27 февраля 1928 года Андре Жид записал в дневнике: «Вчера — "Носферату, вампир".
Довольно невыразительный немецкий фильм, но эта невыразительность такого рода, что заставляет задуматься и представить нечто получше. читать дальше Я бы хотел, чтобы и молодая женщина из "Носферату", пусть и сознающая с самого начала свое самопожертвование, вот так же потеряла голову, то есть поддалась чарам вампира, и чтобы ей он не казался ужасным. Более того, все выглядело бы еще более пугающим, если бы и вампир поддался чарам этой женщины и забыл о времени... Я легко могу представить, что все остальные видят его жутким чудовищем, а очаровательным он кажется лишь этой женщине — добровольной, завороженной жертве; но и он, в свою очередь завороженный, делается все менее и менее ужасающим, пока и на самом деле не становится восхитительным, каким раньше лишь казался. И именно это восхитительное существо и должен погубить крик петуха, так чтобы зритель увидел внезапное исчезновение и с облегчением, и в то же время с сожалением.
Словом, полностью испорченный фильм» (Journals: 1928-1939 by André Gide/ English translation 1949 by Alfred A. Knoph, Inc., University of Illinois Press, 2000, pp.7-8).
*Гораций, Наука поэзии, 102. Пер. М.Гаспарова.
Вот, кстати, и aretania напомнила вчера о своей статье из ОМа про вампиров (2004 г.), причем подзаголовок статьи начинается со слов "отчего вампир так мил современному человеку".
Довольно невыразительный немецкий фильм, но эта невыразительность такого рода, что заставляет задуматься и представить нечто получше. читать дальше Я бы хотел, чтобы и молодая женщина из "Носферату", пусть и сознающая с самого начала свое самопожертвование, вот так же потеряла голову, то есть поддалась чарам вампира, и чтобы ей он не казался ужасным. Более того, все выглядело бы еще более пугающим, если бы и вампир поддался чарам этой женщины и забыл о времени... Я легко могу представить, что все остальные видят его жутким чудовищем, а очаровательным он кажется лишь этой женщине — добровольной, завороженной жертве; но и он, в свою очередь завороженный, делается все менее и менее ужасающим, пока и на самом деле не становится восхитительным, каким раньше лишь казался. И именно это восхитительное существо и должен погубить крик петуха, так чтобы зритель увидел внезапное исчезновение и с облегчением, и в то же время с сожалением.
Словом, полностью испорченный фильм» (Journals: 1928-1939 by André Gide/ English translation 1949 by Alfred A. Knoph, Inc., University of Illinois Press, 2000, pp.7-8).
*Гораций, Наука поэзии, 102. Пер. М.Гаспарова.
Вот, кстати, и aretania напомнила вчера о своей статье из ОМа про вампиров (2004 г.), причем подзаголовок статьи начинается со слов "отчего вампир так мил современному человеку".
Несмотря на гламурные современные воплощения для меня вампиры всегда остаются просто ходячими трупами. В этом плане вампир из "Носферату" даже не сильно жуткое чудовище
Вообще интересно, откуда в европейских представлениях о вампирах взялся сексуальный подтекст. Конечно, ламии и инкубы-суккубы повлияли, да всякие сказки про мертвых невест и женихов. Но без этого подтекста, кажется, ни одно произведение о вампирах не обходится.
А какой там у Дракулы в конце был благородный поступок? Фильм смотрела несколько раз, но благородного поступка не помню. Может, проглядела?
Несмотря на гламурные современные воплощения для меня вампиры всегда остаются просто ходячими трупами. В этом плане вампир из "Носферату" даже не сильно жуткое чудовище
А в каких фильмах вампиры отвечают Вашим представлениям о "действительно жутких чудовищах"?
aretania, Мне кажется, что впервые я прочитала отрывки из "Молодца" в журнале "Огонек" в 1986 (или 1987) году, а до этого у нас эту поэму не издавали, ни тот вариант, что по-русски, ни тот, что по-французски. А сказку "Упырь" у Афанасьева я в детстве читала, и там еще другие сказки на эту тему были, но сейчас про них не вспомнила, так как упыри оттуда напоминали мне не вампиров, а каких-то гулей, потому что тот упырь из сказки не кровь пил, а ел покойника в церкви.
Мне не вспомнилось, а ведь Цветаева почти в то же время, что и Жид, задумалась примерно о том же: «Я прочла у Афанасьева сказку „Упырь“ и задумалась, почему Маруся, боявшаяся упыря, так упорно не сознавалась в ею виденном, зная, что назвать — спастись? Почему вместо да — нет? Страх? Но ведь от страха не только забираются в постель — и в окно выбрасываются. Нет, не страх. Пусть — и страх, но ещё что-то: Страх — и что? Когда мне говорят: сделай то-то и ты свободна, и я того-то не делаю, значит, я не очень хочу свободы, значит, мне не-свобода — дороже. А что такое дорогая несвобода между людьми? Любовь. Маруся упыря любила, и потому не называла, и теряла, раз за разом, мать — брата — жизнь. Страсть и преступление, страсть и жертва…
Вот — моя задача, когда я бралась за „Молодца“. Вскрыть суть сказки данной в костяке. Расколдовать вещь».
Roseanne, Марко Якубович
Antitheos, А ты читала книгу Стивена Кинга о жанре ужасов? Там он и об этом рассуждает. читать дальше Не знаю, насколько он прав, не задумывалась.
Танья Шейд, Мне в общем-то не важно, страшные или не страшные вампиры, просто мало произведений про них, которые мне нравятся.)
кавайный укэ,
он шел всего ничего
я сходила два раза. до сих пор вспоминаю чуть ни через день
именно - расколдованная вещь
А как ты к нему? Я люблю до беспамятства.
