Пишет Gally: Из книги Джонатана Мэйхью "Апокрифический Лорка: перевод, пародия, китч" о Лорке в восприятии американских поэтов.
оригинал...if Lorca had launched a stinging jeremiad against "negros de todo el mundo," he could not have become a hero to African American poets. In "Ode to Walt Whitman," however, he writes explicitly in defense of the closet, refusing to denounce those who suffer their sexual marginalization in silence /.../ He saves his venom for those who are "openly gay," to use an anachronistic but apt phrase: those who claim group identity and point to Whitman as one of their own. Since gay American poets of the 1950s also had to negotiate their own way out of the closet, they identified with Lorca's predicament, sharing part of his self-loathing. At the same time, in pointing at Lorca and Whitman as models for their own identity politics, they are repeating the gesture that the speaker of Lorca's poem condemns: "Los maricas, Walt Whitman, te señalan" [The faggots, Walt Whitman, point you out]. What bothered Lorca (if we read his ode as a reflection of his own position) is the identification of Whitman as "one of us." Yet that was exactly what made Lorca attractive to young gay poets in the 1940s and 1950s: he, too, was gay. Lorca's poem, of course, also "points out" Whitman as a hypermasculine but chaste precursor of a desired sexual identity, one which stands in contrast to the presumed effeminacy of the maricas. The problem is that such distinctions ultimately collapse in the face of a homophobia that would condemn any and all homoeroticism as promiscuous and effeminate.
Walt Whitman, a figure whose particular brand of American cultural exceptionalism was heavily tinged with homoeroticism, was such a powerful model for gay poets of the postwar period that the prevalent reading of the poem was to either ignore or explain away the explicitly negative perspective toward this group in Lorca's poem. Allen Ginsberg simply glosses over the problem in one of his best and best-known poems, "A Supermarket in California," dated "Berkeley, 1955".
мой переводЕсли бы Лорка разразился язвительной тирадой в адрес “negros de todo el mundo”, он бы не смог стать героем для афроамериканских поэтов. Тем не менее, в «Оде Уолту Уитмену» он недвусмысленно выступает в защиту «не вышедших из шкафа», отказываясь от осуждения тех, кто молча мирится со своей сексуальной обособленностью. /…/ Лорка приберегает свой яд для «открытых геев», если воспользоваться анахронистическим, но точным выражением, для тех, кто претендует на принадлежность к группе и причисляет к ней Уолта Уитмена. Так как американским поэтам-гомосексуалам пятидесятых годов так же приходилось разбираться со своей обособленностью, они отождествляли себя с проблемами Лорки, в чем-то разделяя его самоненависть. В то же время, указывая на Лорку и Уитмена как на модели поведения, они повторяют жест, который осуждает рассказчик стихотворения Лорки: "Los maricas, Walt Whitman, te señalan" («Педерасты указывают на тебя, Уолт Уитмен»). Лорку (если рассматривать стихотворение как отражение его душевного состояния) беспокоил взгляд на Уитмена как на «одного из нас». Но именно в этом заключалась привлекательность Лорки для молодых поэтов-геев сороковых и пятидесятых годов: он также был геем. Стихотворение Лорки, конечно же, «указывает» на Уитмена как на сверхмужественного но целомудренного предтечу вожделенной сексуальной принадлежности, противопоставляемого предполагаемой женоподобности maricas. Проблема заключается в том, что подобные различия исчезают перед лицом гомофобии, осуждающей любую гомоэротику как распущенную и женоподобную.
Уолт Уитмен, чье участие в американской культуре густо окрашено гомоэротизмом, был настолько важной моделью для гомосексуальных поэтов послевоенного периода, что превалирующий подход к стихотворению Лорки заключался в том, чтобы или игнорировать ярко выраженное отрицательное отношение к этой группе, или находить ему объяснения. Аллен Гинзберг его попросту замалчивает в одном из своих лучших и самых известных стихотворений, «Супермаркет в Калифорнии», датированном «Беркли, 1955».
