14:52

В мифе папуасов киваи, объясняющем происхождение обычая, связанного с крупой саго, рассказывается, как одна женщина обвинила другую, недавно родившую, в воровстве саго, которое съела сама. Мрачные подробности.
Родные похоронили женщин. Никто ни на кого не обижался, за убитых никто никому не платил, но всем было стыдно."
Сказки и мифы папуасов киваи. М., 1977, стр.309

@темы: мифы и легенды

Комментарии
12.09.2011 в 15:05

По мне градом не попало, но я все равно надеюсь, что он выбил из меня всю дурь (с)
Никто ни на кого не обижался

:rolleyes:
12.09.2011 в 15:08

Lory (aka stature), Да, у меня эта фраза с утра не идет из головы. Никто ни на кого не обижался, ... но всем было стыдно.:alles:
12.09.2011 в 15:13

Ou lou lou
но всем было стыдно
:lol:
12.09.2011 в 15:14

Пишу за фидбэк.
да уж некому было обижаться-то как-то...

но всем было стыдно
:alles: :mosk: :maniac:
12.09.2011 в 15:15

но всем было стыдно.
:hlop:
12.09.2011 в 15:20

A small part of mankind had the courage to try to make man into. . . man. Well, the experiment was not successful
Мда, пардон за сленг, "Легенда о Нараями" отдыхает.
Обижаться было уже некому.
12.09.2011 в 15:28

we take what is offered
но всем было стыдно.
:up:
12.09.2011 в 15:29

Off with his head man, off with his head!
О...
12.09.2011 в 15:29

Gally, Botan-chan, Gonty, :D Да, и то утешение: хотя бы стыдно было.

В другой легенде две жены забили насмерть мужа палками за то, что он тайком от них ел мясо. Жители деревни их упрекнули, но женщины объяснили, что "он ел мясо и ни с кем не делился".
"И люди сказали:
— Раз так, больше об этом говорить не будем."
Но жены, хороня мужа, оплакивали его: "Зачем мы убили нашего мужа? Кто теперь на нас женится?"
manon-r, Да, и я вспомнила "Легенду о Нараяме" и некоторые японские сказки. "Кто съест три рыбки один, станет чудовищем водяным".
12.09.2011 в 15:30

Наколдуйте мне денег! Я хорошо заплачу...
Кровь невинных, пролитая всей общиной и оплаченная впоследствии кровью виновных, сделала саго священным предметом?
Наверное, киваи - очень хороший и порядочный народ.
12.09.2011 в 15:33

Lindwurm,
lilith20godrich,
:yes: Хорошая фраза.
Мрачная история, но я не удержалась.
12.09.2011 в 15:50

Это место Кота.
Вещи тоже Кота.
И люди Кота.
Всё Кота
Ну, нормальный ход рассуждений для обществ с инфантильным сознанием. :nope:
12.09.2011 в 15:56

По мне градом не попало, но я все равно надеюсь, что он выбил из меня всю дурь (с)
tes3m, "Зачем мы убили нашего мужа? Кто теперь на нас женится?"

Еще бы, с таким супружеством в анамнезе. :lol:
12.09.2011 в 15:57

Transit umbra, lux permanet. // Тень уходит, свет остается.
tes3m

Но жены, хороня мужа, оплакивали его: "Зачем мы убили нашего мужа? Кто теперь на нас женится?"

Да, подозреваю, с желающими могут быть определенные сложности. :alles: Захочет муж ночью мясо схомячить, а его с торчащим изо рта недожеванным куском бритвой по горлу и в колодец.

А в первой истории, которая в посте, лихо они разбираются - посмотреть, съела ли саго или нет, чик по животу - и колодца не надо. Инопланетяне, якобы похищаюшие людей на опыты и нашпиговывающие разными предметами типа чипов, могут у них кое-чему поучиться, как минимум экспериментаторской смелости, а то какие-то зашоренные.

Кстати мысля проскочила в голове и с непривычки все закоротила: ну понятно, жизнь тяжелая, первая ступень пирамиды Маслоу и т. п. Но интересно, может, история про женщин и саго - это отражение обвинения в супружеской измене и беременности от не-мужа? Папуасы тогда, когда легенда создавалась, уже отслеживали связь между сексом и рождением детей от определенного мужчины? И как у них вообще отслеживалось родство?
12.09.2011 в 16:14

Наколдуйте мне денег! Я хорошо заплачу...
Кошка, очень интересная идея, как мне кажется! Многоженство у киваи в почете, как видно из сказки, но вот что с предписаниями насчет супружеской верности... Пойду поищу))
Мне вот показалось, что обе истории скорее отражение становления папуасской "системы права", что ли)) Ну, какое деяние заслуживает какого наказания, что может служить оправданием, почему общая ошибка не возлагается на отдельные семьи ("никто не обижался"), но хранится в традиции как превенция повторения...
12.09.2011 в 16:39