интересно, что монах (калуер) занимается черной магией
А какой там у Дракулы в конце был благородный поступок?
Он же девушку "отпустил", т.е. превратил из вампира обратно в человека. Причем, несмотря на ее последующие подозрения, что он-де может еще ожить, сам Дракула явно надеялся, что это его последняя смерть.
А в каких фильмах вампиры отвечают Вашим представлениям о "действительно жутких чудовищах"?
Я не большой знаток вампирских фильмов, но в "От заката до рассвета", несмотря на утрированность, они хотя бы реально монстры
В "Смерть ей к лицу" тоже концепция "забальзамированных" ходячих трупов. Технически выходит, что, хотя разлагаться труп не начинает, он все же труп - с соответствующим обликом, температурой, усохшей кожей, бельмами на глазах и т.п. Этакая мумия, вроде болотных. И весь ее привлекательный облик действительно будет только иллюзией.
myowlet, спасибо! Поищу. Я примерно понимаю механизм, но целостной картины нет.
Alnika, Мне у Цветаевой многое нравилось в детстве и юности, нравится кое-что и сейчас, а об остальном я думаю, что это хорошо, но мне не близко.
Antitheos, Ага. Непонятно, почему он не идет дальше викторианства.
Heath Weather, Да, при всех недостатках книга все равно интересная, я из нее узнала несколько книг и фильмов этого жанра, которые, может, иначе прошли бы мимо.
"Возьмите листок бумаги, ручку и записывайте свои ответы. Двадцать вопросов; на каждый вопрос по пять очков. Если вы набрали меньше семидесяти, вам необходимо вернуться и проделать школьную работу над настоящими страшными фильмами, теми, что пугают нас, потому что пугают.
Готовы? Отлично. Назовите фильмы.читать дальше
Ну что, записали ответы? Если у вас четыре или больше пропусков и нет даже догадок, чем их заполнить, вы слишком много времени проводили за “правильными” фильмами, такими как “Юлия” (Julia), “Манхэттен” (Manhattan) и “Бегство” (Breaking Away)". В этом его списке я когда-то узнала не так уж много фильмов.
вообще, наверно, надо бы наверстать хотя бы основное - в конце концов, судя по тому, как в первые десятилетия прошлого века были распространены "готические" сюжеты и в кино, и в литературе, одно должно отчасти пролить свет на другое
я собственно ужастики киношные тоже не смотрю - боюууусь
кстати, тут никто не смотрел экранизацию "Монаха" Льюиса?
читать дальше
Но фильм оказался любопытным, я не жалею, что посмотрела.
Кстати, вот тут согласна. Я бы сказала, что жанр "Сумерек" - это даже не мистика, а городское фэнтези (как "Ночной дозор" Сергея Лукьяненко).
Для меня жанр мистики подразумевает, что сверхъестественные существа окружены неким ореолом загадочности. Вот в "Тиме Талере", к примеру, я мистику вижу, несмотря на юный возраст предполагаемой аудитории. Там Тим до самого конца не может понять, что представляет из себя барон - хотя, вроде бы, о его сущности легко догадаться, стоит лишь прочесть его фамилию наоборот. И в "Дракуле" Джонатан остается один в замке врага, про которого даже не может понять вначале, человек он или нет. Тайной окутана "болезнь" Люси. К тому же, все происходящие события показаны глазами персонажей-людей, но никогда - глазами Дракулы, хотя он и считается главным героем романа. Истинные мысли и чувства Дракулы всегда остаются для читателя загадкой. Наверное, можно было бы искать другие примеры - но тогда комментарий получился бы слишком длинным.
В "Сумерках" картина совсем другая. Каллены не только не таятся от Беллы, но, напротив, с удовольствием посвящают ее во все особенности жизни вампиров, рассказывают, как "технически" действует та или иная способность вампира. Сама же Белла не испытывает перед Калленами никакого сверхъестественного трепета или страха, что лично для меня вполне понятно: незадолго до того, как Белла узнала тайну Эдварда, тот спас ей жизнь, голыми руками задержав несущийся на девушку автомобиль (причем на глазах у людей, рискуя себя раскрыть). Так что тут я вижу лишь доверие и умение героини доверять, но никак не "запретную страсть". То есть - мистическая атмосфера и ощущение таинственности отсутствует полностью.
Насчет того, что"Инфантильное отношение к сексу может являться одной из причин того, что миф о вампире всегда был так популярен у подростков, старающихся привыкнуть к своей сексуальности" - интересная гипотеза.
кстати, тут в одной беседе сказали, что те же "Сумерки" популярны потому, что как раз задействуют то самое "инфантильное отношение к сексу", ожидания девочки, которая принимает контроль за заботу и пр.
Возможно, для кого-то это и так - но со мной дело обстоит иначе. Как раз в подростковом возрасте я вампиров не любила, то есть любила книги и фильмы о вампирах - но не их самих. И потом в течение долгого времени вампиры оставались для меня единственной разновидностью "нечистой силы", к которой я не испытывала симпатии (опять же - речь о самих вампирах, а не о вампирском жанре). У меня был единственный любимый вампир - Джандер Санстар из романа Кристи Голден "Вампир туманов", но он был исключением из правила. Любить именно самих вампиров я начала как раз после "Сумерек". Почему - могла бы объяснять долго, но думаю, что делать это здесь было бы не совсем уместно. Так что себя привожу просто в качестве примера, что причины интереса к вампирам у разных людей могут быть разными, и не у всех они те же, что у большинства.
В смысле - Вам стало интересно, как устроена "нечистая сила"? Или Вас заинтересовало, почему готика популярна у читателей?
А как-нибудь расскажете поподробнее об устройстве текста в готической новелле?