О Хемингуэе вчера вспомнила не просто так — увидела (благодаря Melina_Divine и Robert R.Ossian) два интервью Майкла Каннингема, в
одном, из которых тот сказал, что не очень любит Хемингуэя, "потому что он скрывал свою ориентацию" (кстати, среди моих записей по тэгу
Хемингуэй можно найти несколько и о том, кто и по какому поводу говорил нечто подобное раньше), а в
другом, что Хемингуэй пишет, как "женщина, которая пытается писать, как мужчина". Отрывок целиком: "Вирджиния Вулф была первым великим писателем, которого я прочитал. Я жил в Лос-Анджелесе, был маленьким, самоуверенным и глупым, и вдруг мне попалась ее книга. И тогда я понял, что может сделать язык, что означают слова «великая книга». Это было как первый поцелуй — после ты целуешь много разных людей, но никогда так, как в первый раз. Вирджиния Вулф научила меня читать и превратила в писателя, именно такого, какой я есть.
читать дальшеПопадись мне тогда кто-нибудь другой, мой творческий метод точно был бы другим.
— Есть, кстати, теория, что Вирджиния Вулф пишет, как мужчина, а Марсель Пруст — как женщина.
— Ха-ха! Про Пруста согласен, а вот кто пишет, как мужчина, я, кстати, не задумывался. Хотя, Вирджиния Вулф утверждает, насколько неважно все, что делает женщина...* О, мне кажется, Джойс пишет, как мужчина!
— Хемингуэй еще, например.
— Хемингуэй пишет, как трансвестит. Как женщина, которая пытается писать, как мужчина."
Это напомнило мне то, что писала Вирджиния Вулф ("и опять приходишь к Шекспиру, андрогину по духу, какими были и Китс, и Стерн, и Каупер, и Лэм, и Колридж. Шелли, пожалуй, был бесполым. Мильтон и Бен Джонсон слишком мужчины. Как и Вордсворт, и Толстой. В наше время можно считать андрогином Пруста, если б не излишек женского. Но это слишком редкий недостаток, так что грех жаловаться" ("Своя комната"), но она писала о другом — дальше идут слова о том, что "губительно человеку пишущему думать односторонне", "нельзя быть просто женщиной или просто мужчиной по складу мысли: нужно быть женственно-мужественным или же мужественно-женственным".
Не понимаю, что они имеют в виду, когда говорят, будто Марсель Пруст пишет, как женщина (я вижу только, что он пишет, как Марсель Пруст). Впрочем, я вообще не знаю, что значит "писать, как мужчина" или "писать, как женщина", хотя мне интересно читать рассуждения других на эту тему. Недавно прочитала о том, как одна американская журналистка в 20-е или 30-е годы доказывала, что Э.М. Форстер это псевдоним какой-то женщины, потому что мужчины так не пишут. Причем подобные же предположения, оказывается, еще раньше высказывались в Англии (Laura P. Claridge, Elizabeth Langland. Out of bounds: male writers and gender(ed). Univ of Massachusetts Press, 1990 criticism. p.265).
*Это предложение не совсем поняла. Возможно, дело в переводе.
всегда было сложно внятно для себя сформулировать этот момент.
tes3m, много деталей, много слов, внимание к переживаниям ( очень много внимания к переживаниям )?
Тоже люблю Пруста.
Впрочем, я вообще не знаю, что значит "писать, как мужчина" или "писать, как женщина", хотя мне интересно читать рассуждения других на эту тему.
баланс статики и динамики? Считается, вроде бы, что в "мужских" текстах большинство слов описывают действия, а в "женских" - состояние, будь то пейзаж, портрет, эмоции или даже деятельность. Т.е. мужчина в основном описывает, что происходило, а женщина (опять же в основном) - как это выглядело и кто как это воспринимал.
Не скажу, что полностью согласна с этой гипотезой, но и полностью отвергать ее тоже не рискну.
Смысл в этом есть только в том случае, если в "мужское" и "женское" вкладывать какой-то смысл, лучше всего - противоположный.
Я однажды сломала голову, размышляя, что имела в виду моя подруга; мы смотрели гей-порно, и я сказала, что мне нравится, как актер тыц , а она ответила, что он делает это как женщина!
И еще, смешно, но, приехав во Францию энное время назад, я отыскала пирожные "мадлен" (правда, липового чая не удалось добыть) и теперь знаю, какие они))
А Хэмингуэй... ну, он такой утрированно-маскулинный, причем на этом фоне местами сентиментален не в лучшем смысле ("Прощай, оружие", например). Понимаю, так вроде нехорошо говорить, тем паче, я по основной специальности американист, но... А зато я тоже Пруста люблю! В юности ночью сидела, пардон, в санузле и читала (родители переживали, что деточка недосыпает
отыскала пирожные "мадлен" (правда, липового чая не удалось добыть) и теперь знаю, какие они))
И какие?
тысячелистник, много деталей, много слов, внимание к переживаниям ( очень много внимания к переживаниям )? Но ведь так многие мужчины писали. Лев Толстой, Стендаль, Мелвилл и т.д. "Жизнь Клима Самгина", например, совершенно соответствует этим критериям.
А женщины далеко не все писали именно так. Кэтрин Мэнсфилд, Мюриэл Спарк, Колетт, Тэффи, Флэннери О'Коннор, Элизабет Боуэн, Карсон Маккаллерс и т.д. Они и друг на друга-то не похожи, не то что на Пруста.)))
Hali, Считается, вроде бы, что в "мужских" текстах большинство слов описывают действия, а в "женских" - состояние, будь то пейзаж, портрет, эмоции или даже деятельность. Т.е. мужчина в основном описывает, что происходило, а женщина (опять же в основном) - как это выглядело и кто как это воспринимал. Но ведь и этой теории противоречат книги многих писателей и писательниц.)))
hatschi waldera, Смысл в этом есть только в том случае, если в "мужское" и "женское" вкладывать какой-то смысл, лучше всего - противоположный.
а она ответила, что он делает это как женщина И она объяснила разницу?)))
Эвелина Вау, Наверное, Каннингем как-то иначе разделяет "мужской" и "женский" стиль.
myowlet, "Прощай, оружие" уже плохо помню, читала один раз в юности.)
Melina_Divine, Получается, что писать андрогинно - это высший пилотаж, Она это относит даже не столько к уровню мастерства, сколько к гармоничности духа: "я схематично представила себе, как в человеческой душе уживаются два начала, мужское и женское; в мужском сознании тон задает мужчина, а в женском женщина. Нормальное, спокойное состояние приходит, лишь когда эти двое живут в гармонии, духовно сотрудничая. Пусть ты мужчина, все равно женская половина твоего сознания должна иметь голос; так и женщина должна прислушиваться к своему напарнику. Не это ли имел в виду Колридж, когда говорил, что великий ум — всегда андрогин? Только при полном слиянии мужской и женской половин сознание зацветает и раскрывается во всех своих способностях. Видимо, чисто мужское сознание не способно к творческой деятельности, как, впрочем, и чисто женское, подумала я. ... Разумеется, когда Колридж говорил, что великий ум — всегда андрогин, он и не думал подчеркивать различия между полами: их неравноправие или неверное толкование в литературе. Такому сознанию вообще несвойственно мыслить различиями. Андрогинный ум — тот, что на все отзывается, все впитывает, свободно выражает свои чувства; ум насквозь творческий, пламенный и неделимый. Собственно, таким был шекспировский ум — андрогинным, мужественно-женственным по складу..."
Пусть ты мужчина, все равно женская половина твоего сознания должна иметь голос; так и женщина должна прислушиваться к своему напарнику.
Вот об этом как раз я недавно говорила с одним человеком и он сказал, что не сможет писать мужчина, если в нём достаточно не развито женское начало, а в женщине - мужское. Поэтому все эти обвинения (а они чаще всего подаются как обвинения, с целью задеть или унизить) - такая ерунда.
Ну тогда, судя по "Войне и миру", Толстой пишет как женщина (он-то как раз много внимания уделял переживаниям, мыслям, впечатлениям героев). А Каннингем, наоборот, называет его среди "мужественных" писателей...
Тоже не понимаю это деление. Ну, может есть жанры, больше свойственные женщинам, например, вряд ли мужчины пишут любовные романы. А так нет, у каждого писатиля свой индивидуальный стиль письма, и от пола он не зависит.
Melina_Divine, Я имела в виду не само писательское мастерство, а какой-то неоспоримый, не всегда осознанный самим творцом, гений. Наверное, это как раз можно так назвать - "гением"? Возможно, она это имела в виду.)
не общаешься ты со слэшерами. Это ж любимая тема для терок ))
Вот не надо про больное)) Мы ж тут о высоком))
Ну вот, о чем я и говорю. Есть аксиомы, где "мужчина" - разум, "женщина" - чуйства; тогда да, тогда разом получаются поразительно различные характеристики текстов!
К интеллекту обращаются писатели философских и научных трудов, ясно пишут те, кто не эксперементирует с формой и хочет донести мысль, а что по поводу количества слов, то я бы учитывала то, сколько тугриков за слово платят, а также то, что за литературную форму пишет писатель - если это роман, то это одно, а если рассказ, то совсем другое дело.
Не, про отсос мне не пояснили, так что я до сих пор в неведении.)))
Я тоже не думаю, что оно связано с манерой писать. Если жанры еще как-то можно разделить на мужские и женские (ну, вот - любовный роман - жанр преимущественно женский), то манера письма вряд ли делится на женскую и мужскую. Все пишут по-разному.
klavir, Ну, у них какая-то своя классификация, о которой Каннингем не знает, а мне интересно, что имеет в виду он.))
hatschi waldera, ясно пишут те, кто не эксперементирует с формой и хочет донести мысль Она это считает мужским свойством, а Т.Э.Лоуренс в это же время писал, что, мол, ясно пишущих женщин пруд пруди, а вот таких, которые завернули бы нечто сложное, со словесными финтифлюшками, он не знает.И про саму В.Вулф написал, что она простая, как швабра.
Йоож, аппеляции к полу автора (\композитора\художника) Это еще более странно, чем деление литературы на "мужскую" и "женскую".)
~neparse, Вроде как а то еще скажут, что мужчина и такой фигней страдает