23:33

В начале романа Алехо Карпентьера «Век Просвещения» говорится, что любимой картиной одного из героев, Эстебана, было «большое полотно из Неаполя – работы неизвестного художника, – где в нарушение всех пластических законов было изображено апокалипсическое видение катастрофы. читать дальше
В примечаниях к русскому переводу, который я читала в юности, об этой картине ничего не говорилось, поэтому мне казалось, будто ее придумал сам Карпентьер (2). Сейчас я прочитала, что он подразумевал картину Монсу Дезидерио «Аса, царь Иудеи, разрушает идолов» (3).

«Карпентьер, вероятно, заинтересовался работами Монсу Дезидерио после 1935 г., когда этот художник был заново открыт одним французским историком искусств и стал считаться предтечей сюрреализма наряду с другими "причудливыми" художниками, вроде Арчимбольдо. ... В 1940-е и 1950-е наблюдалось возрождение интереса к Монсу Дезидерио... Феликс Слейс, врач и знаток искусства, диагностировал у Дезидерио шизофрению» (4). Как установили в то время, под именем "Монсу Дезидерио" были известны три разных художника, живших в Неаполе в начале 17 века. Имена двоих известны — Франсуа де Номе и Дидье Барра, лотарингцы из Меца, почти ровесники. Картина, которую упоминает Карпентьер, считается произведением Франсуа де Номе.

Мученичество святого Иоанна Богослова.+3
Довольно много картин Монсу Дезидерио.
Примечания

@темы: литература и жизнь, художники

Комментарии
20.04.2013 в 23:38

Ты никогда не знаешь, как силен, пока с тебя не спросят (с)
надо же... отдаленно напоминает Эль Греко - у того, кстати, якобы диагностировали какой-то дефект зрения, определивший особенности пространства картин
а так местами сложно поверить, что это вещи четырехсотлетней давности, особенно "Мученичество св. Иоанна"
20.04.2013 в 23:48

myowlet, Ну да, не зря сюрреалисты провозгласили "Монсу Дезидерио" своим предшественником. Мне очень нравятся все эти причудливые здания со статуями.

Эль Греко тоже ведь считается маньеристом.
Кстати, когда я набрала в Гугле по-русски «Алехо Карпентьер Монсу Дезидерио», нашлась только одна ссылка, причем на упоминание Монсу Дезидерио в другом романе Карпентьера. Зато я попутно узнала, что мать Карпентьера была русская.:-D
20.04.2013 в 23:51

Ты никогда не знаешь, как силен, пока с тебя не спросят (с)
tes3m, а человечки все такие маленькие и как будто ненастоящие, от чего жутковато немного
оу, какие межкультурные связи! а мы сегодня на секции Целана делили - ну, я-то никого не делила, а наши германисты долго спорили, ЧЕЙ он поэт (австрийский, французский, русский, опять же - а что, он сам себя так однажды назвал)
20.04.2013 в 23:58

myowlet, Карпентьер — мать русская, отец француз, сам родился в Лозанне, умер в Париже, а вообще кубинец.;) А, еще мать в родстве с Бальмонтом.
21.04.2013 в 00:00

Ты никогда не знаешь, как силен, пока с тебя не спросят (с)
ой))
гражданин мира в чистом виде)
21.04.2013 в 00:09

я убил зверя под баобабом
Композиция!!! *_____*
И слов других не надо.

И очень неожиданно для 17 века...
21.04.2013 в 00:48

myowlet, Ага.))
D-r Zlo, Кстати, я видела, его сравнивали в сети с Антуаном Кароном. Но мне самой такое сравнение не пришло бы в голову. О Кароне:
nezvanov.livejournal.com/6990.html
21.04.2013 в 00:59

я убил зверя под баобабом
Я б не сравнила, честно. Совершенно другое представление о пространстве.
21.04.2013 в 01:49

чистый сюрреализм. удивительно, почему они неизвестны

круче всех зажег Феликс Слейс, конечно. превзошел сюрреалистов
21.04.2013 в 02:10

D-r Zlo, Ну да. Не похож.
aretania, Тоже удивляюсь. В русской Википедии пишут «В 2004—2005 в Меце прошла большая выставка работ Монсу Дезидерио, сделавшая их достоянием широкой публики». Это из французской взято. Как-то странно: была ведь уже вспышка интереса, а потом на полвека все притихло.
21.04.2013 в 02:48

Кстати, странно: там по ссылке первая картина названа "Убийство ночью". Ну, понятно, что историкам искусства просто как-то надо было назвать. Но это же явно Иаиль вбивает кол в голову военачальнику Сисаре.

Только они не в шатре, как в Библии написано, а на улице странного города.
22.04.2013 в 13:57

В жизни всех безумцев есть река / и река безумно глубока
Как интересно!
(и люблю такие отрывки из прозы, построенной на осмыслении других произведений искусства)

Хочется поразглядывать картины, но на них очень трудно смотреть.
22.04.2013 в 17:23

cuppa_tea, Мне нравятся такие описания у Карпентьера: "Эстебан и София вновь направились в гостиную через переднюю, увешанную картинами. Арлекины по-прежнему весело водили хороводы на острове Цитеры; на великолепных, но холодных натюрмортах, как и прежде, красовались чугунки, вазы для фруктов, два яблока, ломоть хлеба и пучок лука-порея, выполненные каким-то подражателем Шардена, а рядом виднелось полотно, изображавшее пустынную и монументальную площадь, – картина эта, где было, как говорят, «мало воздуха» и где не хватало перспективы, напоминала манерой письма работы Жана-Антуана Карона. На своих местах оставались и сатирические персонажи Хогарта, они как бы вели к картине «Усекновение главы святого Дионисия», краски на которой не только не потускнели под лучами тропического солнца, но, казалось, приобрели необычайную яркость.
– Мы недавно подновили ее и покрыли лаком, – пояснила София.
– Вижу, вижу, – отозвался Эстебан. – Чудится, будто на ней свежая кровь.
Однако чуть дальше, там, где некогда висели полотна, изображавшие жатву и сбор винограда, теперь появились новые, писанные маслом холсты, но выполненные в какой-то удивительно сухой манере: на них были представлены назидательные сцены из древней истории, события из жизни Тарквиния и Ликурга, – подобные сюжеты изрядно надоели Эстебану за время его пребывания во Франции.
– Стало быть, эти картины уже добрались и до вас? – спросил он.
– Такие творения сейчас больше всего пользуются успехом, – ответила София. – Ведь здесь не просто игра красок, это искусство содержит мысль, служит образцом, заставляет думать".
Хочется поразглядывать картины, но на них очень трудно смотреть. Почему?
22.04.2013 в 22:02

В жизни всех безумцев есть река / и река безумно глубока
tes3m,
красивый отрывок.

Хочется поразглядывать картины, но на них очень трудно смотреть.
Почему?

Очень беспокойные.
23.04.2013 в 11:16

cuppa_tea, Очень беспокойные. А мне некоторые кажутся, наоборот, успокаивающими. Я еще одну такую повесила в пост — с Саломеей.
23.04.2013 в 15:10

В жизни всех безумцев есть река / и река безумно глубока
tes3m,
"Саломея" светлее, но все же очень резкий контраст между зданием и небом, и слишком драматичное освещение.
Колонны справа (порфир?) написаны шедеврально.
23.04.2013 в 15:20

cuppa_tea, порфир? Похоже.
А мне это все не мешает.)))
23.04.2013 в 15:54

Я здесь, линкор. Прими мою любовь.
tes3m, дико интересно, спасибо. Никогда раньше не слышал даже имени.

Но картины все-таки тяжеловаты для восприятия.
23.04.2013 в 19:27

Archeveque, Наверное, для кого-то тяжелые, раз уже два человека пишут, да и в романе героиня считает картину тягостной.
23.04.2013 в 19:45

Я здесь, линкор. Прими мою любовь.
tes3m, нет, они, конечно, мрачноваты, но я не про это сейчас. Не знаю, мне ли одному так показалось, но трудно воспринять их целиком, они каким-то образом не складываются в единое пространство, и голова начинает кружиться.
23.04.2013 в 20:50

Archeveque, Я сама такого не замечала, но может быть, и так.))
19.05.2013 в 18:48

laughter lines run deeper than skin (с)
И правда, интересная картина. Так все рушится, но еще не обрушилось окончательно...
Мне никак не удавалось дочитать Карпентьера - но там мне ужасно нравится тот пассаж, где они бытовали в доме среди неразобранного наследства, со своей географией и замысловатыми путями прохода. Люблю жить посреди беспорядка :)
19.05.2013 в 18:57

FleetinG_, Мне никак не удавалось дочитать Карпентьера Мне его книги всегда казались немного скучными.;)
19.05.2013 в 19:11

laughter lines run deeper than skin (с)
Это бы не беда, но мне всегда несколько больно читать про ужасы Французской революции - на таком подъеме все начиналось, и куда вырулило...
19.05.2013 в 19:24

FleetinG_, А, я просто в детстве увлеклась Наполеоном (в 13 уже его разлюбила) и ВФР, привыкла.