Ганс Фаллада в воспоминаниях о детстве ("У нас дома в далекие времена") описывает, как его мать в присутствии дальней родственницы, тети Амели, однажды велела ему сидеть смирно и не болтать ногами.
«Луиза! — воскликнула тетя чуть ли не в ужасе. — Как ты сказала?! (...) Настоящей даме лучше не упоминать про это, внизу, — она глазами показала на мои ноги, — лучше не упоминать, Луиза. Как будто ей ничего не известно, Луиза! Но уж если ей необходимо это назвать, то она говорит "пьедестал" или, во всяком случае, "постамент"... Ганс, оставь в покое свой постамент, вот так звучит прилично, Луиза!»
(Происходит это в самом начале 20 века.)
«Луиза! — воскликнула тетя чуть ли не в ужасе. — Как ты сказала?! (...) Настоящей даме лучше не упоминать про это, внизу, — она глазами показала на мои ноги, — лучше не упоминать, Луиза. Как будто ей ничего не известно, Луиза! Но уж если ей необходимо это назвать, то она говорит "пьедестал" или, во всяком случае, "постамент"... Ганс, оставь в покое свой постамент, вот так звучит прилично, Луиза!»
(Происходит это в самом начале 20 века.)
Я, кстати, не работаю. Но потому что сама это выбрала, а не потому, что "женщина не должна работать".
Насчёт феминизма: я говорю именно о перегибах. Просто в последнее время всё чаще попадаю в ситуации, в которых мне не позволено сделать то, что позволено мужчинам, пойти туда, куда позволено мужчинам и т.д. Это вызывает негатив. Меня это оскорбляет.
Истину глаголешь)))
Знаешь, когда я училась на философском, у нас некоторые мальчики всерьез на занятиях доказывали, что женщинам надо запретить высшее образование, потому что она занимает потом место, который мог бы занять мужчина - с женой и детьми (ну, т.е. с неработающей женой, настоящей женщиной, а не мерзкой работающей феминисткой).
Мне когда-то однокурсник доказывал, что женщина не способна к изучению философии. Ссылался при этом на Канта.
rakugan Да, такое я много раз слышала. И, в общем, на самом деле женщин-философов было мало, а значительных — еще меньше. Но до 19 века и женщин-писателей было мало, а писателем стать легче, чем философом (настоящим). Мало даже получить серьезное образование и посвятить себя этому целиком, нужно, чтобы было философское окружение, чтобы принимали там не как второсортное создание, к которому надо подлаживаться. А если бы женщины от природы не могли заниматься философией, откуда бы в 20 веке взялись Ханна Арендт, Симона Вейль и другие?)
Вот к этому: "нужно, чтобы было философское окружение, чтобы принимали там не как второсортное создание, к которому надо подлаживаться".
Некоторым в этом смысле везло:
"...Приехали какие-то люди и привезли новый плащ, который, как они рассказывали, ты сама сшила для меня на зиму. За то, что ты заботишься обо мне, спасибо, но я очень недоволен, что ты все еще занимаешься домашними делами, а не философией, которой я учил тебя. Займись, наконец, хоть сейчас философией, если в самом деле интересуешься ею, а не притворяешься, и старайся делать то, ради чего ты стремилась за меня замуж, а все эти пустяковые заботы с прядением шерсти оставь другим женщинам, чьи интересы очень далеки от твоих..."
(письмо от Кратета к Гиппархии - нашла в сети, поэтому источник, к сожалению, не могу указать)
Однако и здесь мужчина выступает, как учитель, а женщина - как последовательница.
Сейчас не могу навскидку вспомнить обратные примеры.
В голову лезет Ипатия, но я не помню, была ли она философом или только математиком.
С гибелью школы неоплатонизма связана и смерть единственной известной нам женщины-математика античности, возглавлявшей также и эту философскую школу.
Отец Ипатии был одним из видных ученых александрийской школы и дал дочери прекрасное образование. Углубленное изучение точных наук заставило Ипатию задуматься над более общими проблемами, что вылилось в серьезное увлечение философией, в частности самым популярным учением поздней античности - неоплатонизмом. И в философии, как говорили современники, она превзошла всех своих предшественников.
Блеск ее ума и таланта оказался столь ярким, что ей была предложена философская кафедра. Эта должность давала ей место и в городском совете, где она могла участвовать в управлении городом. Сейчас все это может показаться совершенно обычным, но для начала V века это было настоящей сенсацией. Впервые в истории женщина стала профессором, мало того, Ипатия - вообще единственная женщина, имя которой сохранилось в истории греческой науки за более чем тысячелетнюю ее эпоху.
В эпоху поздней античности социальный статус женщины продолжал понижаться, и это было связано также с распространением христианства, которое зачастую видело в женщине “сосуд зла” или “врата дьявола”. Хотя формально правовое положение женщины не претерпело существенных изменений, к V веку снизился уровень образованности женщин, распространялись взгляды об их неполноценности. Пример Ипатии в этом контексте был вызывающим.
А значит, есть надежда, что новые таланты не затопчут. Потому что я не верю в радостные заявления, что если талант настоящий, он с любого дна поднимется, а если сломался, то не настоящий.
А разделение мужского и женского мира приводит к очень большому количеству непонимания и в какой-то мере к упрощению ситуации. Он - мужчина, поэтому он всегда..., она - женщина, поэтому она всегда.... Напоминает старую фразу: "Для светской женщины садовник - это садовник, повар - это повар, а сторож - это сторож. Для монахини и садовник, и сторож, и повар - мужчины".
Мило. Мне еще нравится, когда одновременно выступают за разделение и жалуются на непонимание мужчин женщинами и наоборот.
И вместо совета нормально общаться с супругом/супругой начинаются общие рекомендации "При мужчинах нельзя плакать, с женщиной надо говорить как с маленьким ребенком и прочая, прочая, прочая."