Случайно попалось на глаза старое (2000 г.) открытое письмо писательницы Ширли Хаззард, вдовы Фрэнсиса Стигмюллера, автора нескольких известных биографий (Флобера, Мопассана и т.д.), адресованное Эдмунду Уайту. Тот написал в одной статье, что Стигмюллер в своей биографии Жана Кокто (1970 г.) "делает вид, будто великой любовью всей жизни Кокто была Наталья Палей". Ширли Хаззард ответила, что не знает, откуда Уайт почерпнул такие сведения, но явно не из книги ее мужа, в которой "это мимолетная, протекавшая под действием наркотиков влюбленность занимает меньше пяти страниц из пятиста". Кроме того, Стигмюллер пишет, что во время романа с Натальей Палей Кокто продолжал встречаться с мужчинами, в частности с поэтом Жаном Десбордом, связь с которым продолжалась семь лет. Видимо, Эдмунд Уайт перепутал Стигмюллера с каким-то другим биографом Кокто.
Кстати, Стигмюллер цитирует слова самой Натальи Палей: "Для Кокто связь со мной была исключительно физической. Он хотел сына, но со мной у него было ровно столько потенции, сколько и могло быть у полностью гомосексуального человека, находившегося под действием опиума. Все это было позорно и отвратительно. Это не было любовью". Это было сказано в 60-е годы, и мне это признание кажется заслуживающим доверия: не похоже, что Палей тут приукрашивает свое прошлое. Она ведь отрицает, что была предметом любви великого поэта, что для большинства людей лестно, зато не скрывает, что между ней и Кокто была физическая связь, казавшаяся ей унизительной. Кроме того, ее отзыв о Кокто нельзя объяснить неприязнью к гомосексуальности, т.к. Наталья Палей обычно влюблялась в геев и бисексуалов и даже вышла замуж во второй раз за гея.
Кстати, Стигмюллер цитирует слова самой Натальи Палей: "Для Кокто связь со мной была исключительно физической. Он хотел сына, но со мной у него было ровно столько потенции, сколько и могло быть у полностью гомосексуального человека, находившегося под действием опиума. Все это было позорно и отвратительно. Это не было любовью". Это было сказано в 60-е годы, и мне это признание кажется заслуживающим доверия: не похоже, что Палей тут приукрашивает свое прошлое. Она ведь отрицает, что была предметом любви великого поэта, что для большинства людей лестно, зато не скрывает, что между ней и Кокто была физическая связь, казавшаяся ей унизительной. Кроме того, ее отзыв о Кокто нельзя объяснить неприязнью к гомосексуальности, т.к. Наталья Палей обычно влюблялась в геев и бисексуалов и даже вышла замуж во второй раз за гея.
Юинард, Да, она.)
cuppa_tea, Пишут, что ей были неприятны сексуальные отношения.
Кстати, про модельера Лелонга, первого мужа Палей сейчас прочитала в Википедии, что у него были гомосексуальные связи, несмотря на то, что он три раза женился: читать дальше
С Палей они развелись в 1937, но мирно.
Про Джека Уилсона, ее второго мужа, сейчас вспомнила, что он до брака с ней встречался с Дэвидом Гербертом (а еще раньше — с Ноэлом Кауардом), и Сесил Битон в дневнике писал, что будто бы это Уилсон устроил так, что Герберта выслали из США. Битон в это время тоже там был. Уилсон ему рассказал, что Герберту велено уехать из США за "аморальное поведение в общественных местах" и добавил что-то вроде "Сам виноват, нечего было знакомиться на улицах со всякой швалью", а Битон подумал: "Да ты же сам, наверное, попросил знакомых, чтобы его удалили из США, чтобы он не мешал тебе жениться на твоей обожаемой Наташе" (это не дословно, так мне запомнилось, но там Палей была названа именно Natasha). Не могу сейчас найти эту книгу, но постараюсь найти и процитировать точнее.
Я ее еще застала - мне было четыре года, когда она умерла. В голове не укладывается.
Браки, хоть и не очень удачные, видимо, не были катастрофическими.
cuppa_tea, А мне странно думать, что Прайс-Джонс, который был моложе ее всего на 3 года, умер только в 2000 г.)
Браки, как я понимаю, ее устраивали. Особенно нравился второй муж.
Но как поэт он был влюблен в Палей. И она тогда в него. Это уже потом она под влиянием обиды перестала верить, что он был в нее влюблен, и даже утверждала, что никак не повлияла на его творчество. Мол, я ему не муза и вообще никто.) А Арно пишет, что Кокто посвятил ей десять стихотворений. И "предательство" Палей он тяжело переживал, плакал и жаловался окружающим (даже своему любовнику Десборду).
Беременность Палей у Арно выглядит не явной фантазией, как у Стигмюллера (напоминаю, он еще не имел доступа к некоторым источникам), но с этим нет полной ясности: Палей действительно сказала Кокто, что она беременна, но, по мнению ее друзей, она могла и заблуждаться (может, просто месячные задержались), могла и сказать Кокто неправду, видя, что тот очень близко к сердцу принимает, что он не может стать отцом. Тут еще есть важный момент: Кокто не только сам был под воздействием опиума, но давал его и Палей. И поэтому она тоже была во время связи с ним не совсем в себе. Вроде бы и она на какое-то время поддалась его фантазиям о "царевиче", "маленьком Романове", которого она родит. Это при том, что она боялась и секса, и деторождения (говорили, что во время революции ее в 12 лет изнасиловали солдаты). Но потом она очнулась и, как пишет Арно, поняла, что ей надо будет не только рожать ребенка, но и растить его, а Кокто не очень надежный спутник жизни: как только она сказала ему, что беременна, он начал хвастаться этим перед всем Парижем. Тут и муж узнал. Правда, у них был практический открытый брак (муж был бисексуал, а в тот период у него была любовница -модель, и Палей он не мешал), но ребенок все усложнял. И то, что эту историю обсуждал весь Париж, усложняло все еще больше. Муж сказал, что либо он будет считаться отцом, либо развод. Вообще-то Кокто это устраивало — он и сам хотел жениться на Наталье и растить "царевича". Но сама Палей уже боялась связывать с ним свою дальнейшую жизнь (т.к. он разболтал то, что она ему сказала, до того, как она сама призналась мужу) и не верила, что он будет хорошим мужем и отцом.
Тут еще вмешалась одна "доброжелательница" — подруга Палей и бывшая любовница Кокто (т.е. влюбленная в него, с которой он пытался "стать вполне мужчиной") Мари-Лор, виконтесса де Ноай. Она и Палей, и Кокто постаралась внушить, что они друг другу не подходят: про Кокто она говорила, что у него не сложилось ни с одной женщиной, а ему она говорила, что Наталья любит одну себя.
Потом Наталья болела, а Кокто решил, что она сделала аборт. И не только решил, но и опять рассказал всем желающим слушать.
Это было еще позорнее, чем супружеская измена, по меркам того времени. Но Палей и после этого продолжала писать Кокто о своей любви. Там, кстати, не понятно, что случилось: выкидыш, аборт или вообще не было беременности. Потом Кокто попытался объясниться с мужем Палей, предлагал отпустить жену (тот не хотел разводиться).
Но Палей, хоть тогда все еще его любила Кокто, ему уже совсем не доверяла и отказалась стать его женой.
Так я поняла то, что рассказал об этом Арно в своей биографии.)
Да уж, Кокто только "царевича" было воспитывать. В виде творческого эксперимента.
Вообще, трудно судить о личностях такого высокого полета, о богеме. С моей обывательской точки зрения это все люди, которые не умели контролировать свои чувства. К Палей это, правда, не относится. Ну и начало жизни у нее было очень тяжелое, я имею в виду годы революции.