В предыдущей записи я упоминала о том, что первая с шекспировских времен по-настоящему успешная постановка "Ричарда II" появилась в конце 19 века, а в 20 веке эта пьеса стала очень популярна на английской сцене, причем этот успех совпал с тем, что постановщики стали подчеркивать гомосексуальность Ричарда. Иногда сдержанно, так что одни зрители могли ничего не заметить, а другие — гадать, латентная ли это гомосексуальность или нет, а иногда и очень откровенно.
     Я писала в прошлый раз о Фрэнке Бенсоне, актере, который еще до Гилгуда имел успех в роли Ричарда, акцентируя "женственные" черты его образа настолько, что это отметили критики. Автор, у которого я это прочитала, добавлял, что хотя использованное этими критиками слово "женоподобный" ("effeminate") не обязательно подразумевает гомосексуальность, но похоже на эвфемизм, помогающий избежать более прямого упоминания этой темы"(1). Мне смутно вспомнилось, что я когда-то читала об этом исполнении роли Ричарда, причем оно связывалось с процессом Уайльда. Я нашла это в книге А.В. Бартошевича "Шекспир. Англия. XX век". Бартошевич пишет о Фрэнке Бенсоне как о типичном викторианце, противнике эстетического движения 90-х годов: "Нетрудно представить себе, с каким отчаянием Фрэнк Бенсон взирал на оргию, учиненную энтузиастами «нового гедонизма» и «нового язычества», осквернявшими и осмеивавшими все, что было для него свято"(2). Но "после процесса Уайльда в эстетическом стане воцарилось молчание, полное страха. Те, кто вчера еще щеголял в костюмах вызывающе яркого цвета, сегодня надевали черный сюртук. Длинноволосые спешно стриглись. Это было «торжество человека улицы», истинного патриота Империи и хранителя домашних добродетелей.
На сокрушительное поражение опасного противника, которое ему должно было представляться триумфом справедливости, Бенсон отозвался вовсе не злорадством или лицемерным сокрушением. Как джентльмен и спортсмен, он не захотел добивать побежденного. Как художник, он попытался понять чуждое ему поколение и передать его трагедию в своем искусстве. Это он сделал в роли Ричарда II, сыгранной им в 1896 году, через год после процесса Уайльда. <...> В истории шекспировского короля, сыгранного актером, современники увидели трагедию эстетического миросозерцания в его величии и в его нравственной опасности" (2).
1
2
Примечания

@темы: кино, гомосексуальность, театр, гомоэротизм, Oscar Wilde, Шекспир

Комментарии
16.08.2012 в 20:39

доширама (с)
tes3m, сегодня прочитала твой пост наконец-то и как раз зашла про этот фильм тебе сказать)))
16.08.2012 в 21:41

klavir, А что про фильм?)))
16.08.2012 в 21:56

доширама (с)
ну вот тот, о котором ты выше написала, просто сегодня увидела его на ютъюбе, хотела тебя обрадовать. А ты уже))
16.08.2012 в 21:59

klavir,А документальный!Поняла!)))
16.08.2012 в 23:02

keep it light
очень интересно. фотографии замечателные!
16.08.2012 в 23:06

It's his excessive consumption of mushrooms. They've addled his brain...(c)
Когда я ее играю, вы не можете так это назвать. Это не гомосексуально. Как это может быть гомосексуально? Я ведь женщина :wow: Что за бред! Если бы она играла в фанфике спектакле по мотивам шекспировского "Ричарда II", где был бы не герой, а героиня, и ее звали бы, например, королева Розалинда Вторая — тогда это было бы верно. Но она же в рамках этого спектакля не как Розалинда Вторая общается с Болингброком, и даже не как Фиона Шоу — а как Ричард Второй!
16.08.2012 в 23:17

принцесса_в_изгнании,:sunny:
amethyst deceiver, Но она же в рамках этого спектакля не как Розалинда Вторая общается с Болингброком, и даже не как Фиона Шоу — а как Ричард Второй! Именно! И я удивилась: в операх партию Керубино поют певицы, но никто, описывая спектакль, не называет влюбленность Керубино в графиню "лесбийскими мотивами". ;-)
16.08.2012 в 23:24