Стихотворение "Ода Уолту Уитмену" можно прочитать по ссылке
оригинал...if Lorca had launched a stinging jeremiad against "negros de todo el mundo," he could not have become a hero to African American poets. In "Ode to Walt Whitman," however, he writes explicitly in defense of the closet, refusing to denounce those who suffer their sexual marginalization in silence /.../ He saves his venom for those who are "openly gay," to use an anachronistic but apt phrase: those who claim group identity and point to Whitman as one of their own. Since gay American poets of the 1950s also had to negotiate their own way out of the closet, they identified with Lorca's predicament, sharing part of his self-loathing. At the same time, in pointing at Lorca and Whitman as models for their own identity politics, they are repeating the gesture that the speaker of Lorca's poem condemns: "Los maricas, Walt Whitman, te señalan" [The faggots, Walt Whitman, point you out]. What bothered Lorca (if we read his ode as a reflection of his own position) is the identification of Whitman as "one of us." Yet that was exactly what made Lorca attractive to young gay poets in the 1940s and 1950s: he, too, was gay. Lorca's poem, of course, also "points out" Whitman as a hypermasculine but chaste precursor of a desired sexual identity, one which stands in contrast to the presumed effeminacy of the maricas. The problem is that such distinctions ultimately collapse in the face of a homophobia that would condemn any and all homoeroticism as promiscuous and effeminate.
Walt Whitman, a figure whose particular brand of American cultural exceptionalism was heavily tinged with homoeroticism, was such a powerful model for gay poets of the postwar period that the prevalent reading of the poem was to either ignore or explain away the explicitly negative perspective toward this group in Lorca's poem. Allen Ginsberg simply glosses over the problem in one of his best and best-known poems, "A Supermarket in California," dated "Berkeley, 1955".
мой переводЕсли бы Лорка разразился язвительной тирадой в адрес “negros de todo el mundo”, он бы не смог стать героем для афроамериканских поэтов. Тем не менее, в «Оде Уолту Уитмену» он недвусмысленно выступает в защиту «не вышедших из шкафа», отказываясь от осуждения тех, кто молча мирится со своей сексуальной обособленностью. /…/ Лорка приберегает свой яд для «открытых геев», если воспользоваться анахронистическим, но точным выражением, для тех, кто претендует на принадлежность к группе и причисляет к ней Уолта Уитмена. Так как американским поэтам-гомосексуалам пятидесятых годов так же приходилось разбираться со своей обособленностью, они отождествляли себя с проблемами Лорки, в чем-то разделяя его самоненависть. В то же время, указывая на Лорку и Уитмена как на модели поведения, они повторяют жест, который осуждает рассказчик стихотворения Лорки: "Los maricas, Walt Whitman, te señalan" («Педерасты указывают на тебя, Уолт Уитмен»). Лорку (если рассматривать стихотворение как отражение его душевного состояния) беспокоил взгляд на Уитмена как на «одного из нас». Но именно в этом заключалась привлекательность Лорки для молодых поэтов-геев сороковых и пятидесятых годов: он также был геем. Стихотворение Лорки, конечно же, «указывает» на Уитмена как на сверхмужественного но целомудренного предтечу вожделенной сексуальной принадлежности, противопоставляемого предполагаемой женоподобности maricas. Проблема заключается в том, что подобные различия исчезают перед лицом гомофобии, осуждающей любую гомоэротику как распущенную и женоподобную.
Уолт Уитмен, чье участие в американской культуре густо окрашено гомоэротизмом, был настолько важной моделью для гомосексуальных поэтов послевоенного периода, что превалирующий подход к стихотворению Лорки заключался в том, чтобы или игнорировать ярко выраженное отрицательное отношение к этой группе, или находить ему объяснения. Аллен Гинзберг его попросту замалчивает в одном из своих лучших и самых известных стихотворений, «Супермаркет в Калифорнии», датированном «Беркли, 1955».
Стихотворение "Ода Уолту Уитмену" можно прочитать по ссылке
Да, популярный взгляд, по-моему. Правда, Лорка к тому же противопоставляет "тайную" гомосексуальность открытой.
Да, это конечно.