, но и просто на продажу. Нашла сначала одну художницу, потом еще других художников. А вчера в этом сообществе увидела, что в комментариях к новому рисунку написали: "У них какое-то альтернативное христианство. ...Но как, как это вяжется с католической не побоюсь этого слова моралью??? Как кому-то могло прийти в голову, что Иуда Фаддей помог гомосексуалисту принять собственную тягу к мазохизму? Как будто категория греха для них в принципе не существует. Очень непривычный вариант христианства" (Отсюда).


У меня нет аккаунта в ЖЖ, поэтому я не смогла написать, что тут нет ничего очень необычного: некоторые современные рисунки-retablos делаются не для храмов — иногда у них даже сюжеты вымышленные. Вот что пишут о самом известном современном художнике, рисующем retablos, Альфредо Вильчисе Роке: "Мексиканское общество еще очень католическое, возможно ли, что священник согласится повесить в церкви ex-voto, благодарящее Деву или святых за греховные страсти? ...Некоторые ретабло, возможно, вымысел, другие нарисованы по происшествиям, найденным в газетах.... Альфредо Вильчис Роке - и ремесленник, работающий на заказ, и современный художник, черпающий свое вдохновение в традиции. ... Самоучка, он изучил произведения двух мексиканских художников Фриды Кало и Диего Риверы. (La société mexicaine est encore très catholique, est-il possible que des ex-voto remerciant la Vierge ou les saints pour des amours coupables, selon le dogme, soient acceptés dans l'église par le prêtre de la paroisse?....Certains retables sont peut-être fictionnels, d'autres sont peints d'après des faits divers trouvés dans les journaux.
Alfredo Vilchis Roque est un artisan travaillant sur commande et un peintre contemporain puisant son inspiration dans la tradition.... 

Autodidacte, il a étudié les oeuvres de deux peintres mexicains Frida Khalo et Diego Rivera.)Отсюда Статья на французском, так как он популярен во Франции, там выходили его книги.
читать дальше
Сюжеты некоторых современных ретаблос кажутся менее удивительными, когда становится понятно, что не все они были сделаны для заказчиков, желающих повесить их в церкви.

@темы: гомосексуальность, художники

Комментарии
15.08.2011 в 00:20

-это не мое место-
интересно, что же из этого правда, а что вымысел. И еще это необычный способ отблагодарить бога- нарисовать ему благодарность.
15.08.2011 в 00:23

доширама (с)
Везде обман ))))))))))
15.08.2011 в 00:26

Вечность, живущая в смертной груди, бьётся в рёберной клетке и хочет на волю
Если дома висят, то вполне может быть. Вообще католицизм в Латинской Америке весьма специфичен.
15.08.2011 в 00:52

Kiboo Иногда непонятно, а иногда художники и не скрывают, что это фантазии - та же Салазар (у нее есть всякие фантастические сюжеты) или Браун - у них с Вилхисом цикл о скелетах.;)
klavir Я думаю, просто недоразумение.))))
Aegren Waeise Да, я про заказчиков так и подумала и еще нашла о Вилхисе - сомневаются, что работы для подлинных заказчиков — на том основании, что они бы должны тогда висеть в церкви или на домашнем алтаре. Я подумала: домашний алтарь — ну, тогда вполне могут в некоторых случаях и с такими историями заказывать.
15.08.2011 в 01:26

Scit quid perdit
Я несколько ела уху, когда археологические раскопки обнаружили в Риме приношения средневековых паломников: весьма натуралистические изображения мужских и женских половых органов, отлитые из серебра и золота. Паломники прикалывали это дело к шляпам (!!!) на время паломничества, а когда приходили в храм своей цели, оставляли в дар.
Ну, то есть, там были не только изображения половых органов - там были разные органы, насчет которых молились об исцелении. Но и половые тоже, в количествах.
Еще один шаблон о Средневековье резко порвался.
15.08.2011 в 01:31

Запасной аэродромчик А, да, я про такое читала, тоже шаблон о Средневековье резко порвался.))) Но изображений не видела, надо поискать, интересно.
15.08.2011 в 02:07

Вечность, живущая в смертной груди, бьётся в рёберной клетке и хочет на волю
tes3m, на алтаре в церкви картинки и вешать некуда. Ибо он все-таки строгими канонами определяется.
15.08.2011 в 02:12

Scit quid perdit
Aegren Waeise, а их и не вешают в алтарной части.
15.08.2011 в 02:14

Aegren Waeise Я мало обо всем этом знаю, честно говоря. По тому, что писали о мексиканских, непонятно, куда они их все-таки помещают, если дарят церкви (так пишут, что дарят).
15.08.2011 в 02:15

Вечность, живущая в смертной груди, бьётся в рёберной клетке и хочет на волю
Запасной аэродромчик, а где вешают?
15.08.2011 в 02:18

Scit quid perdit
Ну, сами-то мы не в Мексике живем, но в Украине всякие такие "посторонние" вещи располагают обычно поближе ко входу в храм.