It's his excessive consumption of mushrooms. They've addled his brain...(c)
tes3m, в операх партию Керубино поют певицы, но никто же не называет влюбленность Керубино в графиню "лесбийскими мотивами" вот именно.
16.08.2012 в 23:27

я хочу быть самой красивой в мире бабочкой
Хороший пост. Пойду смотреть фильм, а то у меня те же ощущения - какая красота, а мы всего этого лишены.
Фотография Гилгуда в золотом платье прекрасна.
17.08.2012 в 01:53

Йоож, Жаль, не всех даже на фотографиях можно найти. Добавила еще фотографии с Джоном Джастином, он мне внешне понравился (а королева у него Мэгги Смит) и с Иэном Ричардсоном и Ричардом Паско (они попеременно играли).
amethyst deceiver, :-D Прочла, что в постановке с Ричардсоном (и Паско) Болингброк приходил к Ричарду в тюрьму под видом конюха. Поскольку в этой постановке, как пишут, хотели показать, что Ричард не невинная жертва, а Болингброк не злодей, вряд ли приходил позлорадствовать.
Нашла еще Ричардсона в роли Гамлета.

31.08.2012 в 17:22

я убил зверя под баобабом
Гилгуд, по-моему, излишне нарочит в роли Ричарда II.
За отсылку к Бартошевичу спасибо: ещё раз убедилась, что его надо почитать )))
31.08.2012 в 19:57

It's his excessive consumption of mushrooms. They've addled his brain...(c)
tes3m, в постановке с Ричардсоном (и Паско) Болингброк приходил к Ричарду в тюрьму под видом конюха :lol: занятно )))) Поскольку в этой постановке, как пишут, хотели показать, что Ричард не невинная жертва, а Болингброк не злодей, вряд ли приходил позлорадствовать не иначе чтобы Ричард поплакал на его широкой груди :alles::-D
04.09.2012 в 19:20

D-r Zlo, излишне нарочит в роли Ричарда II Ну, он сам говорил, что так и надо: Ричард — позер.;)
amethyst deceiver, Ага, подозреваю, Болингброк Рори Киннира не первый такой сочувствующий.:-D
04.09.2012 в 20:55

It's his excessive consumption of mushrooms. They've addled his brain...(c)
tes3m, подозреваю, Болингброк Рори Киннира не первый такой сочувствующий да уж, да уж :-D
16.09.2012 в 19:01

laughter lines run deeper than skin (с)
Бенсон молодец, что спортсмен, джентльмен и художник, а Бартошевич молодец, что так интересно пишет.
Те, кто вчера еще щеголял в костюмах вызывающе яркого цвета, сегодня надевали черный сюртук. Длинноволосые спешно стриглись. Это было «торжество человека улицы», истинного патриота Империи и хранителя домашних добродетелей.
Вот же мерзкий процесс - даже если повод к борьбе изначально был не эстетичнее. Страшно раздражает и пугает этот ход на попятный... больше всего пугает в приложении к себе и своему будущему, ибо всегда есть шанс поучаствовать.
она написала эту пьесу под впечатлением от игры Гилгуда в "Ричарде II".
Однако интересное кружево вяжется. А он сыграл в обеих, выходит...
Этот Ричард был воплощением "музыкальности, грации, осторожно демонстрируемого изящества"
Прямо действительно хотелось бы посмотреть. В "Пустой короне", ИМХО, не очень осторожно демонстрируется - такая обдуманность в каждом жесте, будто в зеркальном зале стоит :)
а на берег моря ему там только что поезд с паровозом не подогнали
но не хватало существенного качества шекспировского Ричарда — царственности"
А это мне как раз прошло нормально, видимо, царственность не казалась встроенной. Она там должна быть, кажется, только в сцене, где Ричард им чумой грозит - кстати, в фильме этой сцены нет, или я что-то путаю?
В фильме с Беном Уишоу, как мне кажется, Болингброка тоже тянет к Ричарду — между ними чувствуется гомоэротическое напряжение.
Я вообще недоумеваю (ну да, пьеса если когда-нибудь до этого и читалась, то крепко забыта), почему Болингброк поднял восстание, а не Норфолк – по сравнению с тем ему достались все привилегии, вполовину меньший срок и доооолгий взгляд короля. И не дам голову на отсечение, что не из-за Болингброка тот жезлом швырялся :)
Как это может быть гомосексуально? Я ведь женщина.
Какая же она женщина, она Ричард :) Вот если бы перекодировали всю пьесу на королеву... (спровоцировав массовые инфаркты среди английских историков... да нет, все равно бред получается). И как это так - оно разрастается, разрастается, до того разрастается, что к чему-то там сводится :) По-моему, логика должна подразумевать, что тогда то, к чему сводится – оно шире, чем представлялось.
Леди Макбет рулит :vo:
16.09.2012 в 19:30