В жизни всех безумцев есть река / и река безумно глубока
"Конечно, потом он будет ужасно раскаиваться и рыдать, и устроит роскошные похороны... но будет поздно". (~c) Туве Янссон о Дронте Эдварде, который от злости садился на раздражителей огромным задом ))
12.09.2011 в 18:41

barbraplus, :-D Нет, саго не стало священным, просто появились правила: женщина не ест саго одна, не дождавшись мужа, и, если муж приносит домой саго, он не кладет мешок рядом с местом, где спят женщины.)
Ангайлин, Да, но все равно сказано интересно.;-)
Lory (aka stature),:-D Ага, именно.
Кошка,может, история про женщин и саго - это отражение обвинения в супружеской измене и беременности от не-мужа? Может быть.) Не пришло в голову. У них есть еще интересные вещи: миф о появлении гуделок, таких священных штучек, которые свистели от ветра,"передавая" голоса духов. Сперва ее во сне увидела немолодая женщина, гуделка велела смочить ее спермой мужа и выделениями самой женщины, чтобы это разбрызгивалось, увеличивая плодородие почвы. Но гуделка велела не показывать себя женщинам, а то ничего не выйдет. Жена все рассказала мужу, он - мужчинам, они сделали гуделки, гуделки гудели, а женщины и дети боялись. А та женщина все понимала, но тоже делала вид, что ничего не понимает.
cuppa_tea, :-D Помню его, как же.)) В "Мемуарах папы Муми-тролля".
12.09.2011 в 18:57

Наколдуйте мне денег! Я хорошо заплачу...
Нет, саго не стало священным, просто появились правила: женщина не ест саго одна, не дождавшись мужа, и, если муж приносит домой саго, он не кладет мешок рядом с местом, где спят женщины.)
Ах, ну вот, только начинаешь верить в сказки!));-)
:secret:А все эти правила - так по-европейски) Мужской контроль, понимаешь, над любой, даже самой примитивной, собственностью...
12.09.2011 в 19:03

barbraplus, Почему по-европейски? ;) Это же общечеловеческое - правила, табу и т.п.))
12.09.2011 в 20:18

Наколдуйте мне денег! Я хорошо заплачу...
Не, "европейски" в данном контексте употребляется применительно к мужскому контролю и несколько несерьезно));-)
Вот если бы сказали: во, напрасно мы той бабе брюхо-то того, без суда и следствия, будем теперь о ней вспоминать, поедая сорго, и больше никого никогда без дела не угробим - это одно, хоть аплодируй стоя)) А тут картина-то иная: не ешь, женчина, без мужеского пригляду, а не то вот что с тобой приключиться может...
12.09.2011 в 20:25

Ты никогда не знаешь, как силен, пока с тебя не спросят (с)
tes3m, начинаю тревожно задумываться о том, как могли выглядеть греческие мифы в исходном необработанном виде... Ох уж этот фольклор, то заглянешь в нормальное издание сказок Гримм и выяснишь, что вообще-то заяц и еж, про которых читала детям, спорили на бутылку водки (пьяные ежики - выше моих сил), то еще что. Главное, в детстве оно как-то нормально, тех же Гримм читала полных и тогда как-то нормально пошло, и кровища, и все. Интересно, что же потом случается с восприятием. А миф про саго - да, добрый, и финальный пассаж развеселил до неприличия. Почему-то вспоминаю анекдот про ложечки и "осадок остался"...
12.09.2011 в 20:43

barbraplus, Ну, и для мужчин ограничений хватало.))
myowlet, Да, архаические греческие мифы, конечно, гораздо меньше отличались от фольклора папуасов, чем мифы периода высокой классики.;-) Жаль, что по понятным причинам они до нас не дошли. спорили на бутылку водки не помню, но почему бы и нет.) Все равно животные в сказках антропоморфны.))
Я всегда любила именно неадаптированные сказки.
12.09.2011 в 20:55

Ты никогда не знаешь, как силен, пока с тебя не спросят (с)
tes3m, ну да, просто у меня дети еще маленькие (2 и 4), им читаю по детским изданиям с картинками - там таааакие ежики... :heart: Сама точно помню из детства, чуть постарше, лет 5 - 6, братьев Гримм полных и... трехтомник Афанасьева, причем все больше про героев с мечами - вот так и получаются немножко чокнутые филологи))
13.09.2011 в 09:32

myowletдети еще маленькие ..., им читаю по детским изданиям с картинками :yes: