В мифе папуасов киваи, объясняющем происхождение обычая, связанного с крупой саго, рассказывается, как одна женщина обвинила другую, недавно родившую, в воровстве саго, которое съела сама. Мрачные подробности.
Родные похоронили женщин. Никто ни на кого не обижался, за убитых никто никому не платил, но всем было стыдно."
Сказки и мифы папуасов киваи. М., 1977, стр.309
Родные похоронили женщин. Никто ни на кого не обижался, за убитых никто никому не платил, но всем было стыдно."
Сказки и мифы папуасов киваи. М., 1977, стр.309
но всем было стыдно
Обижаться было уже некому.
В другой легенде две жены забили насмерть мужа палками за то, что он тайком от них ел мясо. Жители деревни их упрекнули, но женщины объяснили, что "он ел мясо и ни с кем не делился".
"И люди сказали:
— Раз так, больше об этом говорить не будем."
Но жены, хороня мужа, оплакивали его: "Зачем мы убили нашего мужа? Кто теперь на нас женится?"
manon-r, Да, и я вспомнила "Легенду о Нараяме" и некоторые японские сказки. "Кто съест три рыбки один, станет чудовищем водяным".
Наверное, киваи - очень хороший и порядочный народ.
lilith20godrich,
Мрачная история, но я не удержалась.
Вещи тоже Кота.
И люди Кота.
Всё Кота
Еще бы, с таким супружеством в анамнезе.
Но жены, хороня мужа, оплакивали его: "Зачем мы убили нашего мужа? Кто теперь на нас женится?"
Да, подозреваю, с желающими могут быть определенные сложности.
А в первой истории, которая в посте, лихо они разбираются - посмотреть, съела ли саго или нет, чик по животу - и колодца не надо. Инопланетяне, якобы похищаюшие людей на опыты и нашпиговывающие разными предметами типа чипов, могут у них кое-чему поучиться, как минимум экспериментаторской смелости, а то какие-то зашоренные.
Кстати мысля проскочила в голове
и с непривычки все закоротила: ну понятно, жизнь тяжелая, первая ступень пирамиды Маслоу и т. п. Но интересно, может, история про женщин и саго - это отражение обвинения в супружеской измене и беременности от не-мужа? Папуасы тогда, когда легенда создавалась, уже отслеживали связь между сексом и рождением детей от определенного мужчины? И как у них вообще отслеживалось родство?Мне вот показалось, что обе истории скорее отражение становления папуасской "системы права", что ли)) Ну, какое деяние заслуживает какого наказания, что может служить оправданием, почему общая ошибка не возлагается на отдельные семьи ("никто не обижался"), но хранится в традиции как превенция повторения...
Ангайлин, Да, но все равно сказано интересно.
Lory (aka stature),
Кошка,может, история про женщин и саго - это отражение обвинения в супружеской измене и беременности от не-мужа? Может быть.) Не пришло в голову. У них есть еще интересные вещи: миф о появлении гуделок, таких священных штучек, которые свистели от ветра,"передавая" голоса духов. Сперва ее во сне увидела немолодая женщина, гуделка велела смочить ее спермой мужа и выделениями самой женщины, чтобы это разбрызгивалось, увеличивая плодородие почвы. Но гуделка велела не показывать себя женщинам, а то ничего не выйдет. Жена все рассказала мужу, он - мужчинам, они сделали гуделки, гуделки гудели, а женщины и дети боялись. А та женщина все понимала, но тоже делала вид, что ничего не понимает.
cuppa_tea,
Ах, ну вот, только начинаешь верить в сказки!))
Вот если бы сказали: во, напрасно мы той бабе брюхо-то того, без суда и следствия, будем теперь о ней вспоминать, поедая сорго, и больше никого никогда без дела не угробим - это одно, хоть аплодируй стоя)) А тут картина-то иная: не ешь, женчина, без мужеского пригляду, а не то вот что с тобой приключиться может...
myowlet, Да, архаические греческие мифы, конечно, гораздо меньше отличались от фольклора папуасов, чем мифы периода высокой классики.
Я всегда любила именно неадаптированные сказки.