FleetinG_, в сцене, где Ричард им чумой грозит - кстати, в фильме этой сцены нет, или я что-то путаю? В фильме есть сцена, где он грозит им:
Но знайте, что господь мой всемогущий
читать дальше
А про Болингброка Оден писал: «Болингброк пассивен, он подчиняется обстоятельствам, он зависит от других, и корону ему, в сущности, навязывают». И в фильме так и показали (а то иногда придумывают какого-то более активно борющегося за власть Болингброка, чего в пьесе нет). Но у Болингброка была сильная причина обидеться: Ричард же отнял его владения, наследство от отца.
20.09.2012 в 13:35

laughter lines run deeper than skin (с)
А, ну тогда все в порядке, значит, есть эта сцена :)
Но у Болингброка была сильная причина обидеться Разумеется - и, возможно, не будь наследства, и не пошел бы он на короля. активно борющегося за власть Болингброка, чего в пьесе нет:yes:
20.09.2012 в 13:58

FleetinG_, Ну да, тут Болингброка можно понять, на его месте я бы и сама обиделась.:-D
21.01.2014 в 01:23

И тут — Шерлок Холмс. Понимаете? Шерлок Холмс и эктоплазма.
Я очень извиняюсь за некропостинг, но.
А про Файнса-Ричарда (2002 год, Almeida Theatre, вот такого ) ничего не слышали случаем? Сижу и читаю рецензии, возникает ощущение, что он то ли не вышел из образа Кориолана, которого до этого в театре играл (в Ричарде, можно себе представить, дддда), то ли перенес свое амплуа человека жесткого, сухого и даже тираничного и несколько переусердствовал.
И что думаете о Теннанте-Ричарде?

(Просто я действительно очень люблю эту пьесу, и мне ужасно интересно)
21.01.2014 в 01:59

снова марронье, Когда я писала этот пост, помню, читала и о спектакле с Файнсом, но нашла мало, и о гомоэротизме в связи с той постановкой вроде бы не писали (а вот, для сравнения, в "Кориолане" это отмечали).
Я еще не смотрела Ричарда-Теннанта.
21.01.2014 в 02:05

И тут — Шерлок Холмс. Понимаете? Шерлок Холмс и эктоплазма.
tes3m,
Вот как-то странно, что в рецензиях на Ричарда с Файнсом Омерль, Бэгот, Буши и Грин почти не упоминались. Для меня лично отношения Ричарда с ними (как и отношения с Изабеллой) - один из каких-то принципиально важных элементов, из которых образ складывается. Просто так это взять и отринуть и совсем не придавать этому значения - очень плохая идея, по-моему.

О "Кориолане"-спектакле могу судить только по рецензиям, но в "Кориолане"-фильме файнсовском это действительно очень чувствуется. Там какой-то плавильный котел, в котором смешиваются ненависть к Туллу Авфидию, восхищение Туллом Авфидием, любовь к Туллу Авфидию, желание затмить Тулла Авфидия и желание ему же служить.
21.01.2014 в 02:10

снова марронье, Файнс даже говорил в интервью о гомоэротизме "Кориолана", именно пьесы.
Да, странно, что при этом такие отзывы о его Ричарде.