...Марья Маревна ему сказала: "Пойдем, любезный супруг, я тебе покажу, в которую комнату тебе не ходить". Иван Царевич пошел с нею к той комнате и увидел, что двери у нее были без всякого украшения, потому Иван-царевич уверял ее, что он не пойдет в ту комнату, после чего Марья-царевна поехала, препоручив Ивану-царевичу все государство. После ее отъезда царевич в один день пошел по всем комнатам гулять и, как прошедши все комнаты, дошел до той, в которую ему не велела входить Марья-царевна, то Иван-Царевич остановился и думал про себя: "Когда мне поручено все государство, почему ж запретила она входить мне в эту комнату?"
"Сказка вторая о Иване-царевиче" (Из "Сказок русских" (1787) П. Тимофеева).
"Русские сказки в ранних записях и публикациях (XVI-XVIII века). Л., 1971, стр.130
"Сказка вторая о Иване-царевиче" (Из "Сказок русских" (1787) П. Тимофеева).
"Русские сказки в ранних записях и публикациях (XVI-XVIII века). Л., 1971, стр.130
так что я за экзальтацию
cats_and_world в христианстве самоубийство не менее строго запрещено Но христиане, кажется, менее послушны.
А вплоть до появления разночинцев-вольнодумцев герои и героини помирали сами по себе, без наложения рук, как та же Кларисса
В Декамероне целый день посвящен несчастным влюбленным.
Идеалы античности + рыцарские заморочки = честь дороже жизни, любовь дороже жизни...
о них были две итальянские новеллы, поэма Брука и пьеса Лопе де Веги
помню, что у него были предшественники, но не курил. Спасибо что напомнила.
Интересный кстати вырисовывается график популярности самоубийства
В некотором смысле Ренессанс эдакая вольница, но все это на фоне кровищи, войнушек и малого ледникового периода
вот это и странно, что любовь играет такую важную роль. Я себе настолько губительную любовь пока не могу представить, мне кажется, она только в сказках, песнях и стихах, а в жизни...
Я часто невзаимно влюблялась, но чтобы умирать или, скажем, падать в обморок от чьей-то красоты, это странно.
кажется, она только в сказках, песнях и стихах, а в жизни...
В принципе, да. Традиция ars amandi - искусства любви. И литература какбэ призвана подавать примеры для подражания.
~neparse Естественно, это преувеличение, литературная условность.Но великая любовь и в арабских сказках выглядит как исключение. М.Герхардт в книге о 1001 ночи пишет: "Их [влюбленных] более или менее приравнивают к поэтам, мудрым правителям и праведникам: их страдание и постоянство представлены как предмет для восхищения". Это редко и необычно.)
Великие умы мыслят сходно
Я, кстати, всегда читаю и восхищаюсь, ну надо же, взять и убить себя - у меня никогда на такое не хватит смелости, с кем бы меня ни разлучали. На радио "Звезда" есть программа "Моя Россия", там рассказывают о разных городах. И всегда обязательно какую-нибудь легенду, связанную с этими местами, зачитывают. Чаще всего сценарий такой: парень и девушка влюбились друг в друга, но ее отец противится их союзу или что-то еще им мешает, а потом кто-то вырывает из груди сердце или вот бросается со скалы. Все легенды очень-очень похожи
кстати! вспомнилось про Ренессанс и смыкающийся с ним Маньеризм-как-то видела подборку картин на тему Юдифь и Олоферн, в этот же период с популярностью самоубийства резко становится а) много кровищи б)кровища подается со смаком и чуть ли не главный герой картины
В некотором роде своебразный протодекаданс вырисовывается и его смакование смерти, но это смакование ещё теплого трупика.
а вот в декаданс уже стало модно гнить и растлеваться-забава стала не первой свежести.
Да, верное наблюдение.)
Я тогда задумалась о Юдифи, отвлеклась и не ответила (реал отвлек).
А Иван Царевич мыслит по-царски
"Зачем же древо не вошло в даримое ? –
Ведь повелел Он, чтобы земли с водами
вам подчинялись: древо же – как некая
часть мощной суши – ставит под сомненье дар."
(Гроций, "Адам Изгнанный")