В начале романа Алехо Карпентьера «Век Просвещения» говорится, что любимой картиной одного из героев, Эстебана, было «большое полотно из Неаполя – работы неизвестного художника, – где в нарушение всех пластических законов было изображено апокалипсическое видение катастрофы. читать дальше
В примечаниях к русскому переводу, который я читала в юности, об этой картине ничего не говорилось, поэтому мне казалось, будто ее придумал сам Карпентьер (2). Сейчас я прочитала, что он подразумевал картину Монсу Дезидерио «Аса, царь Иудеи, разрушает идолов» (3).
![](http://i358.photobucket.com/albums/oo24/tessthreeem/05Monsu012.jpg)
«Карпентьер, вероятно, заинтересовался работами Монсу Дезидерио после 1935 г., когда этот художник был заново открыт одним французским историком искусств и стал считаться предтечей сюрреализма наряду с другими "причудливыми" художниками, вроде Арчимбольдо. ... В 1940-е и 1950-е наблюдалось возрождение интереса к Монсу Дезидерио... Феликс Слейс, врач и знаток искусства, диагностировал у Дезидерио шизофрению» (4). Как установили в то время, под именем "Монсу Дезидерио" были известны три разных художника, живших в Неаполе в начале 17 века. Имена двоих известны — Франсуа де Номе и Дидье Барра, лотарингцы из Меца, почти ровесники. Картина, которую упоминает Карпентьер, считается произведением Франсуа де Номе.
![](http://i358.photobucket.com/albums/oo24/tessthreeem/2013/tumblr_mcq4w3XnkD1r7zg1eo1_1280.jpg)
Мученичество святого Иоанна Богослова.+3
Довольно много картин Монсу Дезидерио.
Примечания
В примечаниях к русскому переводу, который я читала в юности, об этой картине ничего не говорилось, поэтому мне казалось, будто ее придумал сам Карпентьер (2). Сейчас я прочитала, что он подразумевал картину Монсу Дезидерио «Аса, царь Иудеи, разрушает идолов» (3).
![](http://i358.photobucket.com/albums/oo24/tessthreeem/05Monsu012.jpg)
«Карпентьер, вероятно, заинтересовался работами Монсу Дезидерио после 1935 г., когда этот художник был заново открыт одним французским историком искусств и стал считаться предтечей сюрреализма наряду с другими "причудливыми" художниками, вроде Арчимбольдо. ... В 1940-е и 1950-е наблюдалось возрождение интереса к Монсу Дезидерио... Феликс Слейс, врач и знаток искусства, диагностировал у Дезидерио шизофрению» (4). Как установили в то время, под именем "Монсу Дезидерио" были известны три разных художника, живших в Неаполе в начале 17 века. Имена двоих известны — Франсуа де Номе и Дидье Барра, лотарингцы из Меца, почти ровесники. Картина, которую упоминает Карпентьер, считается произведением Франсуа де Номе.
![](http://i358.photobucket.com/albums/oo24/tessthreeem/2013/tumblr_mcq4w3XnkD1r7zg1eo1_1280.jpg)
Мученичество святого Иоанна Богослова.+3
Довольно много картин Монсу Дезидерио.
Примечания
а так местами сложно поверить, что это вещи четырехсотлетней давности, особенно "Мученичество св. Иоанна"
Эль Греко тоже ведь считается маньеристом.
Кстати, когда я набрала в Гугле по-русски «Алехо Карпентьер Монсу Дезидерио», нашлась только одна ссылка, причем на упоминание Монсу Дезидерио в другом романе Карпентьера. Зато я попутно узнала, что мать Карпентьера была русская.
оу, какие межкультурные связи! а мы сегодня на секции Целана делили - ну, я-то никого не делила, а наши германисты долго спорили, ЧЕЙ он поэт (австрийский, французский, русский, опять же - а что, он сам себя так однажды назвал)
гражданин мира в чистом виде)
И слов других не надо.
И очень неожиданно для 17 века...
D-r Zlo, Кстати, я видела, его сравнивали в сети с Антуаном Кароном. Но мне самой такое сравнение не пришло бы в голову. О Кароне:
nezvanov.livejournal.com/6990.html
круче всех зажег Феликс Слейс, конечно. превзошел сюрреалистов
aretania, Тоже удивляюсь. В русской Википедии пишут «В 2004—2005 в Меце прошла большая выставка работ Монсу Дезидерио, сделавшая их достоянием широкой публики». Это из французской взято. Как-то странно: была ведь уже вспышка интереса, а потом на полвека все притихло.
Только они не в шатре, как в Библии написано, а на улице странного города.
(и люблю такие отрывки из прозы, построенной на осмыслении других произведений искусства)
Хочется поразглядывать картины, но на них очень трудно смотреть.
– Мы недавно подновили ее и покрыли лаком, – пояснила София.
– Вижу, вижу, – отозвался Эстебан. – Чудится, будто на ней свежая кровь.
Однако чуть дальше, там, где некогда висели полотна, изображавшие жатву и сбор винограда, теперь появились новые, писанные маслом холсты, но выполненные в какой-то удивительно сухой манере: на них были представлены назидательные сцены из древней истории, события из жизни Тарквиния и Ликурга, – подобные сюжеты изрядно надоели Эстебану за время его пребывания во Франции.
– Стало быть, эти картины уже добрались и до вас? – спросил он.
– Такие творения сейчас больше всего пользуются успехом, – ответила София. – Ведь здесь не просто игра красок, это искусство содержит мысль, служит образцом, заставляет думать".
Хочется поразглядывать картины, но на них очень трудно смотреть. Почему?
красивый отрывок.
Хочется поразглядывать картины, но на них очень трудно смотреть.
Почему?
Очень беспокойные.
"Саломея" светлее, но все же очень резкий контраст между зданием и небом, и слишком драматичное освещение.
Колонны справа (порфир?) написаны шедеврально.
А мне это все не мешает.)))
Но картины все-таки тяжеловаты для восприятия.
Мне никак не удавалось дочитать Карпентьера - но там мне ужасно нравится тот пассаж, где они бытовали в доме среди неразобранного наследства, со своей географией и замысловатыми путями прохода. Люблю жить посреди беспорядка