Просто в изначальном смысле слова "ретабло" - это именно заалтарная живопись.

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%82%D0%B0%...
15.08.2011 в 02:25

Я вспомнила, что правильнее exvoto - посмотрела, а там - в испанской Википедии - картинка: es.wikipedia.org/wiki/Exvoto
15.08.2011 в 02:27

В жизни всех безумцев есть река / и река безумно глубока
Невероятно трогательные картины. Хотя трудно переварить такое откровенное соединение гей-тематики и религии.
15.08.2011 в 03:35

Scit quid perdit
tes3m Ну вот, там как раз видно, что вешают при входе, в трансептах и других таких местах.
15.08.2011 в 06:21

Вечность, живущая в смертной груди, бьётся в рёберной клетке и хочет на волю
Запасной аэродромчик, а, если exvoto, тогда да. В малых алтарях и нефах.
А храмы какие у вас? ГКЦ или УПЦ?
15.08.2011 в 10:27

Quod erat demonstrandum
Alfredo Vilchis, наверное же, Альфредо Вильчис? :)
А ретабло в Мексике очень интересные, да))
15.08.2011 в 10:48

негодяй и извращенец (С)
Спасибо. Впечатлило. И сами ретаблос, и способ выражения благодарности.
15.08.2011 в 10:48

Помесь хорька, барсука и штопора
Лубок очень притягательный жанр :)

Интересно, мне кажется, еще то, что все это, как ни странно, вполне укладывается в норму для религии (как явления, я имею в виду). Здесь это привлекает внимание, потому что в римско-католическом христианстве есть явные запреты на сей счет, но по сути это ничем не отличается от того, чтобы благодарить Всевышнего за то, что соседи перестали орать по ночам или там капуста уродилась.

Жаль, англиканцы ретабло не рисуют :)
15.08.2011 в 11:53

cuppa_tea И правда необычно, но и такое, как мы видим, может сочетаться в сознании.
Запасной аэродромчик Да, теперь понятно.
Диана Шипилова Спасибо, что исправила.)))) Я вчера сперва правильно написала, когда его нашла, а потом в ЖЖ увидела неправильный вариант и, не подумав, поменяла на него. читать дальше
krys :sunny:
Мерри Меня не удивили - и я не усомнилась, что их могут нести в церковь - рисунки с содержанием "спасибо, что меня не убил маньяк, который напал на меня, когда я занималась проституцией" и даже "спасибо, что мой муж нашел виагру". Потому, что и правда по сути это ничем не отличается от того, чтобы благодарить Всевышнего за то, что соседи перестали орать по ночам или там капуста уродилась.)))
15.08.2011 в 11:59

Кстати, на фликре, в комментариях к эксвото с благодарностью о виагре, пишут (перевожу): "Я на 99% уверен, что это не настоящее эксвото, а лишь юмористическое произведение искусства, сделанное на продажу. Есть такой художник по имени Вильчис из Мехико, который рисует чрезвычайно смешные сатирические эксвото (но это не его работа)".
www.flickr.com/photos/citlali/2459711832/
15.08.2011 в 13:24

tes3m , о, спасибо! Интересно)))
Меня ещё в прошлом году эти картинки поразили, я тогда даже перепост сделала (свистнула запись у Милорда Фортуната).

А exvoto, приношения с разными органами, в том числе и половыми, давняя традиция. Это не изобретение Средневековья, такое с антички тянется.офф
15.08.2011 в 13:52

Scit quid perdit
А храмы какие у вас? ГКЦ или УПЦ?

РКЦ ваще-то.
15.08.2011 в 14:03

ReNne Да! Я именно у него и увидела.)))
Нас просто удивил контраст между тем, как изображали средневековье в 19 и даже часто в 20 веке - после ханжества 19 века казалось, что уж в Средние-то века ханжества должно было быть еще больше, хотя, когда больше узнаешь, понимаешь, что все сложнее. С другой стороны, и античные времена долго представляли идеализированно. читать дальше
15.08.2011 в 14:13

Вечность, живущая в смертной груди, бьётся в рёберной клетке и хочет на волю
Запасной аэродромчик, и наше тоже ) приятно встретить собрата.
tes3m, ханжество - это подарок от протестантов. Кадьвинистов и пуритан особенно.
Мы как-то на лекциях по каноническому праву разбирали книжицы в помощь священнику: как какой грех оценивать. Фантазия у средневековых товарищей была весьма на уровне хардпорно.
15.08.2011 в 14:59

tes3m контраст между тем, как изображали средневековье в 19 и даже часто в 20 веке - после ханжества 19 века казалось, что уж в Средние-то века ханжества должно было быть еще больше, хотя, когда больше узнаешь, понимаешь, что все сложнее. - конечно)) Нам же эти кривые "картинки" прошлого со школы ещё помнятся. Тем более что нам мало того, что упрощённо всё это преподносили, так ведь ещё и под определённым идеологическим соусом. В итоге всё искажалось ещё сильнее. Потом действительно наступает чуть ли не шок, когда начинаешь читать литературу того времени, документы, серьёзных историков... Сразу "картинка" иначе расцвечивается.

читать дальше
15.08.2011 в 15:24

One should always eat muffins quite calmly. It is the only way to eat them. (c) *** I could not look at her and not want to touch her (c)
Мне очень нравится это явление в любом случае :) Я бы даже сформулировала почему: потому что во всех этих ретабло демонстрируется полная гармония человека с самим собой, религией и окружающим миром в целом. Святой помог, мне хорошо, все радуются.
The lark's on the wing;
The snail's on the thorn;
God's in his Heaven—
All's right with the world! :) :) :)
15.08.2011 в 16:49

Aegren Waeise Да, согласна. :yes:
ReNne Если говорить об античности, для меня сильной неожиданностью такое не было, я в детстве читала литературу того времени - Лукиана, Элиана, Диогена Лаэрция, Аристофана, Петрония. И с тем, как античность подается детям тоже была знакома, потому что и пересказы мифов, и исторические повести для детей читала. В общем, примерно представляла, что подчеркивается, о чем умалчивается.)))
sige_vic И правильно.))) Я сперва не хотела Кошке рассказывать то, что узнала, чтобы ее не разочаровывать (потому что мне показалось, что почти всем это все мило, кажется, только как курьез, когда они думают, что это рисунки людей (или сделано по их заказу), которые не пытались ничего придумать, а выражали то, что чувствовали в простоте души, а потом это повесили в церкви, - а тем, кто это теперь видит, можно весело поразиться тому, какие они там все необычные - священники и прихожане) — а потом спросила ее, интересно ли было бы, если это и задумывалось как произведения искусства, а не как "человеческий документ". Она ответила: "Так еще круче". А я думаю, что всегда лучше знать, что перед нами на самом деле. Мы и так всего не знаем, не все представляем правильно, а уж если сталкиваемся с чем-то необычным и непривычным, то, я уверена, лучше узнать все подробно.))) А гармония человека с самим собой никуда ведь не девается из этих работ, если узнать о них больше.)))

Еще работа Салазар.
15.08.2011 в 16:56

One should always eat muffins quite calmly. It is the only way to eat them. (c) *** I could not look at her and not want to touch her (c)
tes3m а уж если сталкиваемся с чем-то необычным и непривычным, то, я уверена, лучше узнать все подробно :yes::yes::yes: Ты совершенно права - мне очень нравится твой пытливый подход ко всем заинтересовавшим явлениям! :)
15.08.2011 в 19:10

Для ведения войны мне необходимы три вещи: во-первых — деньги, во-вторых — деньги и в третьих — деньги. Наполеон
tes3m вааау!!! Какая прелесть!!! Как я тебя обожаю за такие интересные посты!!!:squeeze:

слушай, а почему ты не перепостишь это в сообщество?
это так чудесно! Даже если оно и не прямо для церкви, чудесные штуки))) чудесный способ поблагодарить бога за радости жизни)))
не смотря на то, что в общем и целом содомия считается грехом, но геи и слеш всегда так тесно шли с христианством, что эти чудесные рисунки даже как-то не удивляют))))
15.08.2011 в 21:44

tes3m Если говорить об античности, для меня сильной неожиданностью такое не было, я в детстве читала литературу того времени - аналогично))) Потому для меня потом в Средних веках гораздо больше "открытий" случилось.)))